Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 июля 2021 г. N Ф10-2329/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А14-802/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790, далее - ОАО "Экотехнологии" или заявитель):
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568, далее - УФАС России по Воронежской области или антимонопольный орган):
от общества с ограниченной ответственностью "Пром-Нефть-Сервис" (ОГРН 1023601571014, ИНН 3663023174, далее - ООО "Пром-Нефть-Сервис") |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Панкратьева И.В., представитель по доверенности от 24.11.2020 N 04-16/8570;
Романова А.В., представитель по доверенности от 18.02.2021, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Экотехнологии" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2020 по делу N А14-802/2020,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Экотехнологии" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании незаконным пункта 2 решения от 07.11.2019 по делу N 036/04/10-583/2019 и предписания от 07.11.2019 N 04-16/7090 (с учетом уточнения).
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Пром-Нефть-Сервис".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2020 по делу N А14-802/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме (с учетом определения об исправлении опечатки от 16.02.2021).
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Экотехнологии" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Общество ссылается на невозможность вывоза ТКО по причине использования потребителем - третьим лицом ООО "Пром-Нефть-Сервис" - нестандартных контейнеров.
В судебном заседании представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Представитель ООО "Пром-Нефть-Сервис" поддержал правовую позицию антимонопольного органа.
Представитель акционерного общества "Экотехнологии" в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 30.06.2017 ОАО "Экотехнологии" на основании соглашения, подписанного с Департаментом Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по результатам проведения конкурсного отбора, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, срок действия соглашения - 15 лет (т.1, л.д.156- 162).
01.01.2019 между ОАО "Экотехнологии" и ООО "Пром-Нефть-Сервис" был заключен договор N 19ЭТ-160К на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1, л.д. 74-76).
Согласно пункту 1 Договора региональный оператор - ОАО "Экотехнологии" обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО, а потребитель - ООО "Пром-Нефть-Сервис" обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 данного договора объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются согласно
Приложению 1 к данному договору. В соответствии с Приложением 1 к договору стороны согласовали принадлежность контейнера потребителю и его объем, равный 0,75 м3. Иных требований к размерам контейнера приложением к договору и самим договором не предусмотрено.
Вывоз ТКО согласно указанному приложению осуществляется по заявкам потребителя. В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 договора региональный оператор имеет право ограничить или приостановить услуги, предварительно уведомив об этом потребителя не позднее, чем за 14 дней, в случае неполной оплаты услуги в порядке и сроки, которые определены настоящим договором.
Каких-либо иных оснований для приостановления услуг по обращению с ТКО договором не предусмотрено.
07.06.2019 ООО "Пром-Нефть-Сервис" сделало заявку (устно) ОАО "Экотехнологии" на вывоз ТКО в соответствии с договором N 19ЭТ-160К от 01.01.2019. 17.06.2019
ОАО "Экотехнологии" в адрес ООО "Пром-Нефть-Сервис" направило информацию (исх.N 1443) о том, что на основании поданной заявки от 07.06.2019 на вывоз контейнеров, осуществить забор контейнеров невозможно, поскольку на контейнерной площадке установлены нестандартные самодельные контейнеры, которые не подходят для оборудования, установленного на спецтранспорте ОАО "Экотехнологии", прибывшем для оказания услуги.
В связи с этим ОАО "Экотехнологии" также сообщило, что организация вынуждена приостановить действие договора на оказание услуг по обращению с ТКО до момента установления на контейнерной площадке ООО "Пром-Нефть-Сервис" контейнеров, позволяющих оказание услуг стандартным оборудованием, установленным на спецавтотранспорте (т.1, л.д.67).
24.06.2019 в ответ на указанное письмо, ООО "Пром-Нефть-Сервис" сообщило региональному оператору (исх.N 172), что согласно договору от 01.01.2019 N 19ЭТ-160К предприятием производится сбор и хранение ТКО в контейнерах объемом 0,75 м3, которые используются согласно правилам безопасности эксплуатации нефтебаз.
При подаче заявки на вывоз ТКО, в связи с нестандартным изготовлением контейнеров, но объем, которых составляет 0,75 м3 (как указано в договоре), региональный оператор был информирован, что для вывоза ТКО требуется обыкновенный грузовой автотранспорт, а погрузка будет обеспечена силами ООО "Пром-Нефть-Сервис", потребитель попросил рассмотреть вопрос о выделении соответствующего транспорта под существующие у ООО "Пром-Нефть-Сервис" контейнеры объемом 0,75 м3. (т.1, л.д.68).
02.07.2019 в ответ на указанное письмо, ОАО "Экотехнологии" сообщило ООО "Пром-Нефть-Сервис" (исх.N 1710), что возобновление действия договора с ООО "ПромНефть-Сервис" возможно только после установки на контейнерной площадке стандартных контейнеров объемом 0,75 м3, позволяющих оказывать услуги стандартным оборудованием, установленным на спецавтотранспорте (т.1, л.д.79).
04.07.2019 ООО "Пром-Нефть-Сервис" направило повторно региональному оператору письмо (исх.N 191) с просьбой выделить соответствующий автотранспорт под существующие контейнеры потребителя, поскольку при заключении договора не оговаривались условия по соответствию контейнеров каким либо стандартам, а лишь было требование по объему контейнера, которое было соблюдено (т.1, л.д. 80).
23.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области из Государственной жилищной инспекции Воронежской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Пром-Нефть-Сервис" на действия ОАО "Экотехнологии", выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, уклонении от оказания услуг по приемке, сбору, транспортировке, обработке и последующей передаче отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО, предусмотренных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 г. N 19ЭТ-160К.
22.08.2019 в Воронежское УФАС России поступило аналогичное заявление от ООО "Пром-Нефть-Сервис" на действия ОАО "Экотехнологии".
По результатам проверки поступивших жалоб, 28.08.2019 г. антимонопольным органом было возбуждено дело N 036/04/10-583/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "Экотехнологии" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом Воронежским УФАС России 27.08.2019 проведен обзор состояния конкуренции на исследуемом рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому антимонопольным органом установлено, что ОАО "Экотехнологии" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в пределах своей зоны обслуживания (т.1 л.д.105-106).
Данный вывод был сделан антимонопольным органом на основании части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции", с учетом того, что на территории Каширского района (зона действия договора от 01.01.2019 N 19ЭТ-160К) услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывает только региональный оператор - ОАО "Экотехнологии", при этом у потребителей этой услуги, находящихся в пределах зоны обслуживания регионального оператора, отсутствует экономическая, технологическая возможность и целесообразность приобретения данного товара за пределами территории (зоны обслуживания) ОАО "Экотехнологии".
Признание ОАО "Экотехнологии" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в пределах своей зоны обслуживания лицами, участвующими в деле не оспаривается. 04.10.2019 комиссией Воронежского УФАС России перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принято заключение об обстоятельствах дела, согласно которому установлено в действиях (бездействии) регионального оператора признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции (т.2, л.д.50-52).
Комиссией также было установлено, что с 28.10.2019 ОАО "Экотехнологии" было возобновлено оказание услуги по обращению с ТКО в полном объеме, путем заключения региональным оператором и ООО "Пром-Нефть-Сервис" дополнительного соглашения к договору от 01.01.2019 N 19ЭТ160К, согласно которому ОАО "Экотехнологии" предоставляет потребителю в рамках заключенного договора на время контейнеры объемом 8 м3 (принадлежность регионального оператора) для оказания услуг по обращению с ТКО (т.2, л.д. 54).
По итогам рассмотрения антимонопольного дела N 036/04/10-583/2019, возбужденного на основании жалоб ООО "Пром-Нефть-Сервис", Воронежским УФАС России 07.11.2019 принято решение (резолютивная часть оглашена 29.10.2019) по делу N 036/10/18.1-992/2019, согласно которому был признан факт наличия у ОАО "Экотехнологии" доминирующего положения на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Каширского муниципального района Воронежской области (п.1 решения). Действия ОАО "Экотехнологии" по необоснованному уклонению в период с 17.06.2019 по 28.10.2019 от оказания ООО "Пром-Нефть-Сервис" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" (п.2 решения).
07.11.2019 Воронежским УФАС России на основании указанного решения ОАО "Экотехнологии" было выдано предписание, согласно которому региональному оператору предписано не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. В этой связи ОАО "Экотехнологии" предписано в течение всего срока сохранения доминирующего положения на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Каширского муниципального района Воронежской области не допускать действий по необоснованному уклонению от оказания ООО "Пром-Нефть-Сервис" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Не согласившись с пунктом 2 решения от 7.11.2019, а также выданным предписанием, ОАО "Экотехнологии" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что уклонение ОАО "Экотехнология" от оказания ООО "Пром-НефтьСервис" услуг приводит к ущемлению интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку последний лишен возможности пользования услугами по обращению с ТКО, образующимися в результате его предпринимательской деятельности, в период с 17.06.2019 по 28.10.2019.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Право на выдачу антимонопольным органом в пределах своих полномочий хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний также установлено статьями 23 и 50 Закона о защите конкуренции.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Экотехнологии" является единственным хозяйствующим субъектом на соответствующем рынке, занимает доминирующее положение на нем, с долей доминирования 100%, следовательно, ОАО "Экотехнологии" при осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В основе запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, лежит общеправовой принцип добросовестности участников гражданского оборота (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья предусмотрены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-Ф "Об отходах производства и потребления".
В силу статьи 1 данного Закона обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. В соответствии с частью 4 статьи 24.6 указанного Закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 24.7 Закона об отходах производства, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закон об отходах производства).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Указанными Правилами размеры используемых контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов не установлены.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.06.2017 N 141 утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области.
Согласно подпунктам.8.1 и 8.2 данного порядка для накопления ТКО используются контейнеры от 50 до 8000 литров объема накапливаемых в них отходов.
Материалами дела подтверждается, что при заключении договора с потребителем АО "Экотехнологии" был согласован только объема контейнера, а параметры и соответствие тех или иным отраслевым стандартам оговорены не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что региональный оператор как профессиональный участник рынка по обращению с ТКО должен был учитывать особенности используемого им спецавтотранспорта при заключении договоров с потребителями, а в случае возникновения каких-либо вопросов предпринять все меры по их разрешению, в том числе по предоставлению потребителю собственных контейнеров.
Вместе с тем, ОАО "Экотехнологии", занимающий доминирующее положение на рассматриваемом рынке услуг, уклонился от разрешения возникшей ситуации и принятия всех возможных мер для надлежащего исполнения договора, что приводит к ущемлению интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку последний лишен возможности пользования услугами по обращению с ТКО, образующимися в результате его предпринимательской деятельности, в период с 17.06.2019 по 28.10.2019.
Кроме того, судом области обоснованно учтено, что действия ОАО "Экотехнология" создают угрозу нарушения не только интересов хозяйствующего субъекта ООО "Пром-НефтьСервис", но и неопределенного круга потребителей услуг данного регионального оператора, находящихся в зоне его деятельности (Воронежский межмуниципальный кластер), в которые входят, в том числе, объекты социальной сферы, муниципальные и государственные учреждения, управляющие компании.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области о правомерности пункта 2 решения антимонопольного органа от 07.11.2019 по делу N 036/04/10-583/2019 и предписания от 07.11.2019 N 04-16/7090.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2020 по делу N А14-802/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Экотехнологии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-802/2020
Истец: ОАО "Экотехнологии"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: ООО "Пром-Нефть-Сервис", Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области