Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2021 г. N Ф04-3036/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
25 февраля 2021 г. |
Дело N А70-13728/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14454/2020) индивидуального предпринимателя Попова Владимира Александровича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2020 по делу N А70-13728/2020 (судья Ю.В. Шанаурина), принятое по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 720316822496, 625000, город Тюмень. ул. Хохрякова, д. 47) к индивидуальному предпринимателю Попову Владимиру Александровичу (ОГРНИП 313723205900141, ИНН 721001208929) о возврате субсидии в размере 11 120 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - представитель Бабушкина Любовь Михайловна (по доверенности N 14/5342-19 от 12.12.2019 сроком действия до 31.12.2021),
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Попову Владимиру Александровичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП Попов В.А.) о возврате субсидии в размере 11 120 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2020 по делу N А70-13728/2020 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в размере 11 120 000 руб. Этим же судебным актом с ответчика взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 78 600 руб.
Возражая против принятого по делу решения, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ИП Попов В.А. указывает на то, что ответчиком были представлены пояснения по каждому из трех нарушений условий предоставления гранта.
Так, по первому нарушению ответчик указывает, что обстоятельства того, что хозяйство является единственным местом трудоустройства ИП Попова В.А., подтверждаются сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС от 01.10.2020, квитанциями об уплате страховых взносов от 27.10.2020. Оспаривая выводы суда, предприниматель указывает, что в трудовую книжку могут не вноситься сведения о работе по совместительству, в силу чего трудовая книжка не является документом, подтверждающим единственное место работы. Представленная ответчиком справка по форме СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" содержит все необходимые сведения о стаже застрахованного лица с указанием наименования работодателей и периодов, в которых работник работал по трудовому договору, а также о сумме начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованного лица.
Относительно создания новым рабочих мест ИП Попов В.А. поясняет, что факт их создания в хозяйстве ответчика в 2017 - 2018 годах был установлен в рамках дела N А70-8746/2018. Кроме того, в материалы дела представлена справка по форме СЗВ-М о том, что в настоящий момент, по итогам 9 месяцев работы в 2020 году ИП Попов В.А. является работодателем для 4 физических лиц: Попова Д.В., Поповой Е.В., Поповой Л.В., Пуртова А.В., а поскольку на текущий момент работы по строительству объекта молочно-товарной фермы на 50 голов не завершены, комплекс в работу не запущен, дополнительные рабочие места не могут быть созданы в силу объективных причин.
Оспаривая третье нарушение, ответчик отмечает, что договор на выполнение подрядных работ по строительству "молочно-товарной фермы на 50 голов" является действующим, работы в настоящий момент не завершены, по условиям договора окончательная оплата в размере 40% от суммы подлежащей уплате по договору, будет произведена по факту завершения и приемки работ ИП Поповым В.А. Ответчик ссылается на наличие оснований для продления срока выполнения ремонтно-строительных работ, выполнение которых предусмотрено договором на предоставление гранта.
ИП Попов В.А. полагает, что позиция Департамента и суда первой инстанции основана на формальном подходе, ИП Попов В.А. выполнил все возможные действия, направленные на исполнение условий предоставления гранта, наличие выявленных Департаментом нарушений не может служить основанием для лишения ИП Попова В.А. предоставленной государственной поддержки и противоречит Конституции Российской Федерации.
Оспаривая доводы жалобы, Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу.
ИП Попов В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие с учетом его надлежащего извещения.
В судебном заседании представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 638-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета" (далее - постановление N 638-п) между Департаментом и ИП Поповым В.А. был заключен договор о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 03.11.2017 N 34/001-17 (далее - договор N 34/001-17), по которому ИП Попову В.А. был предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 15 000 000 рублей (том 1 л. д. 26-41).
Средства гранта перечислены Департаментом платежным поручением N 586006 от 20.11.2017 на лицевой счет, открытый ИП Поповым В.А. в УФК по Тюменской области (том 1 л. д. 42).
Пунктом 1.3 договора N 34/001-17 установлено, что грант выделяется на развитие семейной животноводческой фермы в соответствии с Планом расходов гранта, установленным в Приложении к договору.
Разделом 3 договора N 34/001-17 предусмотрены условия предоставления гранта.
Пунктом 3.4 предусмотрено, что грантополучатель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства в течение не менее 5 лет с даты получения гранта.
Пунктом 3.12 предусмотрено наличие собственных средств не менее 40 процентов от общей суммы приобретений, указанных в Плане расходов.
Разделом 4 договора N 34/001-17 предусмотрены права и обязанности сторон.
В силу подпункта 4.3.1 грантополучатель обязуется обеспечить выполнение условий предоставления гранта, установленных положением и договором.
Оплачивать за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, предусмотренной планом расходов (подпункт 4.3.2).
Использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет грантополучателя и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (подпункт 4.3.3).
Создать не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранение созданных постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 4.3.5).
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что в случае нарушения грантополучателем условий предоставления гранта, установленных договором и положением, или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученных бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае неиспользования средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет грантополучателя, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств (подпункт 5.2).
Согласно пункту 5.4 возврат гранта грантополучателем в областной бюджет осуществляется в порядке, установленном положением.
Пунктом 5.11 постановления N 638-п установлено, что в случае несоблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных пунктами 3.4, 3.13 настоящего Положения (за исключением условий, установленных подпунктами 3.13.7, 3.13.10 пункта 3.13 настоящего Положения), или выявления недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме
В случае не возврата бюджетных средств их взыскание производится в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 5.5).
В результате плановой проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области Департаментом установлено, средства гранта использованы ИП Поповым В.А. не в полном объеме. Часть средств гранта в размере 3 880 000 рублей возвращена Департаменту АПК Управлением Федерального казначейства по Тюменской области в связи с истечением срока использования гранта. Всего ИП Поповым В.А. использованы средства гранта в размере 11 120 000 рублей.
Департамент пришел к выводу о том, что при использовании средств гранта ИП Поповым В.А. нарушены условия предоставления гранта, а именно:
- не подтверждено, что его хозяйство является единственным местом трудоустройства ИП Попова В.А в течение не менее 5 лет с даты получения гранта;
- не подтверждено создание в хозяйстве в 2017 году новых рабочих мест и их сохранение в 2018-2019 годах;
- не выполнено условие в части оплаты за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, предусмотренной Планом расходов.
Результаты проверки оформлены актом от 04.02.2020.
Руководствуясь пунктом 3.3.2 постановления N 638-п, Департамент направил в адрес предпринимателя уведомление от 03.07.2020 N 13/3116-20 о возврате средств гранта в размере 11 120 000 рублей в срок 30 календарных дней со дня направления уведомления, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
11.11.2020 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалованное ответчик в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения между истцом и ответчиком договора от 03.11.2017 N 34/001-17 порядок предоставления субсидий определялся на территории Тюменской области Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 638-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета" (далее - Положение N 638-п) в редакции от 30.08.2017.
Так, разделом 2 Положения N 638-п (в редакции на дату заключению договора) были предусмотрены критерии отбора лиц, имеющих право на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области.
В частности, пунктом 2.1.11 предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, указанной в плане расходов гранта.
Пунктом 2.1.12 предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство планирует создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта. Крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 2.1.13).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства в течение не менее 5 лет с даты получения гранта (пункт 2.1.19).
В разделе 2 Положения N 638-п к условиям предоставления гранта отнесены, в том числе, следующие положения:
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет главы хозяйства, открытый на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по Тюменской области в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (пункт 2.2.4);
- наличие собственных средств на сумму не менее 40% от общей суммы финансирования, указанной в плане расходов гранта (пункт 2.2.5).
Аналогичные условия предоставления средств гранта указаны в договоре N 34/001-17.
Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что грантополучатель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства в течение не менее 5 лет с даты получения гранта.
Пунктом 3.12 договора предусмотрено наличие собственных средств не менее 40 процентов от общей суммы приобретений, указанных в Плане расходов.
Разделом 4 договора N 34/001-17 предусмотрены права и обязанности сторон.
В силу подпункта 4.3.1 грантополучатель обязуется обеспечить выполнение условий предоставления гранта, установленных положением и договором.
Оплачивать за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, предусмотренной планом расходов (подпункт 4.3.2).
Использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет грантополучателя и использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (подпункт 4.3.3).
Создать не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранение созданных постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 4.3.5).
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что в случае нарушения грантополучателем условий предоставления гранта, установленных договором и положением, или выявления недостоверных сведений в предоставленных документах, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае неиспользования средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет грантополучателя, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств (подпункт 5.2).
Согласно пункту 5.4 возврат гранта грантополучателем в областной бюджет осуществляется в порядке, установленном положением.
Положения N 638-п (в редакции на дату заключению договора) устанавливали порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении разделом 7 Положения.
Так, пунктом 7.1 предусмотрено, что в случае нарушения крестьянским (фермерским) хозяйством условий предоставления гранта, установленных разделом 2 настоящего Положения (за исключением условий, установленных пунктом 2.2.4) или выявления недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные настоящим Положением - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим Положением.
В случае неиспользования средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет грантополучателя, открытый на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по Тюменской области в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств.
Пункт 5.11 актуальной редакции Положения N 638-п также содержит указание на то, что в случае несоблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных пунктами 3.4, 3.13 настоящего Положения (за исключением условий, установленных подпунктами 3.13.7, 3.13.10 пункта 3.13 настоящего Положения), или выявления недостоверных сведений в документах, представленных для участия в конкурсном отборе, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
В случае несоблюдения грантополучателем условия предоставления гранта, установленного подпунктом 3.13.7 пункта 3.13 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств.
В случае несоблюдения грантополучателем условия предоставления гранта, установленного подпунктом 3.13.10 пункта 3.13 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части использования на цели, не предусмотренные настоящим Положением.
К условиям предоставления гранта актуальная редакция Положения N 638-п также относит правила о том, что:
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства оплачивает за счет собственных средств не менее 40% от стоимости каждого наименования затрат, указанных в плане расходов гранта, а при использовании средств гранта на цели, указанные в пункте 1.3.6 настоящего Положения, не менее 20% затрат, указанных в плане расходов гранта (пункт 3.13.1);
- крестьянское (фермерское) хозяйство создает на сельских территориях не менее трех новых постоянных рабочих мест на один грант в срок, определенный договором о предоставлении гранта, но не позднее срока использования гранта (пункт 3.13.2);
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства постоянно проживает в сельской местности по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства в течение не менее 5 лет с даты получения гранта (пункт 3.13.5);
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня получения гранта. Днем получения гранта является дата поступления средств на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Тюменской области (пункт 3.13.7).
Как было выше сказано, в ходе плановой проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Тюменской области Департаментом установлено, средства гранта использованы ИП Поповым В.А. не в полном объеме. Часть средств гранта в размере 3 880 000 рублей возвращена Департаменту Управлением Федерального казначейства по Тюменской области в связи с истечением срока использования гранта. Всего ИП Поповым В.А. использованы средства гранта в размере 11 120 000 рублей.
Департамент пришел к выводу о том, что при использовании средств гранта ИП Поповым В.А. нарушены условия его предоставления, а именно:
- не подтверждено, что его хозяйство является единственным местом трудоустройства ИП Попова В.А в течение не менее 5 лет с даты получения гранта;
- не подтверждено создание в хозяйстве в 2017 году новых рабочих мест и их сохранение в 2018-2019 годах;
- не выполнено условие в части оплаты за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, предусмотренной Планом расходов.
Из решения Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2020 по делу N А70-13728/2020 следует, что суд признал обоснованными выводы истца о наличии на стороне ответчика указанных нарушений.
В апелляционной жалобе предприниматель оспаривает выводы суда. Относительно первого нарушения ИП Попов В.А. указывает, что обстоятельства того, что хозяйство является единственным местом трудоустройства ИП Попова В.А., подтверждаются сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС от 01.10.2020, квитанциями об уплате страховых взносов от 27.10.2020.
Исследуя представленные предпринимателем сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС от 01.10.2020 (том 1 л. д. 156-160), суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы ответчика в указанной части, полагает, что необходимые сведения о трудоустройстве ИП Попова В.А., в том числе периоды работы, суммы начисленных страховых взносов, наименование работодателя, отражены в справке, подготовленной Пенсионным фондом РФ, основания для сомнений в достоверности сведений отсутствуют.
Действительно, указанные документы не были представлены в ходе проверки, однако, таковые были представлены в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и подтверждают соответствие предпринимателя условию предоставления средств гранта (места трудоустройства грантополучателя).
В качестве второго нарушения ИП Попову В.А. вменено не создание в хозяйстве в 2017 году новых рабочих мест и их сохранение в 2018-2019 годах.
Как было выше сказано, подпунктом 4.3.5 договора N 34/001-17 в качестве одного из условий предоставления гранта предусмотрено создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранение созданных постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта.
В ходе проверки ответчиком Департаменту сведения о создании новых постоянных рабочих мест не предоставлялись.
Оспаривая наличие данного нарушения, ИП Попов В.А. утверждает о том, что факт создания новых постоянных рабочих мест в 2017 - 2018 годах был установлен в рамках дела N А70-8746/2018.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в рамках дела N А70-8746/2018 Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обращался за взысканием средств гранта полученного по договору N 31/006-13 от 02.12.2013, а не по договору N 34/001-17 (рассматриваемому в настоящем деле).
Исполнение обязательств по созданию новых рабочих мест в рамках договора N 31/006-13 от 02.12.2013 не свидетельствует об исполнении обязательств по созданию новых рабочих мест в рамках договора N 34/001-17.
Представленные ответчиком сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (том 1 л. д. 161), согласно которым ИП Попов В.А. является работодателем для 4 физических лиц: Попова Д.В., Поповой Е.В., Поповой Л.В., Пуртова А.В., не свидетельствуют о том, что указанные лица были приняты на работу в 2017 году в рамках исполнения договора N 34/001-17. Копии приказов о приеме указанных лиц на работу в 2017 году, копии трудовых книжек в материалы дела не представлены.
В ходе проверки данные сведения истцу также не предоставлялись.
При таких обстоятельствах ответчиком не доказано исполнения данного условия предоставления гранта, в связи с чем указанное нарушение допущено ИП Поповым В.А.
Доводы ответчика о том, что на текущий момент работы по строительству объекта молочно-товарной фермы на 50 голов не завершены, комплекс в работу не запущен, дополнительные рабочие места не могут быть созданы в силу объективных причин, судом во внимание не принимаются, так как положения договора N 34/001-17 не ставят в зависимость создание рабочих мест и завершение строительства объекта.
В качестве третьего нарушения ответчику вменено невыполнение условий в части оплаты за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, предусмотренной Планом расходов.
В апелляционной жалобе ответчик не оспаривает обстоятельства того, что ИП Поповым В.А. не были внесены 40% собственных средств от общей суммы финансирования, предусмотренной Планом расходов, однако, ссылается на то, что работы в настоящий момент не завершены, окончательная оплата в размере 40% от суммы подлежащей уплате по договору, будет произведена по факту завершения и приемки работ ИП Поповым В.А.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы несостоятельными, поскольку ни положения договора о предоставлении гранта, ни постановление N 638-п, которыми предусмотрена обязанность грантополучателя по оплате за счет собственных средств не менее 40% от общей суммы финансирования, указанной в плане расходов гранта, не поставлены в зависимость от срока окончания работ.
Более того, отклоняя доводы ответчика о формальном подходе рассмотрения настоящего дела, судебная коллегия обращает внимание на то, что средства гранта выдавались для их реализации на срок 24 месяца со дня поступления средств на лицевой счет грантополучателя (подпункт 4.3.3 договора).
Денежные средства перечислены Департаментом ответчику 20.11.2017, соответственно, средства гранта должны быть реализованы не позднее 20.11.2019.
В ходе проверки в феврале 2020 года истцом установлено, что строительство молочной товарной фермы не осуществлено, визуальным осмотром на территории КФХ установлено наличие металлоконструкции, не подведенной под крышу, доступ внутрь сооружений предпринимателем во время проверки не обеспечен, вся требуемая документация не представлена.
В отношении объекта строительства склад-арочник представлены документы на сумму 11 120 000 руб., в том числе акта о приемки выполненных работ по форме КС-3, однако во время проверки построенный объект к осмотру не представлен.
Кроме того, племенной КРС (нетели симментальской породы) в количестве 50 голов, предусмотренные Планом расходов, также не были приобретены предпринимателем. О наличии каких-либо препятствий для покупки КРС в период с 2017 года по 2020 год ответчик не заявляет, пояснений не представляет.
При этом неиспользование средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет грантополучателя является самостоятельным основанием для возврата бюджетных средств в областной бюджет.
Таким образом, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Владимира Александровича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2020 по делу N А70-13728/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13728/2020
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Попов Владимир Александрович