Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 июня 2021 г. N Ф10-2254/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А68-9662/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., в отсутствие заявителя - Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785), заинтересованного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Северо-Задонский водоканал" (Тульская область, г. Донской, ОГРН 1167154058686, ИНН 7114022770) Богданова Сергея Владимировича, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Северо-Задонский водоканал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.12.2020 по делу N А68-9662/2020 (судья Заботнова О.М.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приокское управление Ростехнадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к директору общества с ограниченной ответственностью "Северо-Задонский водоканал" (далее - ООО "Северо-Задонский водоканал", общество) Богданову Сергею Владимировичу о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.12.2020 заявленные требования удовлетворены, Богданов С.В. привлечен к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Богданов С.В. обжаловал его в апелляционной порядке.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 27.07.2020 от акционерного общества "ТНС энерго Тула" (далее - АО "ТНС энерго Тула") вх. N 231/12367 в управление поступили материалы по факту нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в отношении потребителя электрической энергии - ООО "Северо-Задонский водоканал", расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Северо-Задонск, ул. Школьная, д. 45б.
Из указанных материалов усматривается, что ООО "Северо-Задонский водоканал" ненадлежащим образом выполняет обязательства в части оплаты потребленной электроэнергии по договору на снабжение электрической энергией от 27.06.2016 N 1460063, по условиям которого АО "ТНС энерго Тула" обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а ООО "Северо-Задонский водоканал" обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию (мощность).
Факт наличия задолженности подтверждается копиями счетов-фактур за период с 31.01.2019 по 31.05.2019 и справкой начальника управления реализацией юридических лиц от 29.06.2020 N 01/2-6622/1/АЯ.
ООО "Северо-Задонский водоканал" включено в Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, который может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утвержденный постановлением Правительства Тульской области от 26.06.2017 N 256.
Согласно уведомлению АО "ТНС энерго Тула" от 18.10.2019 исх. N кп-т 1249 об обязанности предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), направленного в адрес ООО "Северо-Задонский водоканал", задолженность за электрическую энергию по договору за период с января 2019 года по май 2019 года составила 3 996 873 руб. 66 коп.
В вышеуказанном уведомлении установлена величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии по договору в размере 1 614 812 руб. 22 коп. Также установлен срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате - 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств. АО "ТНС энерго Тула" установило срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение: в течение 65 дней со дня получения данного уведомления.
Уведомление АО "ТНС энерго Тула" от 18.10.2019 исх. N кп-т 1249 об обязанности предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), направленное в адрес ООО "Северо-Задонский водоканал", получено потребителем электрической энергии 28.10.2019, о чем свидетельствует отчет с сайта АО "Почта России".
Установленный в уведомлении срок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии истек.
ООО "Северо-Задонский водоканал" задолженность по оплате электрической энергии, поставленной согласно договору продажи электрической энергии, не погасило.
В установленный срок обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии в адрес АО "ТНС энерго Тула" согласно уведомлению от 18.10.2019 исх. N кп-т 1249 предоставлено не было. Факты отсутствия оплаты за потребленную электроэнергию и отсутствия предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии подтверждается справкой АО "ТНС энерго Тула" от 29.06.2020 N 01/2-6622/1/АЯ.
В период, в течение которого необходимо было представить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, директором ООО "Северо-Задонский водоканал" являлся Богданов С.В., о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.
По данному факту в отношении директора ООО "Северо-Задонский водоканал" должностным лицом Приокского управления Ростехнадзора 01.10.2020 составлен протокол N 06-22-122П/20 об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ.
Учитывая, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Возражая против заявленных требований, привлекаемое лицо указало, что ООО "Северо-Задонский водоканал" были направлены запросы о предоставлении банковской гарантии в ПАО ВТБ (запросы от 01.02.2020, от 15.10.2020), в ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие" (запросы от 01.02.2020, от 15.10.2020), в АО Банк "Русский стандарт" (запросы от 01.02.2020, от 15.10.2020), в ПАО Банк "Московский индустриальный банк" (запросы от 01.02.2020, от 15.10.2020), администрацию МО г. Донской. ПАО "Московский индустриальный банк" представило ответы на запросы, в которых сообщило, что не может предоставить банковскую гарантию с целью обеспечения обязательств по оплате электрической энергии. ПАО ВТБ направило ответы на запросы, в которых сообщило, что предоставление банковской гарантии возможно только под денежное обеспечение - размещение депозита юридического лица в размере суммы испрашиваемой банковской гарантии на срок действия банковской гарантии, увеличенный на 20 календарных дней. Администрация МО г. Донской в ответ на запрос сообщило, что на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов выдача муниципальной гарантии из бюджета муниципального образования не предусмотрена. Ответы из АО Банк "Русский стандарт", ПАО "Открытие" не представлены.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 14.62 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективную сторону этого правонарушения составляет неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате, в частности, электрической энергии (мощности).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванного федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Частью 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что для потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
ООО "Северо-Задонский водоканал" включено в Перечень потребителей электрической энергии в Тульской области, ограничение режима потребления электрической энергии, который может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утвержденный постановлением Правительства Тульской области от 26.06.2017 N 256.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен главой XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В силу пункта 255 Основных положений N 442 потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Квалифицирующим признаком соответствия названного субъекта критериям, установленным абзацем первым пункта 255 Основных положений N 442, является наличие у такого лица задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденной вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем. Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ) (абзацы второй и третий пункта 255 Основных положений N 442).
В рассматриваемом случае, поскольку ООО "Северо-Задонский водоканал" по состоянию на 18.10.2019 обладало квалифицирующими признаками лица, в отношении которого у гарантирующего поставщика возникла обязанность по направлению уведомления о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), то АО "ТНС энерго Тула" правомерно направило в адрес общества уведомление от 18.10.2019 исх. N кп-т 1249 об обязанности предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), которое получено предприятием 28.10.2019.
Факт непредставления директором ООО "Северо-Задонский водоканал" Богдановым С.В. в установленный в уведомлении срок обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии подтверждается материалами дела.
Следовательно, директором общества Богдановым С.В. нарушен порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
На основании изложенного суд области пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях (бездействии) Богданова С.В. имеется объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина должностного лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции на основе установленных фактических обстоятельств пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств того, что директором общества своевременно принимались меры, направленные на соблюдение вышеприведенных норм законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, либо наличия каких-либо препятствий для исполнения своих обязанностей.
Повторяемый в апелляционной жалобе довод о том, что директором общества были предприняты меры по обращению в кредитные организации с целью получения банковской гарантии и в местную администрацию, правомерно отклонены судом, поскольку представленные в материалы дела запросы в банки, администрацию и ответы на них не соотносятся с уведомлением АО "ТНС энерго Тула" от 18.10.2019 (полученным обществом 28.10.2019). Так, запрос в администрацию датирован 25.05.2018, то есть до вынесения уведомления от 18.10.2019, а запросы в кредитные организации датированы 15.10.2020, 01.02.2020, то есть после срока, в течение которого было необходимо предоставить обеспечение.
Ссылка Богданова С.В. на обращение в АО "ТНС энерго Тула" с письменным заявлением о реструктуризации задолженности в размере 3 996 873 руб. 66 коп. отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку доказательств такого обращения в материалы дела не представлено.
Таким образом, по справедливому суждению суда, в действиях (бездействии) Богданова С.В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении прокуратурой не нарушена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей назначено директору общества в минимальном размере санкции статьи 14.61 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, не установлено. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не имеется, так как ранее вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 27.10.2020 по делу N А68-6304/2020 Богданов С.В. был привлечен к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела установлены судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Богданову С.В. в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей, излишне уплаченная по чеку-ордеру от 21.12.2020 (операция: 4993).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.12.2020 по делу N А68-9662/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Богданову Сергею Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 21.12.2020 (операция: 4993).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9662/2020
Истец: Приокское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Приокское управление
Ответчик: Богданов Сергей Владимирович, ООО директор "Северо-Задонский водоканал" Богданов Сергей Владимирович
Третье лицо: ООО Директор Северо-Задонский водоканал Богданова С.В., ООО директору Северо-задонский водоканал Богданову СВ