г. Челябинск |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А07-6211/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2020 по делу N А07-6211/2020.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Хайбуллину Ринату Римовичу (далее - ИП Хайбуллин Р.Р., предприниматель, ответчик) о взыскании 234 000 руб., предоставленных в виде гранта, за ненадлежащее исполнение условий договора на оказание услуг государственной поддержки от 10.05.2016 N 83-НФ (л.д. 6-11).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2020 (резолютивная часть оглашена 24.11.2020) в удовлетворении исковых требований Министерства отказано (л.д. 1160-120).
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчик вместо тележки тракторной 2-ПТСЕ, предусмотренной Планом расходов, приобрел пресс-подборщик ПФР-145 стоимостью 458 000 руб. Таким образом, фактически изменен План расходов, который с Республиканской комиссией не согласован и не утвержден. Следовательно, грант в размере 234 000 руб. (260 000*90%) использован не по целевому назначению. Также ответчиком не исполнено обязательство по созданию рабочих мест.
При указанных обстоятельствах податель жалобы полагает необоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках ведомственной целевой программой "Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2016 - 2018 годы" (далее - Программа НФ) постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок предоставления грантов).
Порядок определяет цели, условия и процесс предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - грант), имеющим право на получение гранта на финансирование затрат на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, находящегося на территории Республики Башкортостан, не возмещаемых в рамках иных действующих программ, а также порядок возврата гранта в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, представлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта.
Республиканская комиссия по отбору участников ведомственных целевых программ признала индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Хайбуллина Рината Римовича (ОГРИП 314028000132221, ИНН 024003146150) участником Программы НФ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Порядка предоставления грантов между Министерством и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Хайбуллиным Ринатом Римовичем заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам от 10.05.2016 N 83-НФ (далее - договор; л.д.12-14).
Предметом договора является предоставление истцом в 2016 году ответчику в соответствии с Планом расходов гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - грант) в размере 1 500 000 руб., в том числе за счет федерального бюджета 1 300 433 руб. и за счет средств бюджета Республики Башкортостан 199 567 руб.
Планом расходов, представленным ответчиком в Министерство и согласованным с Республиканской комиссией по отбору участников ведомственных целевых программ, а также приложением N 1 к договору, являющимся неотъемлемой его частью, утверждены показатели результативности предоставления гранта: приобретение трактора МТЗ 82.1 стоимостью 1 250 000 руб., грабель колесно-пальцевых ГВВ-6 стоимостью 1 250 000 руб., косилки КСЛ-2,1 стоимостью 3 750 руб., тележки тракторной 2-ПТСЕ стоимостью 260 000 руб., итого затрат на сумму 1 666 666 руб. 67 коп., в том числе за счет средств гранта 1 500 000 руб., за счет собственных средств - 166 666 руб. 67 коп. (л.д.15).
Направление денежных средств ответчику подтверждается платежными поручениями от 17.05.2016 N 349171 и от 19.05.2016 N 72753.
Согласно пункту 3.2 договора получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством за достоверность представляемых им в Министерство документов, отчетности, за нецелевое использование гранта и единовременной помощи, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии со статьей 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 Порядка предоставления грантов, Министерство осуществляют обязательную проверку соблюдения начинающим фермером условий, целей и порядка предоставления гранта. Ответчик, подписав договор, согласился на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов.
22.05.2019 истцом проведена выездная проверка целевого использования выделенных средств в виде гранта. Результат мероприятия отражен в акте выездной проверки целевого использования средств от 22.05.2019 (л.д.16).
По результатам проведенной проверки установлено следующее.
Ответчик вместо тележки тракторной 2-ПТСЕ, предусмотренной Планом расходов, приобрел пресс-подборщик ПФР-145 стоимостью 458 000 руб. Таким образом, фактически изменен План расходов, который с Республиканской комиссией не согласован, разрешение Республиканской комиссии на изменение Плана не имеется. Следовательно, грант в размере 234 000 руб. (260 000*90%), использован не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 2.4 договора получатель гранта обязан обеспечить выполнение показателей результативности предоставленного гранта и (или) единовременной помощи согласно приложению N 1 к договору и представлять в установленные сроки отчет об исполнении обязательств согласно приложению N 2 к договору, создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта, не допускать необоснованного и несогласованного с Комиссией изменения Плана расходов, в случае нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи осуществлять возврат полученных средств.
Согласно пункту 3.2 договора получатель гранта несет ответственность в соответствии с законодательством за достоверность представляемых им в Министерство документов, отчетности, за нецелевое использование гранта и единовременной помощи, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором.
Таким образом, ответчиком не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства, предусмотренные договором, нарушены условия, установленные при их предоставлении, а именно, нарушены условия целевого использования гранта.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка предоставления грантов возврат гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств начинающему фермеру направляется соответствующее письменное уведомление. Начинающий фермер в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе фермера от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Истцом направлена в адрес ответчика претензия от 30.05.2019 N ИФ-16-3465 с требованием о возврате бюджетных средств в размере 234 000 руб. Претензия ответчиком получена, что подтверждается уведомлением о вручении 04.06.2019.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для подачи иска.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком представлены доказательства использования субсидии, перечисленной для реализации проекта, в соответствии с целевым назначением, указанным в договоре.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные в суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
Спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности: категории и/или критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с пунктом 7 постановление Правительства РБ от 29.06.2012 N 210 (ред. от 04.05.2016) "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие семейных животноводческих ферм", в редакции, действовавшей в период заключения договора, (далее - порядок), Условиями предоставления гранта и единовременной помощи являются:
а) представление полного пакета документов, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка;
б) наличие выписки из протокола Комиссии с указанием размера гранта и единовременной помощи;
в) заключение договора на оказание государственной поддержки в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство между начинающим фермером и Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, предусматривающего:
целевое назначение и условия предоставления гранта и единовременной помощи;
права и обязательства сторон, включая обязательство начинающего фермера представлять в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан отчетность по формам, утвержденным приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан;
значения целевых показателей результативности предоставления грантов и единовременной помощи;
ответственность сторон за нарушение условий договора и настоящего Порядка согласно законодательству;
срок действия договора;
согласие начинающего фермера на осуществление Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов и единовременной помощи;
запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий;
г) наличие плана обеспечения финансово-экономической устойчивости начинающего фермера на среднесрочную перспективу по форме, утвержденной Министерством.
Пунктом 8 порядка установлен перечень документов, представляемых фермером в Министерство:
а) заявление на предоставление гранта и единовременной помощи, содержащее реквизиты для перечисления причитающейся суммы;
б) план расходов, рассмотренный и согласованный Комиссией;
в) исключен. - Постановление Правительства РБ от 22.05.2015 N 186;
в) справку-расчет на получение гранта, единовременной помощи по форме, утвержденной Министерством;
г) договор на оказание государственной поддержки в виде гранта и (или) договор на оказание государственной поддержки в виде единовременной помощи.
Из материалов дела следует, что договор заключен, денежные средства ответчику перечислены, документы на соискание субсидии представлены ответчиком истцу в полном объеме, в надлежащем виде и содержании.
Таким образом, доказательств нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, не представлено.
В обоснование исковых требований, истец указал на использование бюджетных средств не по нецелевому назначению.
Пунктом 1 договора от 10.05.2016 N 83-НФ определен предмет договора - предоставление Министерством в 2016 году получателю гранта в соответствии с планом расхода гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Пунктом 4 договора определён срок его действия - до исполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных договором.
Из представленных ответчиком документов следует, что в 2016 году ответчиком приобретены трактор (договор от 10.06.2016 N НТ-139), грабли колесно-пальцевые, косилка (договор от 03.06.2016 N НТ-139) и пресс-подборщик (договор от 27.06.2016 N НЛК/Уфа-06038/КП), в 2017 году ответчиком приобретена тележка тракторная 2-ПТСЕ (договор б/н от 27.12.2017).
Тележка тракторная 2-ПТСЕприобретенна ответчиком с нарушением установленного абзацем 2 пункта 2.4 договора 10.05.2016 N 83-НФ срока на 1 месяц.
Указанное обстоятельство свидетельствует о несущественном нарушении условий договора, а не о нецелевом использовании субсидии.
Заявляя требование о возврате денежных средств, истец также ссылается на неисполнение ответчиком обязательства по созданию рабочих мест.
Положениями договора от 10.05.2016 N 83-НФ (абзац 3 пункта 2.4 договора) определено условие о создании не менее 1 рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта.
При этом, исходя из буквального толкования условий договора, пункт 1 договора, не предусматривает использование субсидии для создания рабочих мест.
Доводы подателя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2020 по делу N А07-6211/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6211/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ИП глава КФХ Хайбуллин Ринат Римович, Хайбуллин Р Р