г. Самара |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А65-8641/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.11.2020 по делу N А65-8641/2020 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ИП Демидова Ю.Н., Территориального органа Росздравнадзора по РТ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, г.Москва, об оспаривании решения по делу N 016/06/64-112/2020,
с участием в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Крахмальной Е.С. (доверенность от 17.02.2021),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ГУ - РО ФСС по Республике Татарстан, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 30.01.2020 по делу N 016/06/64-112/2020.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ИП Демидов Ю.Н., Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Татарстан, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.11.2020 по делу N А65-8641/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ - РО ФСС по Республике Татарстан в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Фонда обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Антимонопольный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
ИП Демидов Ю.Н. в представленном письменном отзыве полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Фонда и третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав представителя антимонопольного органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии со сведениями размещенными на сайте www.zakupki.gov.ru ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан является заказчиком проведения электронного аукциона N 0211100000119000164 на предмет "Поставка в 2020 году сигнализаторов для обеспечения инвалидов (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)". Начальная (максимальная) цена контракта - 7498296 руб. 50 коп. Дата и время начала срока подачи заявок 25.12.2019 11 час. 37 мин. Дата и время окончания срока подачи заявок 22.01.2020 09 час. 00 мин. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие - 23.01.2020.
В техническом задании ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан на поставку в 2020 году для обеспечения инвалидов установлены следующие наименования и описание сигнализаторов звука:
1) Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией: Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией предназначен для информирования инвалидов с нарушением слуха о наличии звуковых сигналов домофона, дверного и телефонного звонков и восстановления способности инвалидов к ориентации.
Сигнализатор звука цифровой со световой индикацией является сигнализирующим беспроводным устройством.
В комплектацию сигнализатора входит:
мобильный или наручный приемник;
передатчик звонка домофона;
передатчик дверного звонка;
передатчик телефонного звонка.
Сигнализаторы звука цифровые со световой индикацией реагируют на сигналы, поступающие от телефона, от домофона и(или) дверного звонка, должны привлекать внимание инвалида стробоскопической или светодиодной индикацией приемника.
Наружные поверхности сигнализаторов звука световых устойчивы к разрешенным к применению стандартным моющим средствам, предназначенным для санитарной обработки реабилитационных бытовых приборов. Конструкция сигнализаторов звука световых обеспечивает пользователю удобство и простоту обращения с ними, самостоятельную настройку и регулировку при подготовке к эксплуатации и во время эксплуатации.
Частота, на которой работает сигнализатор, разрешена на территории Российской Федерации.
Радиус действия прибора составляет не менее 15 метров;
2) Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией: Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией предназначен для оповещения инвалида о поступлении сигнала от информационных датчиков телефона, домофона, дверного звонка.
В комплектацию сигнализатора входит:
мобильный или наручный приемник;
передатчик звонка домофона;
передатчик дверного звонка;
передатчик телефонного звонка.
Конструкция сигнализаторов звука вибрационных обеспечивает пользователю удобство и простоту обращения с ними, самостоятельную настройку и регулировку при подготовке к эксплуатации и во время эксплуатации.
Частота, на которой работает сигнализатор, разрешена на территории Российской Федерации.
Сигнализирующее устройство привлекает внимание инвалида вибрационным сигналом.
Радиус действия прибора составляет не менее 15 метров;
3) Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией: Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией предназначен для оповещения инвалидов с нарушениями слуха и слепо-глухих инвалидов о наличии звукового сигнала.
Сигнализирующее устройство беспроводное по конструкции.
Сигнализатор реагирует на сигналы, поступающие от домофона, дверного звонка и телефона и привлекает внимание пользователя с помощью:
вибрации корпуса приемника с индивидуальным тактильным рисунком для каждого типа сигнала;
подачи световых импульсов, хорошо различимых в светлое время суток для каждого типа сигнала.
Питание осуществляется от автономного источника постоянного тока.
В комплект поставки входит руководство по эксплуатации на русском языке.
Диапазон действия сигнализатора в жилых помещениях не менее 15 метров.
В составе заявки Фонд установил требования о необходимости предоставления регистрационных удостоверений на звуковые сигнализаторы, являющиеся предметом настоящей закупки.
Полагая, что указанное требование является неправомерным, ИП Демидов Ю.Н. обратился в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.
Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев 30.01.2020 дело N 016/06/64-112/2020 по жалобе ИП Демидова Ю.Н. на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан при проведении закупки N 0211100000119000164 на предмет "Поставка в 2020 году сигнализаторов для обеспечения инвалидов (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)" признала жалобу обоснованной.
Заказчик - ГУ - РО ФСС по Республике Татарстан признан нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на часть 3 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
ГУ - РО ФСС по Республике Татарстан выдано предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0211100000119000164.
Кроме того, материалы переданы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Не согласившись с вынесенными решением ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N 181-ФЗ).
Согласно ст.11.1 Закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, предусмотренными Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее - Перечень).
Согласно п.16 Перечня к техническим средствам реабилитации относятся сигнализаторы звука световые и вибрационные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Таким образом, обязательной регистрации подлежат только такие средства реабилитации, которые являются медицинским изделием и применяются в целях медицинской реабилитации заболеваний.
В соответствии с пунктом 5.5.1. ГОСТ Р 54738-2011 "Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов" установлено, что социально-бытовая адаптация - это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.
Разделом 2.10 аукционной документации Фондом установлено место доставки товара - по месту жительства инвалида или в пункте выдачи.
Разделом 3 аукционной документации установлены требования к товару: подключение к домофону, дверному звонку, телефонной линии.
В извещении о проведении электронного аукциона к наименованию поставляемых товаров Фондом указан код позиции - 27.90.20.120.
Согласно общероссийскому классификатору данный код относится к "Приборы световой и звуковой сигнализации электрические" и не относятся к изделиям медицинского назначения.
Исходя из анализа положений документации об аукционе антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу, что требуемый к поставке объект закупки необходим для использования по месту проживания инвалида для его личного пользования, является средством социально - бытовой реабилитации и не относится к медицинским изделиям.
Кроме того, судом первой инстанции при вынесении решения обоснованно учтено, что привлеченные к участию в деле третьи лица в своих письменных пояснениях указали, что заявленные к закупке сигнализаторы звука не имеют в своем предназначении медицинских целей и не подлежат регистрации в качестве медицинских изделий (пояснения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Татарстан от 03.11.2020 N И16-1489/20 и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 13.10.2020 N 10-60307/20).
В частности, согласно Приказу Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации" медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по медицинской реабилитации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, и где необходимо использовать зарегистрированные медицинские изделия.
Согласно ст.11.1 Закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В соответствии с п.12 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 N 25 "О Критериях отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках Евразийского экономического союза" в случае если отсутствует прямая взаимосвязь между корректирующим действием продукции и индивидуальными потребностями пациента и (или) если в назначении продукции отсутствует указание на ее применение в медицинских целях, такая продукция не может относиться к медицинским изделиям, а определяется как изделие общего назначения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ГУ - РО ФСС РФ по Республике Татарстан, выразившихся в установлении в документации об аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения, имеются нарушения требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на часть 3 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, Фондом не представлено.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие Фонда с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 ноября 2020 года по делу N А65-8641/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8641/2020
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ИП Демидов Ю.Н., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Территориальный орган Росздравнадзора по РТ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения