Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2021 г. N Ф07-6244/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А56-34990/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Клименкова Г.В. (доверенность от 01.09.2020)
- от ответчиков: Гольнева Е.В. (по доверенностям от 11.01.2021 и 12.11.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-379/2021) общества с ограниченной ответственностью "ЖК Град"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2020 по делу N А56-34990/2020,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖК Град" к
1. Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
2. Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Град" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство) о взыскании 41 242,89 руб. задолженности по внесению платы за оказанные коммунальные услуги по кв. 1, 4, 6, 7, 8, 11, расположенных в МКД по адресу: Калининградская обл., Гурьевский район, п. Рябиновка, ул. Матроса Желтова, д. 5, входящего в состав МКД N 2, в период с сентября 2019 года по январь 2020 года.
Решением суда от 09.12.2020 в иске отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что иск предъявлен к надлежащим ответчика. В материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что в состав МКД N 3 также включены дома NN 4, 5, 6.
В судебном заседании представитель Учреждения просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на жалобу, в котором поддерживает выводы суда об отсутствии в техническом паспорте сведений на которые ссылается истец, а также обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об определении истца в качестве управляющей организации в отношении дома N 5.
Также представителем Учреждения заявлено о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Представитель Министерства также просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв.
Представитель истца настаивала на удовлетворении своей апелляционной жалобы, просила приобщить дополнительные пояснения к ней.
Суд первой инстанции приобщил представленные в материалы дела позиции и дополнительные доказательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает ее обоснованной и подлежащей удовлетворению, а судебный акт отмене.
В обоснование иска Общество ссылалось на то, что осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п. Рябиновка, ул. Матроса Желтова, д. 5, входящего в состав многоквартирного дома N 2, согласно техническому паспорту в соответствии с Постановлением Администрации Гурьевского городского округа от 28.06.2019 N 2266 и Приказом Министерства регионального контроля (надзора) от 12.08.2019 N МК-4383/пр
Учреждение является балансодержателем многоквартирного дома по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, п. Рябиновка, ул. Матроса Желтова, д. 5.
По кв. N 1; N 4; N 6; N 7; N 8; N 11 за период с сентября 2019 года по январь 2020 года, Учреждение не исполняет обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Министерства права собственности и права оперативного управления у Учреждения на жилые помещения.
Суд признал установленными недоказанные обстоятельства, имеющие значения для дела и не совершил действий, предписанных статьями 133, 168, 170, 66 АПК РФ, для выяснения действительных обстоятельств по делу.
Согласно статьям 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В статьях 296 и 298 Гражданского кодекс Российской Федерации, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества.
Таким образом, Учреждение как законный владелец спорного имущества в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и наравне с другими собственниками (владельцами) помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому обязано их оплатить.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно частью 14 статьи 155Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Факт и объем оказанных истцом в спорный период услуг по содержанию многоквартирного дома подтверждены материалами дела.
При этом доказательств направления Учреждением в спорный период каких-либо претензий, либо составления акта о непредоставлении услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества, ответчики в материалы дела не представили.
Доказательств заселения спорных помещений не представлено.
В связи с возникшими разногласиями Предприятием направлены запросы N 636, 637, 638 от 16.02.2021 о представлении информации по расположению многоквартирных домов NN 1,2,3,4,5,6,7,8 по ул. М.Желтова в п. Рябиновка Калининградской области, а также об отсутствии домов N 1,5,6,7,8 в постановлении администрации Гурьевского городского округа N 2266 от 28.06.2019.
В письме за исхN 05/1830 от 17.02.2021 даны пояснения, что в многоквартирном доме N 2 три подъезда с соответствующей нумерацией каждого N4, N5 и N 6; в доме N 3 три подъезда с нумерацией N 1, N 2, N 3; в доме N 4 нумерация двух подъездов соответствует N 7 и N 8.
При проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании нумерация домов в Постановлении Администрации Гурьевского городского округа N 2266 от 28.06.2019 нумерация домов указана без уточнения нумерации подъездов.
17.04.2018 за исхN 158 в адрес Администрации Гурьевского городского округа поступило письмо Министерства в лице 165 территориального отдела (эксплуатации и контроля за оказанием услуг) с просьбой провести открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами. В приложении к указанному письму приложен список домов. Согласно данному приложению дом N 2 состоит из домов 4,5,6; дом N 3 состоит из домов 1,2,3; дом N 4 состоит из домов 7,8.
Общая площадь домов соответствует технической документации.
Также 07.05.2018 за исх N 62/417 от ООО "Главное управление жилищным фондом", в лице обособленного подразделения "Северо-Западное" ЖЭУ "Калининградское" с просьбой провести открытый конкурс по отбору управляющей компании на жилой фонд, указанный в письме.
На основании изложенного, Министерство с обособленным подразделением в лице Учреждения являются надлежащими ответчиками.
Доказательства оплаты оказанных услуг не представлены, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а согласно подпункту 31 пункта 10 названного Положения является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 21, требование о взыскании долга в целях процессуальной экономии может быть предъявлено одновременно к учреждению и субсидиарному должнику.
В данном случае собственником спорного имущества является Российская Федерация в лице Министерства, обоснованно привлеченного в качестве второго ответчика по делу.
Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2020 по делу N А56-34990/2020 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, а случае недостаточности денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖК Град" 41 242,89 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также 5000 руб. расходов по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34990/2020
Истец: ООО "ЖК ГРАД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны