Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2021 г. N Ф06-4185/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А12-29816/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пузиной Е.В.
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Родниковая Долина" (432017, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 21, пом. 166, ИНН 3460057273, ОГРН 1153443008619)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2020 года по делу N А12-29816/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Родниковая Долина" (432017, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 21, пом. 166, ИНН 3460057273, ОГРН 1153443008619)
к Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (400074, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39 А, оф. 502, ИНН 3444145300, ОГРН 1073444004920)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Родниковая Долина" (далее - заявитель, общество, ООО "Родниковая Долина") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 10.11.2020 N 87-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2020 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Родниковая Долина" отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" распространяется на все виды государственного строительного надзора, к которым отнесены, в том числе, мероприятия без взаимодействия. При указанных обстоятельствах, административный орган не имел права проводить в отношении Общества проверку, в том числе, мероприятия без взаимодействия.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Через канцелярию суда от Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Родниковая Долина" является застройщиком многоквартирного дома N 24 в квартале "Приозерный" жилого микрорайона "Родниковая долина-1" в Советском районе г. Волгограда (далее - жилой дом, объект) - проектная декларация N 34-000060.
На основании задания N 10 начальника отдела контроля и надзора в области долевого строительства, утвержденного 24.09.2020 заместителем руководителя инспекции, старшим консультантом отдела контроля и надзора в области долевого строительства инспекции Ларионовой О.В. 07.10.2020 проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) в виде наблюдения за соблюдением ООО "Родниковая долина" обязательных требований к раскрытию информации.
При проведении анализа установлено, что размещенная Обществом проектная декларация N 34-000060 содержит неполную информацию, изменения внесенную в проектную декларацию в установленном порядке и сроки не размещены.
По результатам проведенного мероприятия 07.10.2020 составлен отчет о проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении государственного контроля (надзора).
В результате мероприятий по контролю административным органом выявлены допущенные ООО "Родниковая Долина" нарушения установленных законодательством о долевом строительстве требований к проектной декларации, размещенной в ЕИСЖС по состоянию на 07.10.2020, а именно не размещены изменения в проектную декларацию N 34-000060:
- о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации (пункт 4 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ);
- о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года (пункт 6 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ);
- о планируемом подключении (технологическом присоединении) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и размере платы за такое подключение - технические условия для присоединения к электрическим сетям от 20.12.2019 N 1670/ТП-15 (пункт 6 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ);
- о генеральном подрядчике, о предельных параметрах разрешенного строительства, о наличии и площади частей жилого помещения, о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства (пункты 1, 4, 7 и 9.1 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ).
Административный орган квалифицировал выявленные нарушения ООО "Родниковая Долина" по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
27 октября 2020 года административным органом в отношении ООО "Родниковая долина" составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ (л.д.108-113).
10 ноября 2020 года административным органом вынесено постановление N 87-Д/2020 о привлечении ООО "Родниковая долина" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 201 000 руб. (л.д.143-156).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив наличие состава вменяемого правонарушение и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствие оснований для снижения размера административного штрафа и замены его на предупреждение, отказал в удовлетворении требований Общества.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 214-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Как следует из абз. 3 п. 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 N 211-п, Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять на территории Волгоградской области, в частности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, то есть контролирующим органом.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3.1, ч. 4 ст. 23.3 Закона N 214-ФЗ, застройщик обязан размещать в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) информацию, раскрытие которой предусмотрено Законом N 214-ФЗ, в том числе, проектную декларацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 г. N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве адреса сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлен адрес сайта http://наш.дом.рф/.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан обеспечивать свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной Законом N 214-ФЗ, путем размещения ее в ЕИСЖС, указанной в ст. 23.3 Закона N 214-ФЗ. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Застройщик обязан разместить в ЕИСЖС проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями (пункт 3 части 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ).
Из части 1 статьи 19 Закона N 214-ФЗ следует, что проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации.
Согласно ч. 4 ст. 19 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 19 Закона N 214-ФЗ.
Требованиями части 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей до начала действия с 13.07.2020 Закона N 202-ФЗ) предусмотрена обязанность застройщика ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).
В силу части 6 статьи 19 Закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей до начала действия с 13.07.2020 Закона N 202-ФЗ) изменения, внесенные в проектную декларацию, подлежали размещению застройщиком в ЕИСЖС в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.
13.07.2020 вступили в силу изменения, внесенные Законом N 202-ФЗ в Закон N 214-ФЗ, в частности часть 4 статьи 19 Закона N 214-ФЗ, согласно которым среди прочего, застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием ЕИСЖС изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, на момент обнаружения данного административного правонарушения обязанность застройщика по размещению в ЕИСЖС изменений в проектную декларацию также сохранялась.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона N 214-ФЗ информация о застройщике должна содержать сведения о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимали участие застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию.
Материалами дела установлено, что 07.10.2020 в 17 ч. 25 мин. при посещении старшим консультантом отдела контроля и надзора в области долевого строительства Инспекции Ларионовой О.В., в рамках задания от 24.09.2020 N 10, сайта ЕИСЖС http://наш.дом.рф/, установлено, что застройщик ООО "Родниковая долина" не разместило в установленные сроки проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями.
31.03.2020 администрацией Волгограда ООО "Родниковая Долина" выданы разрешение N 34-Ru 34301000-61126-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 114, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии полковника Добрушина, д. 5а и разрешение N 34-Ru 34301000-61125-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 112, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии майора Степанищева, д. 18а.
Изменения в проектную декларацию, касающиеся информации о проектах строительства, должны быть внесены в проектную декларацию не позднее 03.04.2020 (третий рабочий день после 31.03.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 10.04.2020 (пятый рабочий день после 03.04.2020).
09.04.2020 администрацией Волгограда ООО "Родниковая долина" выдано разрешение N 34-Ru 34301000-61124-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 113, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. гвардии полковника Добрушина, д. 76.
Изменение в проектную декларацию, касающееся информации о проектах строительства, должно быть внесено в проектную декларацию не позднее 14.04.2020 (третий рабочий день после 09.04.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 21.04.2020 (пятый рабочий день после 14.04.2020).
17.04.2020 администрацией Волгограда ООО "Родниковая Долина" выданы разрешение N 34-Ru 34301000-6130-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 103, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. гвардии майора Степанищева, д. 12а и разрешение N 34-Ru 34301000-61122-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 111, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии майора Степанищева, д. 16а.
Изменения в проектную декларацию, касающиеся информации о проектах строительства, должны быть внесены в проектную декларацию не позднее 22.04.2020 (третий рабочий день после 17.04.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 29.04.2020 (пятый рабочий день после 22.04.2020).
17.06.2020 администрацией Волгограда ООО "Родниковая Долина" выданы разрешение N 34-Ru 34301000-61150-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 23 в квартале "Приозерный", расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. гвардии сержанта Шумского, з/у 5а, разрешение N 34-Ru 34301000-61110-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 65, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии капитана Курсекова, д. 10, разрешение N 34-Ru 34301000-61111-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 66, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии капитана Курсекова, д. 6 и разрешение N 34-Ru 34301000-61108-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 68, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии капитана Курсекова, д. 8.
Изменения в проектную декларацию, касающиеся информации о проектах строительства, должны быть внесены в проектную декларацию не позднее 22.06.2020 (третий рабочий день после 17.06.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 30.06.2020 (пятый рабочий день после 22.06.2020).
Вышеуказанные изменения в проектную декларацию N 34-000060 застройщиком по состоянию на 07.10.2020 в ЕИСЖС не размещены.
Доказательств обратного материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения дела судам не представлено.
Также, согласно отчету о проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) от 07.10.2020 Обществом, на основании части 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ, в ЕИСЖС размещены бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 4 квартал 2019 года, составленные 30.03.2020.
Изменения в проектную декларацию о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 4 квартал 2019 года застройщиком должны быть внесены не позднее 02.04.2020 (третий рабочий день после 30.03.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 09.04.2020 (пятый рабочий день после 02.04.2020).
ООО "Родниковая Долина" в ЕИСЖС размещены бухгалтерский баланс и финансовых результатах за 1 квартал 2020 года, составленные 29.05.2020.
Изменения в проектную декларацию о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 1 квартал 2020 года застройщиком должны быть внесены не позднее 03.06.2020 (третий рабочий день после 29.05.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 10.06.2020 (пятый рабочий день после 03.06.2020).
В тоже время приведенные изменения в проектную декларацию N 34-000060 застройщиком по состоянию на 07.10.2020 в ЕИСЖС не размещены.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ информация о проекте строительства должна содержать сведения о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения и размере платы за такое подключение.
20.12.2019 ПАО "Волгоградские межрайонные электрические сети" на жилой дом N 24 застройщику ООО "Родниковая Долина" выданы технические условия (т. 1 л.д. 97-98) для присоединения к электрическим сетям N 1670/ТП-15 (данная информация поступила в инспекцию в мае 2020 года - письмо ООО "Рент-Сервис" от 22.05.2020 N 14-РС, т.1 л.д. 89 ). Изменение в проектную декларацию, касающееся информации о планируемом подключении (технологическом присоединении) объекта к электрическим сетям, должно быть внесено в проектную декларацию не позднее 25.12.2019 (третий рабочий день после 20.12.2019), и размещены в ЕИСЖС не позднее 09.01.2020 (пятый рабочий день после 25.12.2019).
Однако указанное изменение в проектную декларацию N 34-000060 застройщиком по состоянию на 07.10.2020 в ЕИСЖС не размещено.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ в проектной декларации должна быть указана информация о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком. Однако в проектной декларации N 34-000060 данная информация отсутствует.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ в проектной декларации должна быть указана информация о предельных параметрах разрешенного строительства.
Данная информация в проектной декларации N 34-000060 отсутствует.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ в проектной декларации должна быть указана информация о наличии и площади частей жилого помещения и нежилого помещения. Однако в проектной декларации N 34-000060 информация о наличии и площади частей жилого помещения отсутствует.
Как следует из пункта 9.1 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ в проектной декларации должна быть указана информация о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.
В проектной декларации N 34-000060 данная информация отсутствует. Форма проектной декларации по состоянию на 07.10.2020 не предусматривает отдельных (специальных) граф для заполнения информации, установленной пунктами 1, 4, 7 и 9.1 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно установлено, что техническая возможность указания таких сведений в проектной декларации имеется путем указания в разделе 8 "иная информация о застройщике".
Таким образом, в результате мероприятий по контролю административным органом выявлены допущенные ООО "Родниковая Долина" нарушения установленных законодательством о долевом строительстве требований к проектной декларации, размещенной в ЕИСЖС по состоянию на 07.10.2020, а именно не размещены изменения в проектную декларацию N 34-000060:
- о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации (пункт 4 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ);
- о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года (пункт 6 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ);
- о планируемом подключении (технологическом присоединении) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и размере платы за такое подключение - технические условия для присоединения к электрическим сетям от 20.12.2019 N 1670/ТП-15 (пункт 6 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ);
- о генеральном подрядчике, о предельных параметрах разрешенного строительства, о наличии и площади частей жилого помещения, о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства (пункты 1, 4, 7 и 9.1 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ).
Указанные нарушения зафиксированы административным органом в Отчете.
Факт размещения в ЕИСЖС проектной декларации N 34-000060 с неполными и недостоверными сведениями, а также размещении изменений в проектную декларацию сведений с нарушением установленного срока, подтверждён материалами дела, в том числе, отчетом, протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2020 года, и Обществом не оспорен.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина ООО "Родниковая долина" заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для выполнения установленной обязанности, им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований по предоставлению отчетности.
В материалы дела Обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ.
Заявитель жалобы не оспаривает факт выявленных нарушений, ссылается на то, что административный орган не имел права проводить в отношении Общества проверку, в том числе, мероприятия без взаимодействия, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438), установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только: а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления; б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего постановления; в) плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения возможно не только в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и в ходе осуществления государственного контроля (надзора) посредством деятельности уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
В силу положений статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления.
В результате выявления нарушения по результатам проведенного наблюдения лицо, его проводившее, имеет право при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения, возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП, а также направить в соответствующий орган мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о проведении (не проведении) внеплановой проверки по установленным законом основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований в области долевого строительства ООО "Родниковая долина", которые зафиксированы в Отчете от 07.10.2020.
При осмотре административным органом Интернет-сайта ЕИСЖС привлечения представителей Общества либо иных лиц не требовалось.
В данном случае факт совершения Обществом вменяемого правонарушения выявлен путем непосредственного обнаружения должностным лицом в ходе проведения систематического наблюдения.
Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 в рассматриваемом случае неприменимы.
Соответственно не имеется оснований считать, что административным органом допущены нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 в части ограничения проведения проверочных мероприятий до 31.12.2020 г., влекущие недействительность результатов проверки.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судами не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 2 ст.14.28 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 200 000 до 400 000 рублей.
Административным органом, с учетом того, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности по ст. 14.28 КоАП РФ (постановление от 13.08.2020 N 67-Д/2020, от 22.09.2020 N 78-д/2020) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 201 000 руб.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, не применение судом первой инстанции к возникшим правоотношениям положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом, что Общество ранее привлекалось с административной ответственности по однородному правонарушению, соответствует материалам дела и закону не противоречит.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, учитывая, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 14.28 КоАП РФ постановлениями от 13.08.2020 N 67-Д/2020, от 22.09.2020 N 78-д/2020. Административные штрафы не уплачены. Особая значимость общественных отношений в сфере долевого строительства МКД исключает возможность замены штрафа на предупреждение.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий для замены штрафа на предупреждение.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2020 года по делу N А12-29816/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29816/2020
Истец: ООО "РОДНИКОВАЯ ДОЛИНА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ