Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2021 г. N Ф10-1477/21 настоящее постановление оставлено без изменения
26 февраля 2021 г. |
Дело N А84-2751/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе - Микитюк М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 октября 2020 года по делу N А84-2751/2020,
принятое по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе
к индивидуальному предпринимателю Багдасарову Станиславу Суреновичу,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Политицкой Елены Сергеевны,
о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
15.06.2020 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) (ОГРН: 1149204008887, далее - ПФ в г. Севастополе) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Багдасарова Станислава Суреновича (ОГРН ИП : 315920400003824 - л.д. 8-9 т.1, далее - ИП Багдасаров С.С. или страхователь) в возмещение ущерба 11.738,38 руб., причиненного в период с 01.04.2017 по 30.09.2019 перерасходом выплаты проиндексированной страховой пенсии Политицкой Елене Сергеевне (далее - Потилицкая Е.С. или застрахованное лицо), вследствие несвоевременного представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета о не прекращении застрахованным лицом трудовой деятельности (л.д.4-6 т.1).
Требования мотивированы тем, что сведения о не прекращении застрахованным лицом Политицкой Е.С. трудовой деятельности за январь 2017 года представлены в ПФ в г. Севастополе 19.08.2019, до предоставления таких сведений Политицкой Е.С. за период с 01.04.2017 по 30.09.2019 осуществлена выплата страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано; судебный акт мотивирован тем, что до принятия органом Пенсионного фонда распоряжения об индексации пенсии Политицкой Е.С., страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М за февраль и март 2017 года в отношении Политицкой Е.С. как о работающем пенсионере; Пенсионный фонд имел возможность не производить выплату индексации, однако указанной возможностью не воспользовался (л.д. 144-146 т.1).
Государственным учреждением - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации ПФ в г. Севастополе подана апелляционная жалоба, в которой учреждение просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, так как надлежащей подачей сведений о застрахованных лицах является подача сведения по форме СЗВ-М (л.д.17-20 т.2).
В апелляционной жалобе указано на то, что сведения по форме СЗВ-М за февраль и март 2017 года не являются корректирующими (дополняющими) сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года, после предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года (19.08.2019) органом Пенсионного фонда был откорректирован размер пенсии Политицкой Е.С.
10.12.2020 протокольным определением в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первым арбитражным апелляционным судом (далее - суд апелляционной инстанции) произведена замена Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (ОГРН: 1149204008887) на его правопреемника - Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации (ОГРН: 1209200004232 - л.д. 34-36 т.2, далее - Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе или заявитель) (л.д. 63 т.2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ИП Багдасаров С.С. с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, приведенным в отзыве, страхователь указывает на то, что правонарушение совершено впервые, ранее отчетность в органы Пенсионного фонда представлялась в срок; до вынесения решения об индексации пенсии Пенсионный фонд располагал сведениями о Политицкой Е.С. как о работающем пенсионере, в связи с чем, основания для индексации пенсии отсутствовали (л.д. 52-53 т.2).
В судебном заседании представитель Центра ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Иные участники в судебное заседание не явились.
О начале судебного процесса по пересмотру решения суда в апелляционном порядке неявившиеся извещены определением о принятии жалобы к производству, копии которого направлены по их адресам заказной корреспонденцией, ИП Багдасаровым С.С. эта корреспонденция получена, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 13-15 т.2).
Корреспонденция, направленная Политицкой Е.С. почтой возвращена за истечением срока хранения (л.д. 44-50, 95-100 т.2).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации этот участник считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
14.11.2020 и 26.01.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 18.02.2021 размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 16,94 т. 2).
ИП Багдарасов С.С. ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия в судебном заседании (л.д. 51 т.2).
Учитывая изложенное, необязательность явки в судебное заседание участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 268 АПК РФ суд апелляционный инстанции установил следующие обстоятельства, подтверждённые совокупностью доказательств.
19.08.2019 ИП Багдасаров С.С. подал в ПФ в г. Севастополе отчет по форме СЗВ-М (исх.) за январь 2017 года в отношении 4 застрахованных лиц, в котором Политицкая Е.С. указана как застрахованное лицо (л.д.74 т.1); в этот же день органом Пенсионного фонда сведения приняты, что подтверждается протоколом контроля сведений (л.д. 74 т.1).
ПФ в г. Севастополе приняты от ИП Багдасарова С.С. отчеты по форме СЗВ-М (исх.):
- 21.02.2017 за февраль 2017 года (л.д.75 т.1),
- 11.03.2017 за март 2017 года (л.д. 76 т.1),
в которых Политицкая Е.С. также указана как застрахованное лицо.
Как следует из материалов дела, в том числе из протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии (л.д.21 т.1), расчета переплаты (л.д. 19 т.1) и выписки из лицевого счета Политицкой Е.С. (л.д. 29 т.1) органом Пенсионного фонда в связи с отсутствием сведений о застрахованном лице за январь 2017 года в установленный законом срок, пенсия по старости Политицкой Е.С. с 01.04.2017 по 30.09.2019 начислялась и выплачивалась с индексацией, излишне проиндексировано (выплачено) пенсии: с 01.04.2017 по 30.09.2019 - 11.738,38 руб. (л.д. 19 т.1).
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, что следует из статьи 1 этого Закона.
Положениями статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7).
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8).
Из приведенных положений закона следует, что решение о выплате проиндексированной пенсии принимается пенсионным фондом на основании сведений о том, что получатель пенсии прекратил работу и (или) иную деятельность.
В данном случае такие сведения в отношении Политицкой Е.С. фонду предоставлены не были, поэтому у фонда не имелось оснований полагать, что Политицкая Е.С. прекратила работу. Кроме того, уже с февраля 2017 года предпринимателем своевременно предоставлялись сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, включающие в том числе и информацию о Политицкой Е.С., как о работающем пенсионере, что с учетом такой информации давало возможность фонду совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанному лицу проиндексированных сумм пенсии. Однако, располагая указанными сведениями, Пенсионный фонд производил индексацию пенсии Политицкой Е.С. в повышенном размере 01.04.2017 по 30.09.2019.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что индексация пенсии связана с виновными действиями страхователя, а потому суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о возмещении ущерба, причиненного излишней выплатой пенсии.
Довод ПФ в г. Севастополе о том, что подача страхователем отчетов по форме СЗВ-М за февраль и март 2017 года не является корректировкой сведений за январь 2017 года, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку отчеты за февраль и март 2017 года содержат сведения о застрахованном лице, состоящем в трудовых отношениях со страхователем, а решение об индексации пенсии вынесено после принятия этих отчетов органом Пенсионного фонда.
Такая же позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.12.2019 N Ф10-5919/2019 по делу N А83-1045/2019.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 октября 2020 года по делу N А84-2751/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2751/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе межрайонное
Третье лицо: Политицкая Елена Сергеевна, Багдасаров Станислав Суренович, ГУ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ