г. Челябинск |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А47-1298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Кул Климат" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 ноября 2020 г. по делу N А47-1298/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Кул Климат" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (далее - ответчик, больница) о взыскании 614 083 руб. 50 коп., из которых 588 264 руб. 00 коп. - сумма задолженности за проведение дополнительных работ по капитальному ремонту хозяйственного корпуса литер Г1ГЕ5СС1 ГБУЗ "ГКБ N 1" г. Оренбурга по договору N 343755 от 29.04.2019, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 26 020 руб. 00 коп., а также расходы по оплате выполнения строительно - технической экспертизы по договору N 102 от 25.11.2019 в размере 20 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 17.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Содружество" (далее - третье лицо, ООО СК "Содружество").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 18.11.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество "Кул Климат" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы, изложенные в решении, опровергаются имеющимися в деле доказательствами. По условиям договора на осуществление строительного контроля назначен Вершинин А.П. Им были подписаны акты освидетельствования скрытых работ, согласно которым работы выполнены в соответствии со сметной документацией и отвечают требованиям приемки, в связи с чем, разрешается производство последующих работ. Кроме того, Вершининым А.П. согласована дефектная стоимость дополнительных работ.
Письмом заказчика в адрес ОО "Кул Климат" исх. N 01-04/472 от 27.06.2019 подтверждается факт выполненных объемов работ после проведения авторского строительного контроля, а также дополнительных объемов работ, не вошедшими в сметные расчеты, определенные контрактом, согласованные техническим надзором, также заказчик просит представить все необходимые документы для принятия к учету.
Помимо этого, судом первой инстанции были допущены процессуальные нарушения, а именно: немотивированное отклонение ходатайства о назначении судебной строительно-оценочной экспертизы; неверное распределение бремени доказывания между сторонами по делу.
В арбитражный апелляционный суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (далее также - заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Кул Климат" (далее также - подрядчик) заключен договор N 343755 на выполнение работ по капитальному ремонту хозяйственного корпуса Литер Г1ГЕ5СС1 ГБУЗ "ГКБ N 1" г. Оренбурга от 29.04.2019 (т.1 л.д. 9-20).
В силу пункта 1.1. договора подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту объекта, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 23 (далее - работы), в объеме, установленном сметной документацией (Приложение N 1 к договору), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (их) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Выполнение работ по настоящему договору осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, техническими нормами и правилами, действующими в Российской Федерации, требованиями по технике безопасности, локальными сметными расчетами, ведомостью объемов работ, и условиями настоящего договора (пункт 1.2. договора).
Пунктом 2.1. предусмотрено, что цена договора составляет 1 878 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 2.2. цена договора включает в себя стоимость работ, в т.ч. сопутствующих и подготовительных, необходимых для выполнения работ, указанных в сметной документации, стоимость материалов и их доставку до места выполнения работ, транспортные расходы, погрузо-разгрузочные работы, страхование, таможенные пошлины, сумму всех налогов. сборов, уплату других обязательных платежей, компенсацию иных издержек Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по договору в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д., т.е. является конечной.
Цена Договора является твердой и определяется на весь срок исполнения Договора за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.6. Договора (пункт 2.3. договора).
В силу пункта 2.6. договора по соглашению сторон цена договора может быть снижена без изменения предусмотренного Договором объема работы, качества выполняемой работы и иных условий Договора.
В обоснование исковых требований ООО "Кул Климат" указывает, что на объекте ГБУЗ "ГКБ N 1" г. Оренбурга подрядчик выполнил работы, однако при выполнении работ на объекте были выявлены дополнительные, не учтенные в смете и превышающие объемы работ и материалов, что привело к увеличению объемов работ по капитальному ремонту и их стоимости, о чем было сообщено ответчику.
В подтверждение стоимости выполненного объема дополнительных работ истец заключил договор с обществом с ограниченной ответственностью "Союз экспертов", на основании полученного заключения экспертизы от 25.12.2019 (т.1 л.д. 27 - 34) был составлен локальный сметный расчет по дополнительным работам на сумму 588 264 руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 12.12.2019, акт о приемке выполненных работ (т.1 л.д. 35-46).
Указанные первичные документы были направлены в адрес ответчика, однако так и не подписаны.
В целях досудебного порядка урегулирования спора 26.12.2019 истец в адрес ответчика направил требование об оплате задолженности за дополнительные работы (т.1 л.д. 22). Претензия получена ответчиком, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, однако осталась им без ответа и удовлетворения, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим исковым заявлением.
Суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании стоимости дополнительных работ в размере 146 729 рублей в силу их несогласованности с заказчиком.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что между сторонами сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса, подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса).
Согласно статье 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (пункт 4 и 5 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы может быть определена путем составления сметы.
В силу статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы является основанием для исполнения заказчиком обязательства по оплате выполненных работ.
В соответствии со статьей 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
В соответствии с положениями подп. б пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом и при условии, что объем работ увеличивается по предложению заказчика, но не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10% цены контракта.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что с учетом выше приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 44-ФЗ, условий контракта, изменения стоимости контракта должны оформляться путем подписания дополнительного соглашения, либо путем заключения нового контракта в порядке, установленном законодательством.
Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение на сумму превышающую размер контракта не подписано.
Судом установлено, что требование ООО "Кул Климат" о взыскании 588 264 руб. обосновано тем, что истцом выполнены дополнительные работы.
В подтверждение факта выполнения работ истец ссылается на локальный сметный расчет по дополнительным работам на сумму 588 264 руб. от 12.12.2019, справку о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 12.12.2019, акт о приемке выполненных работ (т.1 л.д. 35-46), подписанный стороной подрядчика в одностороннем порядке.
Однако, в материалах дела отсутствует согласие заказчика на выполнение дополнительного объема работ.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы о необходимости проведения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, поскольку истец не доказал невозможность достижения результатов работ без этих (дополнительных) работ, которые с ответчиком не согласованы, при том, что сроки выполнения работ по контрактам сторонами также не изменялись.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что акт о приемке выполненных работ от 11.06.2019 на сумму 1 585 054 руб. 24 коп. подписан сторонами и заказчиком оплачен в полном объеме.
Учитывая положения Федерального закона N 44-ФЗ о неизменности условий заключенного контракта при отсутствии между заказчиком и подрядчиком согласования об изменении сводного сметного расчета стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания стоимости дополнительных работ сверх цены контракта.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства согласования сторонами дополнительного объема и стоимости работ, принимая во внимание отсутствие доказательств принятия ответчиком данных работ; работы не носили неотложного характера, необходимость их проведения не возникла неожиданно в ходе исполнения контракта, суд пришел к верному выводу о недоказанности возникновения у ответчика обязанности по оплате работ.
Судом учтено, что письма о приостановлении работ, уведомления заказчика в материалах дела отсутствуют. При этом, согласование дополнительных объемов работ не входило в полномочия представителя ГБУЗ "ГКБ N 1" г. Оренбурга Вершинина А.П.
В апелляционной жалобе истец ссылается на немотивированное отклонение ходатайства о назначении судебной строительно-судебной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Данная норма не носит императивный характер, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения об удовлетворении либо отклонении ходатайства.
Как указывалось, суд пришел к выводу о несогласованности дополнительных работ с заказчиком, следовательно, назначение судебной экспертизы по вопросу определения дополнительных объемов работ обоснованно признано судом нецелесообразным.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления о назначении экспертизы, рассмотрев заявление общества по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, истцом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной инстанции не подлежат распределению, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 ноября 2020 г. по делу N А47-1298/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Кул Климат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1298/2020
Истец: ООО "Кул Климат"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 1"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "СК Содружество"