г. Пермь |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А50-7345/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Гладких Д.Ю., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от третьего лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми: Лазуренко В.П. (паспорт, доверенность от 23.12.2020, удостоверение N 117 от 05.08.2019),
от истца, ответчика и третьих лиц, Департамента имущественных отношений администрации города Перми, администрации Индустриального района города Перми, ООО "Пермская сетевая компания": не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 декабря 2020 года
по делу N А50-7345/2020
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)
к администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635)
третьи лица: Департамент имущественных отношений администрации города Перми, администрация Индустриального района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации города Перми (далее - ответчик) об обязании Администрации г. Перми в порядке пункта 3 статьи 225 ГК РФ обратиться в течение 60 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу в Управление федеральной службы государственного кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества магистральной тепловой сети от ТК-479 до ТК-14-14, протяженностью 300 м, диаметром 275 см. (с учетом удовлетворенного ходатайства об уточнении исковых требований, принятого к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ). Истец также просит установить денежную сумму, подлежащую взысканию с Администрации города Перми на случай неисполнения в установленный срок судебного акта в размере 5000 руб. за каждый день неисполнения.
Определениями суда от 20.04.2020, 09.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечены Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Администрация Индустриального района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, ООО "Пермская сетевая компания".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.12.2020 (резолютивная часть от 23.11.2020) исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию муниципального образования "город Пермь" в течение 60 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной магистральной тепловой сети, расположенной по адресу г. Пермь по ул. Одоевского от ул. Геологов до ул. Рязанская от ТК-479 до ТК-14-14, протяженностью 300 метров, диаметром 275 см., взыскав также с ответчика в пользу ПАО "Т-Плюс" расходы по уплате госпошлины по иску в сумме 6000 руб., а при неисполнении решения суда - денежные средства в размере 500 руб. в день за первые три месяца неисполнения судебного акта, 600 руб. в день за все последующие дни неисполнения судебного акта.
Не согласившись с решением суда, ответчик и третье лицо, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, ссылаясь на обстоятельства того, что спорные объекты недвижимого имущества не являются бесхозяйной вещью, принадлежат истцу посредством фактического использования сетей в производственной деятельности.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, истец и третье лицо, ООО "Пермская сетевая компания", направили отзывы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что обращение в регистрирующий орган входит в компетенцию администрации г. Перми; в нарушение требований законодательства ответчиком не приняты меры по принятию на учет спорного участка тепловой сети в качестве бесхозяйной.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, настаивал на доводах жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, администрацией Индустриального района г. Перми заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в котором третье лицо поддержало изложенные в апелляционной жалобе доводы. Ходатайство третьего лица рассмотрено на основании статьи 159 АПК РФ и удовлетворено. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц, Департамента имущественных отношений администрации города Перми, администрации Индустриального района города Перми, ООО "Пермская сетевая компания".
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, было установлено судом первой инстанции, ПАО "Т Плюс" является теплоснабжающей организацией на территории г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.03.2019 по делу N А50-31747/2018 на истца возложена обязанность по содержанию в технически исправном состоянии и обслуживанию магистральной тепловой сети от ТК-479 до ТК -14-14 по ул. Одоевского от ул. Геологов до ул. Рязанская в г. Перми, протяженностью 300 метров, диаметром 275 см, обеспечивающую теплоснабжением объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Рязанская, 97 "а", в кадастровом квартале N 4416015.
Сведений о собственниках в отношении спорного участка сети в ЕГРН не имеется, о чем истцом в дело представлена выписка.
08.11.2019 письмом N 51000-21-02348 истец обратился в Департамент имущественных отношений, Администрацию Индустриального района г. Перми с требованием сообщить о принятых мерах по постановке на учет в регистрирующем органе бесхозяйной сети, а также предоставить копии уведомлений о принятии на учет уполномоченным органом бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
18.11.2019 письмом N 059-19-30/2-926 Департамент имущественных отношений администрации г. Перми ответил, что выявлением бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами администрации г. Перми. ДИО г. Перми было указано на необходимость обращения в администрацию Индустриального района г. Перми для проведения всего комплекса мероприятий по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность.
10.12.2019 письмом N 059-16-01-18/2-717 администрация индустриального района пояснила, что ею была начата процедура по выявлению сети теплоснабжения от ТК-749 по ул. Геологов до ТК -14-16 по ул. Рязанская протяженностью 361,6 п.м. как бесхозяйного имущества с целью последующей регистрации права муниципальной собственности в соответствии с постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 (в ред. от 24.08.2012 N 70-П) "Об утверждении Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке их приобретения в муниципальную собственность г. Перми".
По итогам проведенной работы был сформирован соответствующий пакет документов и направлен в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми для подготовки заключения о целесообразности принятия данной сети теплоснабжения в муниципальную собственность как бесхозяйное имущество.
Из указанного письма также следует, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми письмом N СЭД-059-04-01-18-318 от 17.08.2018 дал заключение о нецелесообразности принятия вышеуказанной сети в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества
Дальнейшие действия по выявлению данной сети теплоснабжения как бесхозяйное имущество администрацией района были прекращены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что обращение в регистрирующий орган входит в компетенцию Администрации города Перми, которой в нарушение требований законодательства не приняты меры по принятию на учет спорного участка тепловой сети в качестве бесхозяйной.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов истца и третьего лица, ООО "Пермская сетевая компания", выслушав пояснения представителя заявителя жалобы в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусматривающим необходимость представления копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).
Следовательно, для установления цен (тарифов) факт осуществления регулируемой деятельности и наличие в собственности или на ином законном основании объектов соответствующей инфраструктуры является обязательным для регулируемой организации.
Судом первой инстанции также обоснованно приняты во внимание разъяснения ФАС России, изложенные в письме от 13.11.2015 N СП/63933/15 "О разъяснении антимонопольного законодательства", о том, что в случае отсутствия законного основания владения, пользования и распоряжения объектами соответствующей инфраструктуры, принятие решения об установлении цен (тарифов) регулирующими органами, не представляется возможным.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что определение органом местного самоуправления сетевой организации, на которую возлагается обязанность по содержанию выявленных бесхозяйных водопроводных, канализационных, тепловых сетей, является необходимым условием для включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов в тарифы соответствующей организации.
Как отмечено судом первой инстанции, отсутствие у спорных сетей статуса бесхозяйного имущества, а у истца - статуса организации, определенной органом местного самоуправления в качестве обязанной осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных сетей в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ и пунктов 5,6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, препятствует истцу включить затраты на содержание сетей, которые он вынужден нести в силу возложения на него такой обязанности судебными актами, в тарифы в соответствии с указанными нормами законодательства.
Согласно пункту 123 Раздела XII Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 основанием для внесения записи в Единый Государственный реестр прав при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, являются реквизиты заявления органа местного самоуправления, а если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - реквизиты заявления уполномоченного государственного органа соответствующего города федерального значения о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Согласно Уставу города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150, к вопросам местного значения Пермского городского округа относятся в том числе организация в границах Пермского городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (статья 11 Устава).
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Пермь является администрация города Перми.
В структуру администрации города Перми входят: первый заместитель главы администрации города Перми, заместители главы администрации города Перми; руководитель аппарата администрации города Перми; функциональные и территориальные органы администрации города, наделенные правами юридических лиц; функциональные подразделения администрации города, не являющиеся юридическими лицами (статья 48 Устава).
Согласно статье 49 Устава города Перми Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе пределах полномочий, установленных законодательством, организует в границах города Перми электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде Регламента (утвержден Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130).
Названным Регламентом установлены процедуры взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми, которые проводятся в случае непосредственного обнаружения территориальным органом объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.
Результатом взаимодействия территориальных и функциональных органов администрации города Перми является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - уполномоченный орган), и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.
Таким образом, обращение в регистрирующий орган входит в компетенцию Администрации города Перми. В нарушение требований законодательства ответчиком не приняты меры по принятию на учет спорного участка тепловой сети в качестве бесхозяйной.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам заявителя жалобы, судом первой инстанции законно и обоснованно удовлетворены исковые требования.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, доводы жалобы направлены исключительно на переоценку правильно установленных обстоятельств и оцененных доказательств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 декабря 2020 года по делу N А50-7345/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7345/2020
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ, ООО "Пермская сетевая компания", АДМИНИСТРАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ