г. Хабаровск |
|
01 марта 2021 г. |
А73-6121/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Риквэст Сервис" Лесковой И.В. по доверенности от 08 августа 2019 N 08-08-19/ХАБ
представителя акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Мамедовой Е.Н. по доверенности от 9 декабря 2020 года N 405-д
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Риквэст Сервис"
на решение от 30 ноября 2020 года
по делу N А73-6121/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Риквест-Сервис"
к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания"
о взыскании 190 190, 26 рублей
установил: общество с ограниченной ответственностью "Риквест-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" о взыскании 190 190, 26 рублей.
Решением суда от 30 ноября 2020 года исковое требование удовлетворено частично. С ответчика в пользу истца взыскано 188 441, 91 рублей, расходы на государственную пошлину по иску в размере 6 644 рублей. В остальной части иска отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении иска полностью. В обоснование истцом указано несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств дела в части требования о возмещении вреда в связи с допущенным ответчиком ненадлежащим исполнением условий договора - допущенным видом порчи имущества истца таким как "половая грязь". Наличие такого вида порчи подтверждено истцом надлежащими доказательствами, а именно актами от 18 марта 2017 года N N ВЛ00000197/7П вагон N 22133, ВЛ00000197/1П вагон N 15949, ВЛ00000197/5П вагон N 21416, ВЛ00000199/3П вагон N 20717, подписанными, в том числе кладовщиком-специалистом ответчика, а также актами приемки имущества, составленными комиссионно; возмещение вреда в связи с таким видом порчи имущества предусмотрено условиями договора; образец комиссионного акта, являющийся приложением к договору, не содержит такой составляющей как "вид порчи", следовательно, требование ответчика об указании вида порчи неправомерно.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Ответчик согласно отзыву считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции усмотрел основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
20 августа 2003 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") (заказчик) и истцом (исполнитель) заключен договор N НЮ1723 на оказание услуг по стирке белья и сухой химической чистке, согласно условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 18 декабря 2007 года N 1/851) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению пассажирских поездов Дальневосточной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО "РЖД" комплектами постельного белья, упакованными в индивидуальные пакеты, постельными принадлежностями и мягким съемным вагонным инвентарем, прошедших стирку, химическую чистку и дезобработку в заявленных заказчиком объемах, а так же по сбору использованных комплектов постельного белья, постельных принадлежностей и мягкого съемного выгонного инвентаря.
На основании дополнительного соглашения от 29 марта 2010 года N ФПДОП-215/10(7)- 1723/ФПКОП-57/10(7)-1723 произведена замена стороны заказчика на ответчика.
В дополнительном соглашении от 15 мая 2014 года N ФПКОП-НЮ1723(ФПД)(15) договор изложен в новой редакции, действие соглашения распространено на правоотношения сторон, возникшие с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2.7 договора права и обязанности заказчика по настоящему договору осуществляет Дальневосточный филиал АО "ФПК", расположенный по адресу: 680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 56-Д.
В соответствии с техническим заданием (приложение N 2 к договору) оказываемые комплексные услуги должны отвечать требованиям стандарта оснащенности вагонов ОАО "ФПУ", Требованиям к оснащенности пассажирских вагонов съемным мягким имуществом, санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 от 4 марта 2003 года, Инструкции по технологической обработке белья железных дорог на фабриках-прачечных от 29 марта 2004 года N 32-ЦЛД и другим нормативным и ведомственным правилам, поименованным в разделе 2 технического задания.
7 февраля 2017 года сторонами договора согласован Регламент взаимодействия сторон при выполнении обязательств по договору, который является неотъемлемой частью договора и обязателен для сторон.
Согласно разделу 1 договора к комплексным услугам отнесено укомплектование имуществом вагонов пассажирских поездов дальнего следования формирования Дальневосточного филиала ОАО "ФПК", обработка имущества (стирка, упаковка, химическая чистка и дезинфекционная обработка имущества, принадлежащего заказчику (Дальневосточному филиалу ОАО "ФПК"), в заявленных заказчиком объемах.
Пунктом 1.2 договора определен состав имущества: постельное белье (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца), мягкий инвентарь вагона (салфетки, занавески, шторы, ковровые покрытия и т.д. в соответствии с приложением N 1 к договору), постельные принадлежности (подушки, одеяла, наматрасники (матрас), чехлы, корсажи, пледы), предназначенные для укомплектования пассажирских поездов, принадлежащие исполнителю на праве собственности или ином законном основании.
Пунктами 3.1.1 - 3.1.5 договора стороны предусмотрели, что исполнитель обязуется обеспечить наличие имущества в составах поездов в количестве, определенном на основании заявок заказчика двусторонне согласованных норм выдачи имущества в рейс. По окончании рейса и/или в иные сроки, установленные настоящим договором или определенные в соответствии с ним, осуществлять сбор имущества и его вывоз от вагонов поездов к месту обработки. Осуществлять обработку (стирку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию) имущества в объемах, заявленных заказчиком, в соответствии с условиями настоящего договора. Своими силами и за свой счет доставлять обработанное имущество до экипируемых составов пассажирских поездов в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором или определенные в соответствии с ним.
Комплекты постельного белья, постельные принадлежности и мягкий инвентарь вагона являются собственностью ООО "Риквэст-Сервис".
В соответствии с пунктами 3.3.1 - 3.3.3 договора заказчик обязуется обеспечить наличие своего представителя в вагоне при доставке исполнителем чистого имущества до тамбура вагона и при вывозе исполнителем использованного имущества от вагона.
По окончании рейса или в иной срок, установленный настоящим договором или определенный в соответствии с ним, осуществлять сортировку имущества в вагоне, требующего обработки по ассортименту, упаковку его в мешки в определенном для каждого вида количестве, с вложением листа-вкладыша и опломбированием мешка и передать его по накладной исполнителю. Обеспечить присутствие своего представителя, уполномоченного подписывать акты об утере и порче, на участках сортировки (пунктах приема-сдачи имущества) для контроля за вскрытием запломбированных мешков и составлением актов в случае выявления порчи (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) или недостачи имущества в мешках.
Пунктом 3.3.12 договора установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю, что по смыслу предусматривает необходимость осуществления в максимальном объеме комплекса действий со стороны заказчика, направленных на сохранение переданного ему исполнителем имущества и соответственно, препятствующих утрате и порче такого имущества, соответственно, у заказчика возникает обязанность по обеспечению сохранности полученного имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю.
Пунктами 5.6, 5.9 договора и пунктом 6.8 Регламента взаимодействия установлено, что исполнитель осуществляет доставку обработанного имущества до соответствующего состава поезда и передает имущество уполномоченным представителям заказчика по накладным унифицированной формы (Приложение N 5 к Регламенту взаимодействия) и по мере доставки исполнителем имущества до вагона, заказчик осуществляет пересчет количества и осмотр имущества, в том числе пересчет и осмотр комплектов постельного белья на предмет соответствия его категории оснащенности без повреждения упаковки. В случае обнаружения визуальных недостатков имущества, в том числе несоответствия комплекта постельного белья категории оснащенности вагона или повреждения упаковки комплекта.
Стороны составляют акт о недостатках, а в накладной делается отметка о недостатках или запись об отказе в принятии имущества с недостатками. Порядок снабжения пассажирских поездов чистыми комплектами постельного белья и предметами съемного мягкого имущества и порядок сбора использованного постельного белья и мягкого съемного имущества при возвращении состава из рейса детально описаны Регламентом взаимодействия.
Пунктами 6.1, 6.2, 6.3, 6.9 Регламента взаимодействия установлено, что на основании полученной заявки представитель исполнителя формирует повагонные накладные формы N ФИУ-20 в трех экземплярах на каждый вагон. При этом два экземпляра накладной N ФИУ20 остаются у представителя заказчика в вагоне и хранятся до окончания рейса и сдачи имущества, третий экземпляр передается представителю исполнителя. Представители исполнителя несут ответственность за имущество до момента передачи его в вагоне представителю заказчика и получению подписи представителя заказчика в накладной формы N ФИУ20.
Пунктами 5.16-5.17 договора предусмотрено, что по окончании рейса или в иной срок, установленный договором или установленный в соответствии с ним, заказчик или его представитель передает исполнителю требующее плановой или внеплановой обработки имущество по накладной унифицированной формы.
Имущество передается исполнителю в мешках, опломбированных заказчиком или его представителем, транспортируется силами и за счет исполнителя до пункта приема-сдачи имущества.
Представитель заказчика вносит сведения о количестве сдаваемого им имущества в накладную формы N ФИУ-20, по которой вагон был снабжен перед рейсом, и передает ее представителю исполнителя при сдаче использованного имущества из вагона (пункт 8.1, 8.3, 8.4, 8.5 Регламента взаимодействия).
В пункте приема-сдачи имущества исполнитель в присутствии уполномоченного представителя заказчика производит вскрытие запломбированных мешков и проверку данных, указанных во вложенных листах-вкладышах. В случае отсутствия представителя заказчика в пункте приема-сдачи, исполнитель уведомляет заказчика об отсутствии представителя и необходимости явиться в пункт приема-сдачи посредством телефонной связи в порядке, изложенном в Регламенте взаимодействия. В случае неявки представителя заказчика в течение часа с момента уведомления, исполнитель осуществляет вскрытие опломбированных мешков и проверку данных в одностороннем порядке. При этом выявленные при пересчете недостачи (утери, испорченное имущество) принимаются заказчиком в безоговорочном порядке.
Пунктом 5.18 договора и пунктом 8.20 Регламента взаимодействия предусмотрено, что в случае несоответствия количества имущества в мешках сведениям о количестве согласно накладной и вложенным в мешки листам-вкладышам, равно как и при обнаружении испорченного имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски), за исключением мешков с забракованным имуществом, стороны подписывают акт об утере и порче имущества (приложение N 4 к Регламенту взаимодействия).
Указанный акт (комиссионный акт) составляется уполномоченными работниками исполнителя, подписывается представителями сторон и является основанием для выставления исполнителем заказчику требования о возмещении стоимости утерянного/испорченного имущества.
Пунктом 6.11 договора предусмотрено, что заказчик несет ответственность перед исполнителем за повреждение, порчу, утрату и/или гибель по вине заказчика имущества с момента принятия обработанного имущества надлежащего качества, комплектности и комплектации и до момента сдачи требующего обработки имущества исполнителю в соответствии с условиями договора.
Подпунктом 6.11.1 договора предусмотрено, что возмещение стоимости утерянного, утраченного по вине заказчика имущества осуществляется путем возмещения 100% стоимости такого имущества согласно расценочной ведомости, ежеквартально предоставляемой исполнителем заказчику, с приложением подтверждающих расценки документов.
Согласно пункту 6.11.2 договора возмещение стоимости испорченного и/или поврежденного имущества осуществляется путем возмещения стоимости такого имущества: 1-ой и 5-ой категории оснащенности фирменных и международных поездов (за исключением поездов, курсирующих в сообщении с государствами - бывшими республиками СССР); вагонов повышенной комфортности и 6-ой категории оснащенности -100%; 2-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой категории оснащенности скорых, скоростных и пассажирских поездов - 50% стоимости такого имущества.
Пунктом 11.1 Регламента взаимодействия установлено, что для возмещения затрат за утерянное и поврежденное заказчиком или по вине заказчика имущество исполнитель ежемесячно направляет заказчику претензию. К претензии прилагается реестр комиссионных актов выявленных недостач.
В марте 2017 года истцом при принятии имущества в обработку выявлена порча имущества, в подтверждение представлены акты от 18 марта 2017 года N N ВЛ00000197/7П вагон N 22133, ВЛ00000197/1П вагон N 15949, ВЛ00000197/5П вагон N 21416, ВЛ00000199/3П вагон N 20717, подписанные, в том числе кладовщиком-специалистом ответчика, а также акты приемки имущества, составленные комиссионно, по форме акта - приложения N 4 Регламента взаимодействия.
Пунктом 8.20 Регламента взаимодействия предусмотрено, что при обнаружении испорченного имущества (рваного, с пятнами мазута, ржавчины, асфальтными, масляными пятнами, пятнами угольной пыли, краски) стороны подписывают акт о порче имущества.
Из пункта 3.3.12 договора у заказчика возникла обязанность осуществлять контроль за бережной и надлежащей эксплуатацией имущества с момента его поступления в вагон и до момента его возврата исполнителю.
Согласно пункту 3.7.4. "Стандарта оснащенности вагонов ОАО "ФПК". Требования к оснащенности пассажирских вагонов съемным мягким имуществом", утвержденным Распоряжением от 3 июля 2013 года N 819р, предметы съемного мягкого имущества не должны эксплуатироваться при наличии загрязненности, не поддающейся химической чистке или стирке (пятна ржавчины, мазута, застиранность и другие признаки загрязнения).
Дав оценку приведенным условиям договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор не предусматривает ограниченного перечня видов (типов) загрязнений, напротив содержит формулировки, допускающие расширительное толкование - "пятна ржавчины, мазута, застираннность и другие признаки загрязнения".
Наличие "половой грязи" является явным признаком, очевидно свидетельствующим о ненадлежащем исполнении заказчиком обязанности по бережной и надлежащей эксплуатации переданного ему имущества.
Занимаемая ответчиком позиция о том, что сторонами в договоре согласован ограниченный перечень загрязнений, являющихся основанием для составления акта, в котором отсутствует такой вид загрязнения как "половая грязь", не может быть признана обоснованной, поскольку противоречит смыслу исполняемого сторонами договора и цели, которую стороны преследовали, в частности истец, заключая такой договор, в том числе сохранить и поддерживать престиж компании и привлекательность пассажирского железнодорожного транспорта на рынке данных услуг.
Вывод суда о недоказанности истцом того, что "половая грязь" относится к загрязнениям, которые не поддаются химической чистке или стирке и исключают возможность дальнейшей эксплуатации загрязненных предметов, суд апелляционной инстанции признает основанным на неверном распределении обязанностей по доказыванию.
Истцом представлены составленные в соответствии с условиями договора акты от 18 марта 2017 года N N ВЛ00000197/7П вагон N 22133, ВЛ00000197/1П вагон N 15949, ВЛ00000197/5П вагон N 21416, ВЛ00000199/3П вагон N 20717, подписанные, в том числе представителем ответчика, а также акты приемки имущества, составленные комиссионно, по форме акта - приложения N 4 Регламента взаимодействия.
В указанных документах отсутствуют возражения представителя ответчика относительно приведенного в них вида порчи - "половая грязь", в том числе о наличии оснований полагать, что это легко устранимые недостатки, не влияющие на использование имущества по назначению.
Таких возражений и доказательств, позволяющих суду прийти к выводу о том, что имели место незначительные загрязнения, легко поддающиеся устранению, ответчиком суду не представлено.
Расчет размера убытков в виде стоимости испорченного имущества произведен истцом в соответствии с условиями договора, и является правильным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает доказанным истцом факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по обеспечению бережной и надлежащей эксплуатации имущества, размер понесенного реального ущерба, а также наличие причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением ответчиком своего договорного обязательства и возникновением у истца убытков в рассматриваемой (обжалуемой) части иска - 1 748, 35 рублей.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в обжалуемой части с принятием судебного акта об удовлетворении иска полностью.
Учитывая результат рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, расходы истца на государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 ноября 2020 года по делу N А73-6121/2020 изменить в части.
Иск удовлетворить полностью.
Взыскать с акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Риквэст Сервис" убытки в размере 190 190, 26 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлину по иску в размере 6 706 рублей.
Взыскать с акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Риквэст Сервис" расходы на оплату государственной пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6121/2020
Истец: ООО "Риквэст Сервис", ООО "РИКВЭСТ-СЕРВИС"
Ответчик: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"