город Ростов-на-Дону |
|
25 февраля 2021 г. |
дело N А53-33076/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Нарышкиной Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2020 (резолютивная часть от 04.12.2020) по делу N А53-33076/2020 по иску Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону (ИНН 6164244504, ОГРН 1066164003751) к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ИНН 6166104559, ОГРН 1176196017700) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Управление благоустройства и лесного хозяйства г. Ростова-на-Дону (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ответчик, ООО "Спецстрой") о взыскании неосновательного обогащения по муниципальному контракту N 81 от 30.07.2019 в размере 690 369,90 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2020 (резолютивная часть от 04.12.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен контракт N 81 от 30.07.2019, в соответствии с п. 1.2 которого подрядчик обязуется качественно, в установленный контрактом срок и в пределах установленной контрактом цены выполнить работы по благоустройству и озеленению по ул. Вересаева в г. Ростове-на-Дону (бывший совхоз "Декоративные культуры") в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту, являющееся его неотъемлемой частью), проектно-сметной документацией и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат надлежащим образом выполненных работ и оплатить их.
Цена контракта определена в соответствии с локальным сметным расчетом и составляет 48 778 915,27 рублей (пункт 2.1. контракта). Расчет с подрядчиком осуществляется на основании представленных подрядчиком актов выполненных работ и иной документации, указанной в пункте 2.5 контракта.
Пунктом 3.1. контракта установлен срок завершения (окончания) работ по контракту до 01.12.2019.
Как указывает истец, ответчик сдал работы по актам о приемке выполненных работ от 10.09.2019 N 1, от 15.10.2019 N 2, от 13.11.2019 N 3 и от 04.12.2019 N 5, которые подписаны заказчиком и оплачены в полном объеме.
Однако в ходе контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ростовской области в отношении Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону выявлено следующее: при приемке выполненных работ в соответствии с актами о приемке выполненных работ по ряду позиций приняты и оплачены материальные ресурсы (материалы) с завышением их конечной стоимости на 146023,07 рублей; неправомерно приняты и оплачены работы и материалы на сумму 544346,83 рублей.
Таким образом, ответчик неосновательно обогатился на сумму 690369,9 руб.
Управлением была направлена в адрес ООО "СпецСтрой" претензия с требованием возврата суммы неосновательного обогащения.
Однако ответчиком возврат денежных средств не произведен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Договорные правоотношения сторон, являющиеся предметом данного судебного разбирательства, по своей правовой природе относятся к договору долевого участия в строительстве, а также регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения; цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно п. 1 ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно п. 1 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Указанная в пункте 2.1 контракта стоимость работ является твердой.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данными в письме от 23.03.2015 N 7830-ЛС/03, сметная документация, сформированная ранее в составе проектной документации, по итогам конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта. При этом смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, предназначена для формирования первичной учетной документации в строительстве (актов сдачи-приемки выполненных работ и др.) между сторонами государственного контракта в процессе его реализации.
Как установлено судом первой инстанции, избранный подрядчиком способ выполнения работ не противоречит положениям ГОСТов и строительных норм и не приводит к ухудшению качества результата выполненных работ. На момент подписания сторонами акта о приемке выполненных работ заказчик не оспаривал стоимость выполненных работ и подписал акт с расценками и работами, соответствующими контракту. Расценки были включены в смету к контракту.
В соответствии с п. 4.4 контракта заказчик был вправе требовать у подрядчика сведений о ходе выполнения работ. Кроме того, как следует из материалов дела, за выполнением работ осуществлялся технический надзор.
Из материалов дела следует, что по сметной документации, разработанной по контракту, было получено положительное Заключение проверки достоверности применения сметных нормативов ГАУ РО "Государственная экспертиза проектов" N 2-8-1-1020-19 от 11.12.2019, что также подтверждает надлежащее выполнение работ подрядчиком.
Оценив условия контракта, а также подписанные заказчиком акты о приемке выполненных работ, суд первой инстанции пришел к выводу, что стоимость выполненных ответчиком и принятых истцом работ не превышает стоимость, согласованную сторонами в контракте.
Подрядчик при таких обстоятельствах не может и по результатам проверки соблюдения бюджетного законодательства (в которой он не участвовал и не извещался) считаться неосновательно обогатившимся, так как добросовестно исполнил контракт, результат работ имеет потребительскую ценность на полную сумму исполненного контракта, замечаний к подрядчику, в том числе гарантийных, не имеется.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Между тем, основания, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, изложены судом последовательно со ссылкой на нормы материального права и с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки указанных выводов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2020 (резолютивная часть от 04.12.2020) по делу N А53-33076/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавсказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33076/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: ООО "СПЕЦСТРОЙ"