г. Саратов |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А06-2375/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 25.02.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 26.02.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2020 года по делу N А06-2375/2020 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" (ОГРН 1183025003732, ИНН 3023020834, 416322, Астраханская область, Камызякский район, с. Затонулица, ул. Абая, д. 13, лит.13 Л.)
к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ОГРН 1053000018224, ИНН 3015068624, 414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 31)
третье лицо - Прокуратура Астраханской области (ОГРН 1033000803109, ИНН 3017002876, 414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, д.13, к. 1)
о признании незаконным ненормативного акта и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" - Бикеева И.П., представитель по доверенности от 14.12.2020 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области - Садретдинова С.Р., представитель по доверенности N 01-11-02-2269 от 13.11.2020 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Прокуратуры Астраханской области - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" (далее - ООО "Астраханский рисовод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - Министерство) с заявлением, утоненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения, изложенного в распоряжении от 10.12.2019 N 160 об отказе в предоставлении субсидии и обязании устранить допущенные нарушения путем осуществления действий, связанных с предоставлением субсидии по заявлению от 27.11.2019 (т. 1 л.д. 153).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Прокуратура Астраханской области.
Решением Арбитражного суд Астраханской области от 09 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" в судебном заседании, состоявшимся путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Астраханской области в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Астраханской области в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.01.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" 27.11.2019 обратилось в Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 N 28-П (далее - Порядок) т. 1 л.д. 12-15.
Заявление ООО "Астраханский рисовод" было рассмотрено на заседании Комиссии по рассмотрению заявлений и документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях получения субсидии 05.12.2019. По результатам рассмотрения заявления члены Комиссии решили, что имеются основания для отказа ООО "Астраханский рисовод" в предоставлении субсидии. По результатам заседания Комиссии составлен протокол от 05.12.2019 N 19 (т. 1 л.д. 102-104).
На основании протокола Комиссии по рассмотрению заявлений и документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях получения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства от 05.12.2019 N 19, Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области вынесено распоряжение от 10.12.2019 N 160 об отказе ООО "Астраханский рисовод" в предоставлении субсидии (т. 1 л.д. 105).
В данном распоряжение в качестве основания отказа указано на несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя требованиям, установленным пунктом 1.5 раздела 1 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 N 28-П.
О результатах рассмотрения заявления ООО "Астраханский рисовод" уведомлен письмом от 11.12.2019 N 02-07-7697 (т. 1 л.д. 107).
Не согласившись с решением Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, ООО "Астраханский рисовод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на момент подачи заявления в Министерство не подтвердило, поскольку финансовый (календарный год) не закончен. Следовательно, Общество не могло соответствовать требованиям, предусмотренным правовыми актами в силу прямого указания закона.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, субсидии предоставляются сельскохозяйственному товаропроизводителю при соответствии их определенным условиям.
Постановлением Правительства Астраханской области от 8 февраля 2017 N 28-П утвержден Порядок предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), отвечающим требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", осуществляющим свою деятельность на территории Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2.20 Порядка, комиссия в течение 6 рабочих дней со дня поступления документов сельскохозяйственных товаропроизводителей в порядке очередности регистрации министерством указанных документов с учетом требований пункта 1.6 раздела 1 настоящего Порядка рассматривает их и принимает решения о наличии оснований для предоставления (отказа в предоставлении) субсидии, которые оформляются протоколом заседания комиссии.
Решение о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии принимается комиссией при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных пунктом 2.22 раздела 2 Порядка.
При этом согласно пункту 2.21 Порядка, Министерство на основании решения комиссии о наличии оснований для предоставления (отказа в предоставлении) субсидии в течение 3 рабочих дней со дня его принятия принимает решение о предоставлении субсидии и заключении с сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашения о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии, которое оформляется правовым актом министерства. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении указывается основание принятия такого решения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что фактически заявитель не согласен с выводом Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области и суда первой инстанции по вопросу применения понятия "календарный год" в целях определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии со статьей 3 Закона N 264-ФЗ.
Из правового анализа статьи 3 Закона N 264-ФЗ следует, что право на компенсацию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. При этом условие "за календарный год" определено как императивное и перечисленными выше актами дополнительно не раскрывается.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (пункт 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете).
Такое же определение календарному году дано в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени", в соответствии с которым календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.
В силу указанного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации сельскохозяйственных товаров (работ, услуг), доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, то есть за период с 01 января по 31 декабря.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с заявлением о предоставлении субсидии Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" обратилось в Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области 27.11.2019 (т. 1 л.д. 12).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Астраханский рисовод" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2018, первым отчетным годом для Общества является период с даты его регистрации в качестве юридического лица - 01.06.2018 по 31.12.2018, который, соответственно, не совпадает с календарным годом.
Период с 01.01.2019 по 27.11.2019, также не совпадает с календарным годом, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно отмечено, что ООО "Астраханский рисовод", зарегистрированное 01.06.2018, не могло подтвердить долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов, как за предыдущий, так и за текущий календарный год.
Таким образом, Общество статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на момент подачи заявления в Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области не подтвердило, поскольку финансовый (календарный год) не закончен.
Следовательно, Общество не могло соответствовать требованиям, предусмотренным вышеназванными правовыми актами в силу прямого указания закона.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что при вынесении решения судом первой инстанции ошибочно применены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также учтены разъяснения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изложенные в письме от 06.11.2019, тогда как письмо Министерства сельского хозяйства не является нормативным актом.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод Общества, поскольку выводы суда основаны, в том числе, на нормах Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что порядок предоставления субсидий регулируется именно нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Обществом соблюдены все условия и предприняты все необходимые действия для получения субсидии, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку наличие документов, подтверждающих получение дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за период с даты создания до даты обращения с заявлением о получении субсидии не наделяет Общество правом на получение субсидии, поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции получена обществом менее, чем за один календарный год, что является необходимым условием для получения субсидии.
Кроме того апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 1, статьям 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидии юридическим лицам из бюджета относится к бюджетным правоотношениям и является бюджетными ассигнованиями, под которыми понимается предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, текущим финансовым годом является год, в котором осуществляется исполнение бюджета (статьи 6, 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Данные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации означают невозможность исполнения бюджета по расходам после 31 декабря в рамках бюджетных обязательств, существовавших в определенном финансовом году.
Спорные правоотношения касаются бюджетных обязательств, существовавших в 2019 году, и в настоящее время они прекратили свое действие.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение, оформленное распоряжением уполномоченного органа от 10.12.2019 N 160, не противоречит положениям Порядка и данного Федерального закона.
Общество не представило суду апелляционной инстанции доказательства несоответствия оспариваемого решения, оформленного распоряжением уполномоченного органа от 10.12.2019 N 160, действующему законодательству. Нарушений влекущих в рассматриваемом случае нарушение прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности не допущено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 ноября 2020 года по делу N А06-2375/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2375/2020
Истец: ООО "Астраханский рисовод"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области
Третье лицо: Прокуратура Астраханской области, 12ААС, Арбитражный суд Астраханской области