г. Ессентуки |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А61-3020/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Джамбулатова С.И., Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крыловым Р.А., при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Атаман Денис Павлович (лично), в отсутствии представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Атамана Дениса Павловича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2020 по делу N А61-3020/2020, принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Атамана Дениса Павловича (ОГРНИП 304151019000087, ИНН 151002308929) к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания (ОГРН 1171513000735, ИНН 1513063939) об обязании заключить соглашение и взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Атаман Денис Павлович (далее по тексту - истец, Индивидуальный предприниматель, ИП Атаман Д.П.) обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания (далее по тексту - ответчик, Минтранс, Министерство) об обязании заключить соглашение на получение недополученных доходов в результате исполнения обязательств по перевозке пассажиров по социально значимому маршруту г. Моздок, п. Дружба по регулируемому тарифу и взыскании задолженности в размере 222014 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2020 по делу N А61-3020/2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2020 по делу N А61-3020/2020 индивидуальный предприниматель Атаман Д.П. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство промышленности и транспорта РСО-Алания, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Атаман Денис Павлович поддерживал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2020 по делу N А61-3020/2020 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2020 по делу N А61-3020/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Атаман Денис Павлович на основании выданной Минтрансом РСО-Алания карты маршрута регулярных перевозок от 10.01.2019 серии 000090 N 035855 осуществлял за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 перевозку пассажиров по межмуниципальному маршруту г. Моздок - п. Дружба.
В целях реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2016 N 13-РЗ "Об организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам", Постановлением Правительство Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2017 N 284 определен порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам на территории республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с пунктом 49 указанного Порядка маршрут Моздок - Дружба включен в перечень социально значимых маршрутов, по которым осуществляются перевозки пассажиров автомобильным транспортом, и предусматривается выплата субсидий за счет республиканского бюджета.
В спорный период между истцом и ответчиком государственный контракт на осуществление регулярных перевозок не заключен, истец обратился к ответчику с письмом от 13.05.2020 от 13.05.2020, в котором просил разъяснить ему будут ли проводится повторные торги (проведенные в феврале 2020 торги не состоялись на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), в какие сроки и как будет производится возмещение недополученных доходов при осуществлении пассажирских перевозок на социально значимом маршруте.
В ответ на запрос истца ответчик письмом от 22.05.2020 N 106.281 ответил, что в настоящее время ведутся работы по подготовке аукционной документации, в том числе расчет начальной (максимальной) цены контракта, подготовка технического задания, проекта контракта.
28.06.2020 был заключен государственный контракт N 0310200000320001318, по условиям которого ответчик поручает, а истец принимает на себя обязательства оказать услуги по перевозке пассажиров муниципальным автобусным маршрутом г. Моздок - п. Дружба регулярных перевозок с предоставлением субсидии на возмещение недополученных доходов при оказании услуг со сроком действия с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.07.2020 с требованием заключить соглашение на получение субсидии в размере 220014 рублей за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, полученная последним 27.07.2020.
В своем ответе на претензию Министерство указало, что согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 220-ФЗ) право осуществления пассажирских перевозок по регулируемому тарифу можно получить, став победителем электронного аукциона в рамках Федерального закона N 44-ФЗ. Осуществить выплаты недополученных доходах в рамках действующего законодательства возможно только при наличии заключенного государственного, который на период январь-июнь у истца отсутствует.
Полагая, что заключение соглашения о предоставлении субсидии является обязательным, а ответчик уклоняется от его заключения незаконно, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2017 N 284 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка главным распорядителем средств республиканского бюджета по предоставлению перевозчику субсидий является Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания.
Право на получение субсидий имеют перевозчики, осуществляющие обслуживание социально значимых маршрутов на основании государственных контрактов в соответствии с требования федерального закона (пункт 5 Порядка).
С 11.01.2016 вступила в силу статья 14 закона N 220-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего федерального закона.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ регулярный перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования этого закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.
Из материалов дела следует и ответчиком подтверждено и не оспаривается, что государственный контракт на осуществление регулярных перевозок по маршруту г. Моздок - п. Дружба на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 заключен не был.
Из представленных суду первой инстанции доказательств следует, что в феврале 2020 Министерством был объявлен конкурс на заключение государственного контракта по организации регулярных перевозок по маршруту г. Моздок - п. Дружба.
На участие в электронном аукционе была подана единственная заявка ИП Атаманом Д.П., которая была признана несоответствующей требованиям аукционной документации ввиду предоставления неполного пакета документов, в результате чего конкурс был признан несостоявшимся.
Из смысла ч. 7 статьи 14 Закона N 220-ФЗ следует, что назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, устанавливаются документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Истец осуществляет перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту "г. Моздок-п. Дружба", отнесенному постановлением Правительства РСО-Алания от 18 июля 2017 г. N 284 к перечню социально значимых маршрутов.
Срок оказания услуг - с 01 июля 2020 года по 21 декабря 2020 года включительно в соответствии с государственным контрактом на оказание услуг N 0310200000320001318 от 28 июня 2020 года, заключенным в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 14 Закона N 220-ФЗ, а также в соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденному вышеуказанным постановлением Правительства РСО-Алания от 18 июля 2017 г. N 284, право на получение субсидий имеют Перевозчики, осуществляющие обслуживание социально значимых маршрутов на основании государственных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона.
Возмещение недополученных доходов в соответствии с п. 12 Порядка предоставления субсидий осуществляется на основании и в соответствии с условиями соглашения, заключенного между Министерством и Перевозчиком, предоставляющим услуги пассажирских перевозок.
Принимая во внимание, что государственный контракт па оказание услуг N 0310200000320001318 с ИП Атаман Д.П. был заключен 28 июня 2020 года, отсутствовали установленные законом основания для заключения с Истцом соглашения о предоставлении субсидии за спорный период, а довод Истца, изложенный и апелляционной жалобе, о продлении соглашения о предоставлении субсидий, заключенный на основании предыдущего контракта, является неверным.
Так, соглашение о предоставлении субсидии на 2018 с ответчиком было заключено, недополученные доходы за 2018 были взысканы с ответчика в рамках дела N А61-1519/2019; соглашение на 2019 было также заключено, сумма субсидии была выплачена ответчиком в добровольном порядке.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения также руководствовался тем, что правоотношения лиц, участвующих в спорном деле, основаны не только на договоре на право осуществления маршрутных автоперевозок транспортом общего пользования, а также соглашении на предоставление субсидии, но также регламентируются бюджетным законодательством, в соответствии с которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Указанные доводы подтверждаются Актом по результатам контрольных мероприятий проверки законности использования средств республиканского бюджета (копня имеется в материалах дела).
В соответствии с пунктами 10,11 Постановления Правительства РСО-Алания от 18 июля 2017 г. N 284 контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий осуществляется Министерством и органом государственного финансового контроля Республики Северная Осетия-Алания.
В случае установления факта нарушения условий предоставления субсидии средства, полученные Перевозчиком, подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая положения закона, субсидия может быть предоставлена только хозяйствующему субъекту, получившему право на осуществление перевозок в результате процедур, проведенных в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и на основании контракта заключившего с Министерством соглашение о предоставлении субсидии.
Таким образом, основания для заключения соглашения о предоставлении из республиканского бюджета РСО-Алания субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг и взыскании с ответчика 222014 рублей задолженности отсутствуют ввиду заключенного госконтракта и соглашения за спорный период.
Довод о том, что истцу была предоставлена карта маршрута регулярных перевозок серии 090000 N 000020 является официальным документом, предоставляющим право обсуживать муниципальный маршрут N 104 "Моздок-п. Дружба" сроком до 01.04.2021 подлежит отклонению, поскольку карта маршрута не является достаточным документом, на основании которого может осуществляться перевозка пассажиров по регулярным маршрутам. Действия Министерства по предоставлению истцу субсидий за ранние периоды в отсутствие заключенных госконтрактом противоречат федеральному законодательству.
Актом Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания от 22.02.2019 установлено, что в проверяемом периоде (2017-2018 годы) Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на социально значимых межмуниципальных маршрутах, заключались с автотранспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями в отсутствие заключенных государственных контрактов и без проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов.
Таким образом, в 2017-2018 Министерством в нарушение пункта 1 статьи 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.07.2016 N 13-РЗ "Об организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам", Порядка предоставления из республиканского бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг населению на социально значимых маршрутах на территории РСО-Алания, утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания от 18.07.2017 N 284, в отсутствие заключенных государственных контрактов и без проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов предоставлялись субсидии предприятиям автомобильного транспорта и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением регулярных перевозок.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствует.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
При принятии апелляционной жалобы к производству апеллянту предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, и подлежит взысканию госпошлина в сумме 3 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.12.2020 по делу N А61-3020/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Атамана Дениса Павловича (ИНН 151002308929) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3020/2020
Истец: Пбоюл Атаман Д. П.
Ответчик: Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания