г. Пермь |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А50-24206/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица: Холодков А.В. паспорт, по доверенности от 29.12.2020, диплом
от заявителя представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Говорущенко Сергея Викторовича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 декабря 2020 года
по делу N А50-24206/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Говорущенко Сергея Викторовича (ОГРНИП 304591114100066, ИНН 591107552504)
к Администрации города Березники Пермского края (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Говорущенко Сергей Викторович (далее - заявитель, предприниматель, перевозчик) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Березники Пермского края (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения, оформленного в письме от 23.06.2020 N 10-01-11/44.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности решения, оформленного в письме от 23.06.2020 N 10-01-11/44, как не соответствующего части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным 2 транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указывает на нарушение сроков направления решения об изменении либо отмене соответствующего маршрута как то предусмотрено частью 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ. Считает, что уведомление от 23.06.2020 N10-01-11/44 заинтересованное лицо оформило и направило в адрес заявителя без соответствующего решения об изменении сведений в реестре муниципальных маршрутов г. Березники.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Заявитель по делу о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что представитель заявителя участвует в другом судебном процессе по иному судебному делу.
Заявленное ходатайство рассмотрено арбитражным апелляционным судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и в его удовлетворении отказано на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства дела.
В рассматриваемом случае, невозможность явки представителя заявителя в связи с участие в ином судебном разбирательстве, основанием для применения статьи 158 АПК РФ не является, являясь юридическим лицом, заявитель вправе был воспользоваться услугами другого представителя. Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав. Кроме того, представитель заявителя не указывает, для каких именно процессуальных действий необходимо личное участие его представителя в судебном заседании, почему соответствующие ходатайства, пояснения невозможно представить в письменном виде.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет перевозки пассажиров на маршруте N 11 "Околица - ул.Решетова", N38 "Абрамово - д.Суханово" регулярных перевозок по регулируемым тарифам в г.Березники. В настоящее время предприниматель осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по маршрутам N 11 и N 38 на основании карт маршрутов, выданных администрацией.
30.09.2020 предпринимателем получено уведомление управления городского хозяйства администрации города Березники от 23.06.2020 N 10-01-11/44 о планируемых с 01 января 2021 года изменений по маршруту N 11 "Околица - ул.Решетова", N38 "Абрамово - д.Суханово", согласно которому заявителю сообщено, что на основании постановления администрации 15.06.2020 N 01-02-725 по маршруту N 11 "Околица - ул.Решетова", N38 "Абрамово-д.Суханово" изменено количество и класс транспортных средств, по маршруту N38 "Абрамово - д.Суханово" изменена схема движения маршрута (л.д.9).
Полагая, что решение, оформленное в письме от 23.06.2020 N 10-01-11/44, не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что действия Администрации соответствуют требованиям законодательства и прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
С 14.07.2015 отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным з N 220-ФЗ.
В силу действия части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В части 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ указано, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
Порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам регламентирован статьей 14 Федерального закона N 220-ФЗ, в части 1 которой содержится положение о том, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В части 1 статьи 15 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1). Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 11 и 38 предпринимателю были выданы на срок до 08.07.2018. После вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ, в соответствии со статьями 25 и 26 Федерального закона N 220-ФЗ, информация о маршрутах N 11 и N 38 была внесена в реестр маршрутов регулярных перевозок города Березники Пермского края.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
К сведениям, которые должны быть включены в реестры маршрутов регулярных перевозок, относится вид регулярных перевозок (пункту 8 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ).
Под видом регулярных перевозок понимаются регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (п. 16 ст. 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктами 17, 18 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В части 1 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ содержится положение о том, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Согласно статье 3 Федерального закона N 220-ФЗ под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Изменение вида регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок и об этом решении уведомлено лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Как ранее уже было отмечено, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам N 11 и 38 предпринимателю были выданы на срок до 08.07.2018.
Постановлением администрации от 28.02.2017 N 365, в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ, утвержден Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом города Березники (далее - Документ планирования).
Документом планирования предусмотрено изменение вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам N 11 и N 38 с 09.07.2018.
Постановлением администрации от 09.04.2018 N 826 в Документ планирования внесены изменения. Изменение вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам N 11 и N 38 предусмотрено с 01.08.2019.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
На основании пункта 1 части 4, части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ на основании указанных норм заявителю были выданы карты маршрута регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 сроком действия с 09.07.2018 по 31.07.2019.
Постановлением администрации от 26.08.2019 N 2406 в Документ планирования, утвержденный постановлением администрации г.Березники от 28.02.2017 N 365, внесены изменения, согласно которым, изменения вида регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 с регулируемых на нерегулируемые не осуществляется.
Информация об изменении вида регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 в оспариваемом письме от 23.06.2020 N 10-01-11/44 не содержится.
Поскольку Документом планирования изменение вида регулярных перевозок по маршрутам N 11 и N 38 не предусмотрено, то отсутствует обязанность уполномоченного органа местного самоуправления уведомления перевозчика за 180 дней о принятом решении об изменении вида перевозок.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Постановлением администрации от 26.08.2019 N 2406 были предусмотрены следующие, запланированные к осуществлению с 01.03.2020, мероприятия: по маршруту N 11 - изменение класса и количества транспортных средств; по маршруту N 38 - изменение схемы маршрута.
О запланированных по маршрутам N 11 и N 38 изменениях предприниматель был уведомлен письмом от 03.09.2019 N 10-01-10/534, которое получено предпринимателем 06.09.2019.
Постановлением администрации от 15.06.2020 N 01-02-725 в Документ планирования внесены изменения, в том числе, по маршрутам N 11 и N 38, установлена дата, с которой планируются изменения - 01.01.2021
О внесенных в Документ планирования изменениях предприниматель уведомлен письмом от 23.06.2020 N 10-01-11/44, которое им получено 30.06.2020.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что о мероприятиях по маршрутам N 11 и N 38, запланированных к реализации с 01.01.2021 заявитель был уведомлен письмом от 03.09.2019 N 1 0-01-10/534, которое получено предпринимателем 06.09.2019, то есть - за 484 дня и письмом от 23.06.2020 N 10-01-11/44, которое получено предпринимателем 30.06.2020, то есть - за 186 дней, то есть заблаговременно.
При этом, срок действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, выданных предпринимателю по маршрутам N 11 и N 38 закончился 08.07.2018.
Кроме того, судом учтено, что в настоящее время заявитель продолжает осуществлять деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по маршрутам N 11 и N 38 на основании карт маршрутов, информация о маршрутах N 11 и N 38 внесена в реестр маршрутов регулярных перевозок города Березники Пермского края.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о нарушении заинтересованным лицом срока направления уведомления об изменении маршрута, признаны необоснованными. Оснований для признания незаконным решения, оформленного в письме от 23.06.2020 N 10-01-11/44, у суда первой инстанции не имелось, в виду отсутствия нарушения Федерального закона N 220-ФЗ оспариваемым решением администрации, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что предпринимателем оспаривается в суде общей юрисдикции постановление Администрации города Березники от 23.02.2017 г. N 365 в части порядка его принятия и срока вступления его в силу, подлежит отклонению, поскольку в материалы дела не представлено вступившего в законную силу судебного акта о признании оспариваемого нормативного акта недействующим.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2020 года по делу N А50-24206/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24206/2020
Истец: Говорущенко Сергей Викторович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ