Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2021 г. N Ф07-7488/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А56-132994/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Горбачевой О.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кузнецовой Н.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованных лиц: Войтко А.Н. на основании доверенностей от 30.12.2020, 07.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37666/2020) ОАО "Завод "Лентеплоприбор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2020 по делу N А56-132994/2019, принятое
по заявлению ОАО "Завод "Лентеплоприбор"
к 1) МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области; 2) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
об оспаривании поручения, распоряжения, уведомления, действий
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Завод "Лентеплоприбор" (ОГРН: 1027801567540, адрес: 194044, Санкт-Петербург, пер. Зеленков, 7, А; далее - ОАО "Завод "Лентеплоприбор", Общество, Завод) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к заинтересованным лицам - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (ОГРН: 1097847130886, адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, 2/6, лит. А; далее - МТУ Росимущества, заинтересованное лицо-1), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994, адрес: 109012, Москва, пер. Никольский, 9; далее - Агентство, ФАУГИ, заинтересованное лицо-2) с заявлением, содержащим требования об оспаривании поручения ФАУГИ от 22.10.2019 N ИП-03/35566 о проведении внеплановой поверки (далее - Поручение), распоряжения МТУ от 29.10.2019 N 78-207-р (далее - Распоряжение), Уведомления МТУ от 30.10.2019 N 78-СШ-3/5848 (далее - Уведомление), признании незаконными действий МТУ по проведению внеплановой проверки, выразившихся в запросе документов и сведений от 14.11.2019 N 78-СШ-03/6651.
Решением от 30.11.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал; возвратил ОАО "Завод "Лентеплоприбор" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 10.10.2018 N 689.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Завод "Лентеплоприбор" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что проверка Общества назначена в порядке государственного контроля на предмет правомочности предоставленных преференций и выполнения государственного оборонного заказа, вместе с тем, заинтересованными лицами не соблюдены требования Закона N 294-ФЗ. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, проведение внеплановой проверки не отнесено к компетенции Росимущества.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
ОАО "Завод "Лентеплоприбор", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Завод образован в 1995 году в результате приватизации государственного предприятия "Опытный Завод "Лентеплоприбор"; 100% объема выпускаемой Заводом продукции поставляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа; Завод является единственным в России производителем устройства программно-временного микроэлектронного (УВПМ) и информационно-цифровых комплексов (ИЦК), используемых в современном вооружении боевых сил Российской армии, аналогов изделий не существует; Министерством на Завод возложены обязательства по выполнению мобилизационного задания; промышленный выпуск изделий военного назначения осуществляется с 1953 года в корпусах зданий, занимаемых Заводом по адресу: Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, которые в результате проведенной в 1995 году приватизации остались в федеральной собственности.
Завод (арендатор) и ФГУП "Дирекция инвестиционной деятельности" (арендодатель) 10.03.2016, руководствуясь распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - ТУ Росимущества; впоследствии - Управление) от 01.03.2016 N 89-р "О предоставлении государственной преференции открытому акционерному обществу "Завод "Лентеплоприбор" (об использовании объектов недвижимости по адресам N Санкт-Петербург, Зеленков переулок, д. 7а, лит. З, И)" (далее - Распоряжение N 89-р), заключили Договор аренды, по условиям которого арендодатель передает арендатору, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения 1-Н, 3-Н - 16-Н, 18-Н - 23-Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, лит. З, а также нежилое здание общей площадью 827,9 кв.м, кадастровый номер 78:36:0501203:2004, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, лит. И.
Дополнительным соглашением от 01.08.2016 N 1 на период с 01.08.2016 по 31.07.2017 пункт 1.1 Договора изложен в редакции, согласно которой арендодатель передает арендатору, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения 3-Н, 4-Н, 7-Н - 13-Н, 16-Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, лит. З, а также нежилое здание общей площадью 827,9 кв.м, кадастровый номер 78:36:0501203:2004, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, лит. И.
Сторонами также подписаны дополнительные соглашения от 01.03.2017 N 2, от 01.12.2018 к Договору. Согласно пункту 1.2 Договора объекты принадлежат Дирекции на праве хозяйственного ведения, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра). В силу пункта 1.3 арендатор имеет право использовать объекты исключительно в производственно-хозяйственных целях для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует в течение 5 лет (пункт 2.1 Договора). Договор и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы Управлением Росреестра в установленном законном порядке.
Распоряжением ТУ Росимущества от 21.04.2017 N 139-р "Об изъятии в казну Российской Федерации недвижимого имущества, расположенного по адресам, в том числе: Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, лит. Ж, пом. 2-Н, 7-Н, 8-Н; Санкт-Петербург, Зеленков пер., д. 7а, лит. З, пом. 1-Н, 3-Н, 4-Н, 5-Н, 6-Н, 7-Н, 8-Н, 9-Н, 10-Н, 11-Н, 12-Н, 13-Н, 14-Н, 15-Н, 16-Н, 18-Н, 19-Н, 20-Н, 21-Н, 22-Н, 23-Н" указанные в распоряжении объекты недвижимости переданы в казну Российской Федерации, право хозяйственного ведения Дирекции прекращено. На праве хозяйственного ведения у Дирекции остались котельная (д. 7а лит. И по Зеленкову пер.) и помещения 2-Н, 17-Н в здании 7а лит. З по Зеленкову пер.
Поручением ФАУГИ от 22.10.2019 N ИП-03/35566 о проведении внеплановой поверки, МТУ поручено провести проверку фактического целевого использования федерального имущества по договору аренды от 10.03.2016 N 52/Д/АР (далее - Договор аренды); Поручение принято в связи с поступлением на исполнение поручения Министерства экономического развития РФ от 30.09.2019 N14689-ОГ.
Распоряжением МТУ от 29.10.2019 N 78-207-р, принятым во исполнение Поручения создана комиссия для проведения внеплановой тематической проверки объектов недвижимого имущества, переданных Заводу по Договору аренды и находящихся по адресу Санкт-Петербург, Зеленков пер., д.7а лит.З и лит.И, а также определены сроки проведения указанной проверки.
Уведомлением МТУ, адресованным Заводу от 30.10.2019 N 78-СШ-3/5848 о проведении на основании Распоряжения во исполнение Поручения в конкретный срок внеплановой тематической проверки объектов недвижимого имущества, переданных Заводу по Договору аренды и находящихся по адресу Санкт-Петербург, Зеленков пер., д.7а лит. З и лит. И, Обществу указано обеспечить доступ на Объекты проверки и обеспечить участие своего представителя в проверке, а также уведомить сторонних лиц, находящихся на Объектах, о необходимости присутствовать при проведении проверки и расписываться в акте проверки об ознакомлении с его содержанием с указанием замечаний (при наличии таковых).
Запросом МТУ от 14.11.2019 N 78-СШ-03/6651 Заводу предложено представить следующие документы и сведения:
- О государственных контрактах, заключенных за истекший период 2019 года, по выполнению государственных оборонных заказов для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, заключенных между МО РФ и Обществом, и /или иным лицом, в объектах по адресам: Зеленков пер., д.7А, лит.З и лит.И
- Является ли общество исполнителем и в каком качестве госконтрактов по выполнению государственных оборонных заказов для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
- документы, подтверждающие затраты Общества по эксплуатационным и коммунальным расходам, связанным с содержанием и пользованием Объектов проверки;
- надлежащим образом оформленные договоры со страховой компанией с момента заключения договора аренды до настоящего момента;
- документ, подтверждающий исполнение пункта 3.3.17 Договора аренды;
- документы, подтверждающие затраты Общества на проведение ремонтных работ капитального характера в сумме 61 922 760 руб. в соответствии с п.4.1 Договора аренды;
- Штатное расписание Общества;
- договоры, акты выполненных работ, акты приемки и иные подтверждающие документы, заключенные с третьими лицами, о выполнении государственного оборонного заказа для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства на оборудовании общества.
Ссылаясь на осуществление в вышеуказанных помещениях деятельности, связанной с выполнением государственного оборонного заказа, Завод полагает, что Поручение, Распоряжение, Уведомление и Запрос подтверждают проведение проверки на предмет соблюдения проверяемым лицом при осуществлении своей деятельности требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа и исполнения государственной преференции, а подобная проверка не находится в сфере компетенции Росимущества.
Изложенные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованных лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявлены Обществом в соответствии с указанной нормой АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
В пункте 5.10 названного Положения указано, что Росимущество проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Порядок проведения таких проверок установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 26.10.2011 N 598 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности" (далее - Административный регламент).
В Административном регламенте под проверкой понимается совокупность проводимых работниками Росимущества и территориальных органов Росимущества мероприятий по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам.
Пунктом 3.11 Административного регламента определены следующие виды проверок:
1) плановые проверки - проводятся на основании плана-графика проверок, утверждаемого руководителем Росимущества;
2) внеплановые проверки - проводятся по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, руководителя Росимущества или заместителя руководителя Росимущества в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя Росимущества, по обращению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в случаях получения информации о нарушениях правообладателем (пользователем) законодательства Российской Федерации, свидетельствующей о необходимости принятия безотлагательных мер по устранению выявленных нарушений.
Согласно пункту 3.13 Административного регламента Росимущество, территориальные органы Росимущества могут проводить (назначать, принимать решения о проведении) плановые (проводимые в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок) и внеплановые (проведение которых не предусмотрено планом-графиком проверок) проверки:
без выезда по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности правообладателя (пользователя) или месту нахождения объекта недвижимости (далее - документарные проверки);
с выездом по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности правообладателя (пользователя) или месту нахождения объекта недвижимости (далее - выездные проверки).
В соответствии с пунктом 3.17 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, руководителя Росимущества или заместителя руководителя Росимущества в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя Росимущества, обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, а также информация, поступившая в Росимущество из средств массовой информации, от граждан, юридических лиц, о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда федеральному имуществу, жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда федеральному имуществу, жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав граждан.
В рамках исполнения пунктов 3.19 - 3.21 Административного регламента сотрудниками МТУ Росимущества издано распоряжение от 29.10.2019 N 78-207-р "О проведении внеплановой тематической проверки объектов недвижимого имущества, переданных по договору аренды объектов недвижимости от 10.03.2016 N58/Д/АР Открытому акционерному обществу "Завод "Лентеплоприбор", расположенных по адресам: Санкт-Петербург, Зеленкова пер., д. 7а, лит. 3 и лит. И", срок проведения проверки с 05.11.2019 по 18.11.2019.
В рамках исполнения пункта 3.23 Административного регламента в адрес Общества направлено уведомление 01.11.2019 о проведении проверки от 30.10.2019 N 78-СШ-03/5848, уведомление получено 11.11.2019.
В обоснование заявления и апелляционной жалобы Общество указывает на то, что спорная проверка проведена заинтересованными лицами с нарушением процедуры согласования проверки с органами прокуратуры в рамках федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Указанные доводы Общества являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно и обоснованно им отклонены.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, спорная проверка проведена заинтересованным лицом в рамках поручения Росимущества OT22.10.2019 N ИП-03/35566 (вх. от 23.10.2019 N 78-9093) по вопросу проведения совместной с Предприятием проверки фактического целевого использования федерального имущества по Договору аренды, ввиду поступления в Росимущество обращения заявителя И.В. Беговатовой от 20.08.2019 б/н.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вместе с тем, проводимая МТУ Росимущества проверка осуществлялась в соответствии с требованиям Административною регламента и не несла под собой контрольных и надзорных мероприятий по соблюдению требований федерального, регионального и местного законодательства, следовательно, не подпадала под предмет регулирования Закона N 294-ФЗ.
Внеплановая проверка проводится МТУ Росимущества с целью проверки объектов недвижимого имущества, переданных по Договору аренды Обществу, как представителем собственника имущественного комплекса Российской Федерации.
В рамках проверки МТУ Росимущества в адрес Министерства обороны Российской Федерации направлен запрос от 05.11.2019 N 78-ЕФ-03/6177 о представлении информации о государственных контрактах по выполнению государственных оборонных заказов для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, заключенных между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Завод "Лентеплоприбор" и (или) иным лицом, в Объектах, а также информации о том, является ли Общество исполнителем и в каком качестве государственных контрактов по выполнению государственных оборонных заказов для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Министерство обороны Российской Федерации письмом от 21.11.2019 N 235/2/316666 (вх. МТУ Росимущества от 10.12.2019 N 78-13108-дсп) сообщило, что Общество привлекается в качестве соисполнителя работ в части выполнения мероприятий продления гарантийных сроков эксплуатации информационно-цифровых комплексов при исполнении государственных контрактов. Действующих государственных контрактов между Обществом и Минобороны России не имеется.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, предметом проверки МТУ Росимущества являлось соблюдение владельцем недвижимого имущества обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, действия МТУ Росимущества по проведению внеплановой проверки, выразившиеся в запросе документов и сведений от 14.11.2019 N 78-СШ-03/6651, полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности положениям Административного регламента, согласно подпункту 1 пункта 3.27 которого уполномоченные лица осуществляют проверку, в ходе которой запрашивают и получают от руководителя и работников проверяемого правообладателя (пользователя) в рамках предмета проверки необходимые документы (информацию) за проверяемый период.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 ноября 2020 года по делу N А56-132994/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод "Лентеплоприбор" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Завод "Лентеплоприбор" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-132994/2019
Истец: ОАО "ЗАВОД "ЛЕНТЕПЛОПРИБОР"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом