город Омск |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А46-14438/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-127/2021) Администрации Октябрьского административного округа г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.12.2020 по делу N А46-14438/2020, принятое по иску Администрации Октябрьского административного округа г. Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) к индивидуальному предпринимателю Сибановой Гульжан Жаламановне (ИНН 551802087756, ОГРНИП 310554324900128), индивидуальному предпринимателю Жуматаеву Сагидулле Каиргельденовичу (ИНН 550700721370, ОГРНИП 312554316000160), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, об освобождении самовольно занятого земельного участка,
при участии в судебном заседании представителя Администрации Октябрьского административного округа г. Омска - Кофановой Ю.Т. (по доверенности от 11.08.2020 N Исх-ОАО/1-13/1072);
УСТАНОВИЛ:
Администрация Октябрьского административного округа г. Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Сибановой Гульжан Жаламановне (далее - ответчик, ИП Сибанова Г.Ж.), индивидуальному предпринимателю Жуматаеву Сагидулле Каиргельденовичу (далее - ответчик, ИП Жуматаев С.К.) об обязании ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок, общей площадью 61 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090205:3047 местоположение которого установлено в Октябрьском административном округе города Омска в 23 метрах южнее относительно жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Б. Хмельницкого, д. 186 путем демонтажа и вывоза не капитального объекта - киоска, используемого для осуществления коммерческой деятельности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; в случае если ответчики в установленный срок не освободят земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3047, от нестационарного торгового объекта - киоска расположенного в 23 метрах южнее относительно жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Б. Хмельницкого, д. 186 обязать администрацию Октябрьского административного округа города Омска совершить действия по освобождению земельного участка за счет средств ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.12.2020 по делу N А46-14438/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: судом необоснованно не учтены возражения Администрации при рассмотрении ходатайства ответчиков о приобщении досудебной экспертизы к материалам дела; администрация не была уведомлена о проведении внесудебной экспертизы; в рамках дел N А46-6811/2019, N А46-9453/2019, N А46-6143/2018 установлено, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Администрация Октябрьского административного округа города Омска в соответствии с подпунктами 3.5, 3.6 пункта 19 Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утверждённого Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421, является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения, а также осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждена соответствующая схема размещения.
Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, в силу пункта 7.1 которого выносу не подлежит движимое имущество в случае размещения нестационарного торгового объекта путем сборки конструкций на месте с применением строительных материалов, устройством фундамента. В указанных случаях администрация административного округа города Омска осуществляет его снос в судебном порядке.
Администрацией Октябрьского административного округа города Омска на основании Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п (далее - Постановление N 95-п), проведены мероприятия по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, по результатам которых составлен акт от 11.08.2020 N 110820.
Согласно данному акту, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090205:3047, находящемся в муниципальной собственности г. Омска в 23 м южнее относительно жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: ул. Б. Хмельницкого, д. 186, расположен нестационарный торговый объект, общей площадью 61 кв.м, принадлежащий ответчикам.
Данный земельный участок для размещения объекта не предоставлялся, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска", не включен.
Вышеуказанное свидетельствует о нарушении статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в которой предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Порядок предоставления земельного участка под размещение нестационарных торговых объектов регулируется постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление Администрации N 1812-п).
В соответствии со статьей 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Статьей 76 ЗК РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В соответствии с подпунктами 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 пункта 19 Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421 "Об администрации Октябрьского административного округа города Омска" (далее - Положение N 421), в сфере развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг администрация округа:
- является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов;
- заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов;
- является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" было принято Постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Администрации N 1812-п, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.
Право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - уполномоченный орган), являются администрации административных округов города Омска.
Самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения настоящего Порядка.
Незаконно размещенный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем нестационарного торгового объекта по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством.
Владелец нестационарного торгового объекта - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником нестационарного торгового объекта или владеющее нестационарным торговым объектом на иных законных основаниях.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска вступил в силу с 01.01.2015.
Согласно пункту 9 Порядка органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - уполномоченный орган), являются администрации административных округов города Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением настоящего Порядка при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
При осуществлении контроля за соблюдением Порядка уполномоченный орган, в том числе: 1) осуществляет учёт нестационарных торговых объектов и контроль за их размещением; 2) осуществляет контроль за исполнением условий договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе за целевым использованием места размещения нестационарного торгового объекта; 3) принимает меры по недопущению самовольного переоборудования нестационарного торгового объекта, влекущего придание ему статуса объекта капитального строительства; 4) выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; 5) осуществляет вынос незаконно размещённых и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске; 6) осуществляет сбор, подготовку и направление материалов в суд (в том числе по взысканию задолженности по плате за размещение нестационарного торгового объекта) и иные органы и организации в связи с нарушением настоящего Порядка; 7) осуществляет учет и контроль за правильностью, полнотой и своевременностью осуществления платы за размещение нестационарного торгового объекта (пункт 50).
В соответствии с пунктом 50 Постановления Администрации N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением настоящего постановления уполномоченный орган, в том числе выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещённых и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске.
Согласно подпункту 1 пункта 3 постановления Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Постановление Администрации от 30.01.2014 N 95-п) движимое имущество - нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Постановления Администрации N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В рамках настоящего спора истцом заявлено требование об обязании ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа и вывоза не капитального объекта - киоска, используемого для осуществления коммерческой деятельности.
Между тем согласно представленному ответчиком экспертному заключению (т.2 л.д. 36-42) по результатам обследования объекта по адресу: местоположение установлено в 23 м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ОАО, ул. Б. Хмельницкого, д. 186, принадлежащий ответчикам торговый павильон обладает признаками капитальности:
- имеет прочную связь с землей и заглубленный фундамент;
- не является легковозводимой, сборно-разборной конструкцией, для которой возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.
В соответствии с указанным экспертным заключением спорный объект по конструктивным особенностям согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является капитальным.
В связи с наличием у спорного объекта, принадлежащего ответчикам, признаков недвижимой вещи, эксперт пришел к выводу о том, что обследуемый объект является объектом недвижимости.
Таким образом, учитывая, что принадлежащий ответчикам торговый объект прочно связан с земельным участком, его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению не представляется возможным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что павильон, установленный по адресу: в 23 метрах южнее относительно жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Б.Хмельницкого, д. 186, является объектом недвижимого имущества.
Доказательств, опровергающих факт отнесения спорного объекта к недвижимому имуществу, Администрацией в материалы дела не представлено. Процессуальное право на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы Администрацией не реализовано.
Согласно Положению об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утверждённого Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421, Администрация не наделена полномочиями по освобождению земельных участков на территории города Омска от объектов капитального строительства и сносу самовольных построек, вследствие чего она является ненадлежащим истцом по заявленному требованию.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Ссылка подателя жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А46-6811/2019, N А46-9453/2019, N А46-6143/2018 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках указанных дел судами не исследовался вопрос о капитальности либо некапитальности спорного объекта и в соответствующих судебных актах отсутствуют выводы о том, что спорный объект является временным либо недвижимым имуществом.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Октябрьского административного округа г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 11.12.2020 по делу N А46-14438/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14438/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: ИП Жуматаев Сагидулла Каиргельденович, ИП Сибанова Гульжан Жаламановна