Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2021 г. N Ф07-7549/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2021 г. |
Дело N А56-89054/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предст. Лысенкова У.А. - доверенность от 16.10.2020
от заинтересованного лица: предст. Маршуба В.Б. - доверенность от 18.11.2019
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29919/2020) акционерного общества Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2020 по делу N А56-89054/2019 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - истец, Департамент), правопреемником которого является Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ответчик, Общество) пени за нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 10343 руб. 60 коп.
Решением суда от 02.09.2020 исковые требования Управления удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 02.09.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы полагает, что при наличии у Общества переплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 - 2018 годы, которая подтверждена актами сверки с истцом, отсутствуют основания для взыскания с ответчика пени за нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 10343 руб. 60 коп. При этом податель жалобы полагает неправомерными ссылки истца на Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334, который вступил в силу только 07.09.2019.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)
Департамент (правопреемником которого является Управление) наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.04.2012 N 183 "О наделении полномочиями главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования". Согласно полномочиям администратора доходов бюджета (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Департамент (правопреемником которого является Управление) наделен полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов; а также полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что по результатам проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду по представленной Обществом декларации за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год Департаментом направлено в адрес Общества требование от 18.04.2019 N 04-28/3901 о погашении задолженности в размере 93143 руб. 15 коп. по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (КБК 048112010100121000120) и 1068 руб. 05 коп. по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 04811201030012100120).
Общество платежными поручениями от 30.04.2019 N 2736 и N 2737 произвело перечисление вышеназванных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Ссылаясь на то, что Обществом был нарушен установленный пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, Департамент направил в адрес Общества требования от 24.05.2019 N 14/47 и N 14/48 об уплате пени на основании пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в размере 10226 руб. 34 коп. (КБК 048112010100121000120) и 117 руб. 26 коп. (КБК 04811201030012100120).
Поскольку Обществом не были исполнены требования от 24.05.2019 N 14/47 и N 14/48 об уплате пени, Департамент (правопреемником которого является Управление) обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования Управления обоснованными по праву и по размеру, в связи с чем удовлетворил иск в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
При этом в соответствии со статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1).
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату (пункт 2).
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что основанием для направления Департаментом в адрес Общества требований от 24.05.2019 N 14/47 и N 14/48 об уплате пени на основании пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в размере 10226 руб. 34 коп. (КБК 048112010100121000120) и 117 руб. 26 коп. (КБК 04811201030012100120) послужил вывод Департамента о нарушении Обществом установленного пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ срока внесения платы за НВОС за 2017 год.
Данный вывод сделан Департаментом на основании анализа платежных поручений от 30.04.2019 N 2736 и N 2737, которыми Общество по требованию Департамента от 18.04.2019 N 04-28/3901 внесло доплату в размере 93143 руб. 15 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (КБК 048112010100121000120) и 1068 руб. 05 коп. за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 04811201030012100120).
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вместе с тем, судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание доводы ответчика о наличии у Общества переплаты за НВОС за 2016, 2017, 2018 годы, которая подтверждена актами сверки с истцом, что исключает основания для взыскания пени за несвоевременное внесение платы НВОС за 2017 год.
Как следует из смысла пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, основанием для взыскания пени является только несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату.
Правовая природа пеней как правовосстановительной меры, применяемой в целях компенсации потерь бюджета в результате недополученных налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, а не меры юридической ответственности за виновное поведение определена постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, от 15.07.1999 N 11-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О, от 08.02.2007 N 381-О-П, от 07.12.2010 N 1572-О-О.
Изложенная в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция относительно правовой природы пеней не может не учитываться в данном споре, поскольку плата за НВОС хотя и не является налогом, но также как и налоги относится к обязательным публично-правовым платежам в бюджет (платежи за НВОС являются необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды).
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 20.11.2017 N 04-28/13585 Департамент подтверждал наличие у Общества переплаты по платежам за НВОС за 2016 год в размере 1773205 руб. 81 коп. (в том числе по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и сбросам загрязняющих веществ в водные объекты, а также платы за размещение отходов). При этом в акте указано, что данная кредиторская задолженность (переплата) по умолчанию зачислена в счет будущих периодов.
Представленным Обществом в материалы дела актом сверки по плате за НВОС от 25.02.2020 N 27 Управлением также подтверждено наличие у Общества переплаты в размере 1773205 руб. 81 коп. за 2016 год и указано, что данная кредиторская задолженность по умолчанию зачислена в счет будущих периодов.
Согласно акту сверки по плате за НВОС от 18.04.2019 N 7 Департаментом вновь установлена переплата Общества в размере 1551447, руб. 40 коп. (в том числе с учетом начисленной платы за НВОС за 2017 год).
Согласно акту сверки по плате за НВОС от 25.02.2020 N 25 размер платы за НВОС за 2017 год по плате по выбросам составил 95872 руб. 82 коп., по плате за сбросы составил 2282 руб. 30 коп., что превышает размер переплаты за 2016 год, которая как указывал Департамент должна была быть по умолчанию зачислена в счет будущих периодов (то есть за период 2017 года).
При этом, из материалов дела усматривается, что Общество неоднократно обращалось в Департамент с письмами от 20.04.2018 N А-205, от 19.07.2018 N03-02/УПБ-152, от 28.02.2019 N03-02/УПБ-30, от 17.04.2019 N А-99 о зачете суммы переплаты в счет текущих авансовых платежей.
Ссылки истца на приказ Минфина России от 28.02.2018 N 35н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н", которым с 23.04.2018 исключен КБК 04811201040010000120 "Плата за размещение отходов производства и потребления", что, по мнению истца, исключает возможность у администратора платы зачесть сумму переплаты в счет другого КБК, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно приказу Минфина России от 28.02.2018 N 35н КБК 04811201040010000120 "Плата за размещение отходов производства и потребления" был исключен с 23.04.2018, в то время как переплата Общества по плате за НВОС возникла за 2016 год и была установлена Департаментов актом проведения контроля за исчислением платы от 20.11.2017 N 04-28/13585. При этом в акте от 20.11.2017 N 04-28/13585 прямо указано, что данная кредиторская задолженность (переплата) по умолчанию зачислена в счет будущих периодов. Соответственно переплата за 2016 год должна была быть зачтена Департаментом по умолчанию в счет платы за НВОС за 2017 год при начислениях как ежеквартальных платежей за 2017 год, так и платы за весь отчетный период 2017 года, срок внесения которой установлен до 01.03.2018 (то есть до вступления в силу приказа Минфина России от 28.02.2018 N 35н). Однако зачет переплаты Департаментом произведен не был (доказательства обратного не представлены).
При этом, актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 20.11.2017 N 04-28/13585 Департамент подтверждал наличие у Общества переплаты по платежам за НВОС за 2016 год в общем размере 1773205 руб. 81 коп., в том числе по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками 2755 руб. 50 коп. и платы по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты 24061 руб. 11 коп., что также не было учтено Департаментом при формировании требования от 18.04.2019 N 04-28/3901 о погашении задолженности в размере 93143 руб. 15 коп. по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (КБК 048112010100121000120) и 1068 руб. 05 коп. по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (КБК 04811201030012100120). Из материалов дела не следует, что Департаментом при выставлении требования от 18.04.2019 N 04-28/3901 была учтена имеющаяся у Общества переплата за 2016 год.
Ссылки ответчика и суда первой инстанции на пункт 2 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), суд апелляционной инстанции также признает необоснованными, поскольку указанный Порядок N 334 вступил в силу после внесения у Общества обязанности по внесению платы за НВОС за 2017 год и после выставления Департаментом требований от 24.05.2019 N 14/47 и N 14/48 об уплате пени за несвоевременное внесение платы за НВОС за 2017 год.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание правовую природу пеней, установленных пунктом 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, основанием для взыскания которых является только несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, учитывая наличие у Общества переплаты за НВОС за 2016 год, которая должна была быть учтена при взыскании истцом платы за НВОС за 2017 год, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае оснований для взыскания с ответчика в пользу истца пеней по требованиям от 24.05.2019 N 14/47 и N 14/48 об уплате пени за несвоевременное внесение платы за НВОС за 2017 год в общей сумме 10343 руб. 60 коп.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 02.09.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления в пользу Общества подлежат взысканию расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2020 года по делу N А56-89054/2019 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" 3000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89054/2019
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: АО "МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, СЗМУФС ПО НАДЗОРУ