Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2021 г. N Ф04-2724/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А75-12966/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15057/2020) общества с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2020 по делу N А75-12966/2020 (судья А.Н. Дроздов), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" (ОГРН 1188617011593, ИНН 8602287789, 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 21, офис 2) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058, 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Геологическая, 2) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" - представитель Макаренко О.С. по доверенности N 01/20 от 08.09.2020 сроком действия 3 года;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель Белицкая А.В. по доверенности от 12.01.2021 сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель Першина З.Н. по доверенности от 17.09.2020 сроком действия 2 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" (далее - заявитель, общество, ООО "Медицина и реабилитация") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии от 18.05.2020, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, и обязании произвести расчет размера субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - третье лицо, вышестоящий налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2020 по делу N А75-12966/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела сделаны формальные выводы об обоснованности отказа заинтересованного лица в предоставлении субсидии в связи с несоответствием указанного в ЕГРЮЛ вида экономической деятельности ООО "Медицина и реабилитация" видам экономической деятельности, указанным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), вне зависимости от фактически осуществляемой обществом деятельности. При этом, как следует из жалобы, указанный подход не основан на фактических обстоятельствах.
В письменных отзывах на жалобу налоговый орган и вышестоящий налоговый орган просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Медицина и реабилитация" поддержаны доводы поданной жалобы. Представители инспекции и вышестоящего налогового органа высказались в соответствии с письменными отзывами на жалобу общества.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 13.05.2020 ООО "Медицина и реабилитация" в налоговый орган подано заявление о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576). При этом 13.05.2020 обществом подано заявление об изменении основного вида деятельности на позицию "Деятельность физкультурно-оздоровительная" (код ОКВЭД 96.04).
18.05.2020 в адрес заявителя поступил отказ налогового органа в предоставлении субсидии. Основанием для отказа послужили выводы налогового органа о том, что отрасль, в которой осуществляется деятельность ООО "Медицина и реабилитация", не относится к отраслям, приведенным в Перечне, а также то обстоятельство, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Считая решение инспекции не основанным на законе, ООО "Медицина и реабилитация" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее также - Правила).
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2:
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением N 434 (Перечень).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности ООО "Медицина и реабилитация" являлся вид деятельности, соответствующий коду по ОКВЭД 86.21 (Общая врачебная практика), не предполагающий государственную поддержку, поскольку сведения о таком не включены в Перечень.
ООО "Медицина и реабилитация" указывает, что деятельность, определенную в качестве основного вида таковой, общество не осуществляло. Так, заявитель не обладает лицензией для ее осуществления, как того требуют положения законодательства. Вместо этого общество на протяжении длительного времени фактически осуществляет деятельность вида "Деятельность физкультурно-оздоровительная" (код ОКВЭД 96.04), которая входит в перечень отраслей, отраженных в Перечне. При этом данный вид деятельности у общества отражен в качестве дополнительного.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения законодательства, заключил, что право на государственную поддержку у общества не возникло в связи с тем, что основной вид деятельности ООО "Медицина и реабилитация" по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 отсутствует в Перечне; общество, отражая той или иной вид деятельности в качестве основного при условии его не осуществления в действительности по тем или иным причинам, несёт риски осуществления предпринимательской деятельности с указанием о себе подобных сведений.
Коллегия апелляционного суда не усматривает оснований для согласия с выводом, изложенным в обжалуемом решении.
По смыслу Правил для возникновения права на государственную поддержку подлежит установлению отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В пункте 5 Правил в обязанности налогового органа вменено осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, указанным в пункте 3 Правил. Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 N 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.
В силу взаимосвязанных положений статей 2, 69, 88 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
Положением N 291 предусматривается лицензирование общей врачебной практики (семейной медицины).
Согласно пункту 11 Положения N 291 информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявителю лицензия на осуществления каких-либо видов медицинской деятельности не выдавалась, что подтверждается сведениями с официального сайта Росздравнадзора по состоянию на 17.08.2020 (т.1 л.д.21), что заинтересованным органом не оспаривается.
Таким образом, отсутствуют основания для вывода о том, что деятельность по общей врачебной практике в действительности осуществлялась заявителем.
При этом из материалов дела не следует и налоговым органом не доказано, что внесение в мае 2020 года изменений в ЕГРЮЛ в части изменения кода ОКВЭД ("Общая врачебная практика" (код ОКВЭД 86.21) на "Деятельность физкультурно-оздоровительная" (код ОКВЭД 96.04) было связано с изменением основного вида деятельности общества.
Заявителем в материалы дела представлены доказательства фактического осуществления ООО "Медицина и реабилитация" с момента государственной регистрации единственного вида деятельности с кодом ОКВЭД 96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная", среди которых правила центра, абонентские договоры на оказание услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и иных услуг, документы об оплате по данным договорам, а также документы, свидетельствующие о снижении арендной платы арендодателем за аренду помещений, в которых осуществляется тренировочный процесс.
Доказательственное значение данных документов не опровергнуто налоговым органом, тогда как в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства позволяют прийти к выводу о том, что в действительности на дату, указанную в Правилах (01.03.2020), ООО "Медицина и реабилитация" осуществляло деятельность кода ОКВЭД 96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная". Иное не усматривается апелляционным судом.
Оценив представленные в дело доказательства, принимая во внимание обстоятельства, установленные по делу, суд апелляционной инстанции заключает, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержащимся в Перечне. При этом само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанности налогового органа проверить заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил, и установить фактические основания государственной поддержки.
С учетом изложенного соответствующее основание отказа налогового органа, оспариваемого обществом, следует признать не согласующимся с фактическими обстоятельствами и содержанием правового регулирования.
Второе основание отказа в предоставлении субсидии, заключается в том, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года, по мнению суда, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Количество работавших у общества лиц в марте 2020 года составляло 8 человек, а в апреле и мае 2020 года - 7 человек. При этом материалы дела свидетельствуют о том, что один работник прекратил деятельность в связи с окончанием срока действия гражданско-правового договора, заключенного с ООО "Медицина и реабилитация".
С учетом изложенного уменьшение числа работников ООО "Медицина и реабилитация" на 1 человека не противоречит Правилам. В отношении данного обстоятельства апелляционный суд полагает вывод суда первой инстанции обоснованным. На стадии апелляционного производства по делу лицами, участвующими в деле, решение инспекции в данной части не оспаривается и не анализируется.
В связи с приведенными обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для принятия налоговым органом оспариваемого решения отсутствовали, и требования ООО "Медицина и реабилитация", предъявленные в рамках настоящего дела, подлежат удовлетворению.
На инспекцию подлежит возложению обязанность произвести расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 и направить его в Федеральное казначейство.
Решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене. Апелляционная жалоба удовлетворена.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2020 по делу N А75-12966/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в предоставлении субсидии от 18.05.2020, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение трех рабочих дней с момента принятия настоящего судебного акта произвести расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 и направить его в Федеральное казначейство.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" 4 500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медицина и реабилитация" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 1002 от 14.12.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12966/2020
Истец: ООО "МЕДИЦИНА И РЕАБИЛИТАЦИЯ"
Ответчик: ИФНС России по г.Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ИФНС РФ по г. Сургуту
Третье лицо: УФНС России по ХМАО Югре, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре