г. Чита |
|
8 февраля 2024 г. |
Дело N А19-20888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Венедиктовой Е.А., судей Бушуевой Е.М., Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хуршудян Р.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2023 года по делу N А19-20888/2022 по иску Администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271) к Садоводческому некоммерческому товариществу "Металлист" (ОГРН: 1033801019163, ИНН: 3809019811) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН: 1023801748948, ИНН: 3812065046) об обязании согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; об обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов; об обязании заключить договор; о взыскании судебной неустойки,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Администрация города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Садоводческому некоммерческому товариществу "Металлист" с требованием об обязании согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с комитетом по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации ль 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" с учетом административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа муниципального образования город Иркутск" утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 30.08.2021 N 031-06-616/21; об обязании СНТ "МЕТАЛЛИСТ" оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Правилами благоустройства территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 25 декабря 2008 года N 004-20-560950/8; об обязании СНТ "МЕТАЛЛИСТ" заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск" на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территории СНТ "МЕТАЛЛИСТ"; о взыскании с СНТ "МЕТАЛЛИСТ" в пользу администрации города Иркутска судебную неустойку за неисполнение решения суда по 1000,00 рублей за каждый день неисполнения судебного акта начиная со дня, следующего за днем, по истечению 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 26.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РТ-НЭО ИРКУТСК".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2023 истцу отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Истец, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель указывает на то, что законодательством Российской Федерации обязанность по обустройству и содержанию мест накопления ТКО контейнерных площадок закреплена за собственником отходов. В указанном случае собственниками отходов является объединение граждан ведущих садоводческую деятельность. Заявитель указал, что ответчик обязан заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск" договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территории в силу закона. Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 18.11.2023, 22.12.2023.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.09.2022 N КУВИ-001/2022-169088176 собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым N 38:36:000014:6431 является СНТ "МЕТАЛЛИСТ".
Администрация, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Свода Правил N 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97, Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), Постановлением Правительства N 1156 от 12.11.2016, выдало садоводческому товариществу предупреждение от 28.07.2022 N 304-70-2796/22, в котором вменило последнему обязанность согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Неисполнение требований, изложенных в предупреждении, явилось основанием для обращения в суд с иском.
Принимая оспариваемое решение, Арбитражный суд Иркутской области, руководствуясь положениями статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Свода Правил N 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения", установив отсутствие на территории СНТ "Металлист" площадок для сбора отходов, предоставление участка товариществу в 1994 году, то есть до введения в действие Свода Правил N 53.13330.2019, пришел к выводу о том, что законодательством Российской Федерации не установлена обязанность СНТ "МЕТАЛЛИСТ" как создать, так и согласовать на своей территории контейнерную площадку.
В части требований Администрации об обязании заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами суд также не нашел оснований для удовлетворения требований, поскольку истец не является стороной договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, у истца отсутствует право на обращение в суд с требованием о понуждении ответчика заключить указанный договор.
Апелляционный суд полагает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права, ссылка на которые в судебном акте приведена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердых коммунальных отходов относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Исходя из вышеизложенного, судом верно указано на то, что за исключением случаев предусмотренных законом, обязанность создать место накопления твердых коммунальных отходов возложена на администрацию.
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217 ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Закона N 217-ФЗ).
В пункте 1 статьи 7 Закона N 217-ФЗ одной из целей осуществления деятельности товарищества названа создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-9* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр (далее - СП 53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны 5 А19-20863/2022 быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
СП 53.13330.2019 введен в действие 15.04.2020 и распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории (пункт 1).
При этом в силу действующего законодательства предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Установив, что товарищество создано до введения в действия СП 53.13330.2019, учитывая, что обязанность ответчика оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов законодательством прямо не предусмотрена, а администрацией не обосновано, что для товарищества допустим исключительно способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры на контейнерной площадке, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов.
Относительно требования истца об обязании заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов выводы судов также являются верными.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для сторон. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
В силу пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с этим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку администрация не является стороной договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у нее полномочий на обращение в суд с требованием о понуждении ответчика заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность заключения прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между региональным оператором и собственниками жилых домов (домовладений) (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), что применимо и к собственникам садовых домов в товариществе.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 сентября 2023 года по делу N А19-20888/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Венедиктова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20888/2022
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Металлист"