Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2021 г. N Ф01-2398/21 настоящее постановление оставлено без изменения
26 февраля 2021 г. |
А79-7925/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.12.2020 по делу N А79-7925/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленный оператор "КТЗ" (ИНН 2127309097) о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 06.08.2020 N 10408000-737/2020.
В судебном заседании приняли участие представители Нижегородской таможни - Маляева А.А. на основании доверенности от 10.08.2020 N 68 сроком действия один год и диплома о высшем юридическом образовании, Абдулкеримов Р.А. на основании доверенности от 29.12.2020 N 159 сроком действия до 31.12.2021 и диплома о высшем юридическом образовании; общества с ограниченной ответственностью "Промышленный оператор "КТЗ" - Игнатьев А.И. на основании доверенности от 31.12.202 N200126-99 сроком действия до 31.12.2021.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.02.2021 до 13 час. 15 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью "Литий" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Промышленный оператор "КТЗ" (далее - ООО "ПО "КТЗ", Общество)) 16.04.2020 на Чувашский таможенный пост Нижегородской таможни (далее - Таможня, административный орган, заявитель) представлена статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером 1300200413-11074288, принятая и зарегистрированная таможенным органом за N 10408120/160420/С432449.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме, по договору от 31.01.2020 N 20-07/16-ЛТ/20, счету-фактуре от 13.02.2020 N 725, товарной накладной от 13.02.2020 N 725 ООО "ПО "КТЗ" в Республику Казахстан отгружен товар - части тележек, ходовых балансирных тележек и аналогичных тележек прочие (код ТН ВЭД ЕАЭС товара - 8607199009, вес нетто - 9850 кг, стоимость - 3 315 000 рублей, страна происхождения -Россия); покупатель - ТОО "Тенгизтрансгаз" (050000, Республика Казахстан, г. Алматы, Бостандыкский р-н, ул. Еркегали Рахмадиев, д. 21); отчетный месяц перемещения товара - февраль 2020 года.
При проверке представленных Обществом сведений Таможня установила, что в нарушение положений пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), статистическую форму учета перемещения товаров за отгрузку товаров, осуществленную в феврале 2020 года ООО "ПО "КТЗ" представило 16.04.2020, при сроке представления до 16.03.2020 включительно.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 18.05.2020 N 10408000-737/2020.
Определением от 27.05.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 09 час. 30 мин. 09.06.2020 (т.1, л.д. 158 оборот) и по ходатайству Общества отложено на 10 час. 00 мин. 09.07.2020 (т.1, л.д.30).
Общество 09.07.2020 обратилось в административный орган с письменными пояснениями, в которых просило на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (т.1, л.д.31-33). Кроме того, в письменных пояснениях Общество указало на составление протокола 18.05.2020 в отсутствие представителя.
Определением Нижегородской таможни от 09.07.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 09 час. 30 мин. 06.08.2020 (т.1, л.д.36). Указанное определение получено представителем Общества в тот же день и зарегистрировано за входящим номером 22.07.2020.
Определением от 16.07.2020 протокол об административном правонарушении от 18.05.2020 и другие материалы дела об административном правонарушении возвращены лицу, составившему протокол - главному государственному таможенному инспектору отделения таможенного оформления и таможенного контроля (г. Чебоксары) Чувашского таможенного поста Нижегородской таможни Емельяновой И.В. для устранения недостатков протокола и (или) других материалов дела (т.2, л.д.21).
Телеграммой от 23.07.2020 Чувашский таможенный пост Нижегородской таможни сообщил законному представителю Общества о явке в 10 час. 00 мин. 28.07.2020 для пересоставления протокола об административном правонарушении (т.1, л.д.37).
Уполномоченным должностным лицом Таможни 28.07.2020 в отношении Общества в присутствии защитника Игнатьева А.И., действующего на основании доверенности от 08.07.2020, был составлен протокол об административном правонарушении N 10408000-737/2020.
Постановлением Нижегородской таможни от 06.08.2020 N 10408000-737/2020 ООО "ПО "КТЗ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.12.2020 заявленное требование удовлетворено, постановление Нижегородской таможни от 06.08.2020 N 10408000-737/2020 признано незаконным и отменено.
При этом, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, статьей 2.1, частью 1 статьи 19.7.13, 24.4, 29.4 Кодекса, положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, действовавшие на момент представления заявителем статистической формы учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила N 1329), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 18.05.2020 и другие материалы были возвращены определением от 16.07.2020 после рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, чем нарушены права ООО "ПО "КТЗ".
Нижегородская таможня обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что определение от 09.07.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении не свидетельствует о переходе административного производства в стадию рассмотрения дела по существу. Обращает внимание на то, что рассмотрение дела по существу состоялось 06.08.2020 в соответствии с определением Нижегородской таможни от 09.07.2020 об отложении рассмотрения дела, о чем Общество было надлежащим образом уведомлено.
Подробно доводы административного органа приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель ООО "ПО "КТЗ", поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный установил наличие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (пункт 6 Правил N 1329).
Как указано в пункте 7 Правил N 1329, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается факт представления ООО "ПО "КТЗ" в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров на бумажном носителе за февраль 2020 года с системным номером 130020041311074288 16.04.2020 с нарушением установленного срока.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии ООО "ПО "КТЗ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ, что не оспаривается Обществом.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что протокол по делу об административном правонарушении 25.08.2020 составлен Таможней после фактического рассмотрения дела по существу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является в рамках административной процедуры, основным документом, содержащим доказательства наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого административного правонарушения и должен соответствовать требованиям, содержащимся в статье 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении первоначально был составлен 18.05.2020, однако, определением заместителя начальника Таможни от 16.07.2020 был возвращен лицу, его составившему, поскольку он был составлен с существенными нарушениями процедуры, предусмотренной Кодексом, а именно, в отсутствие законного представителя (защитника) Общества. Уполномоченным должностным лицом Таможни 28.07.2020 в отношении Общества повторно был составлен протокол об административном правонарушении при надлежащем извещении законного представителя Общества дате, времени и месте совершения указанного процессуального действия (т.1, л.д.37).
Протокол об административном правонарушении 28.07.2020 оформлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ и обеспечением лицу, привлекаемому к административной ответственности, гарантий, предусмотренных названным Кодексом.
Защитник Общества Игнатьев А.И., присутствующий при составлении протокола, от подписи в нем отказался, объяснений не представил, замечания и дополнения к протоколу от него не поступали.
Суд апелляционной инстанции считает, что составление административным органом нового протокола после обнаружения недостатков в первоначальном протоколе, с извещением законного представителя Общества направлено на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и на обеспечение реализации Обществом предусмотренных КоАП РФ прав и гарантий на защиту.
Ошибочным является вывод суда о том, что протокол по делу 28.07.2020 составлен после рассмотрения дела по существу, поскольку Таможней 09.07.2020 рассмотрено и отклонено ходатайство Общества о применении к рассматриваемому правонарушению статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Само по себе вынесение Таможней отдельного определения по заявленному ООО "ПО "КТЗ" письменному ходатайству не является существенным нарушением процедуры по делу об административном правонарушении и не свидетельствует о переходе дела в стадию рассмотрения.
Статья 24.4 КоАП РФ не обязывает административные органы, должностных лиц и судей выносить названные определения в виде отдельного акта и не запрещает отражать решения об отказе в удовлетворении ходатайств непосредственно в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Результат рассмотрения ходатайства о применении статьи 2.9 КоАП РФ не требует вынесения отдельного определения, поскольку данный вопрос решается административным органом непосредственно в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и решения самого вопроса о привлечении лица к административной ответственности и назначении ему административного наказания.
Вместе с тем вынесение в данном случае определения от 09.07.2020 об отказе в удовлетворении ходатайства Общества о признании административного правонарушения малозначительным не является существенным нарушением процедуры по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о рассмотрении дела об административном правонарушении по существу 09.07.2020.
Вывод суда первой инстанции о том, что административный орган фактически приступил к непосредственному рассмотрению дела по существу, рассмотрев ходатайство ООО "ПО "ПКЗ", в удовлетворении которого было отказано определением от 09.07.2020, является ошибочным.
Дело об административном правонарушении рассмотрено по существу 06.08.2020 на основании протокола от 28.07.2020 с соблюдением процессуальных норм, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса.
При этом оспариваемое Обществом постановление также содержит вывод об отсутствии исключительных обстоятельств для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Таможней не допущено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, значительный период допущенной просрочки, суд апелляционной инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие для этого совокупности предусмотренных законодательством обстоятельств.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
При таких обстоятельствах Общество правомерно привлечено к административной ответственности.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Таможни подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.12.2020 - отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.12.2020 по делу N А79-7925/2020 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Промышленный оператор "КТЗ" в удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7925/2020
Истец: ООО "Промышленный оператор "КТЗ"
Ответчик: Нижегородская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России, Чувашский таможенный пост Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России
Третье лицо: Автозаводский районный суд г.Нижний Новгород, Арбитражный суд Нижегородской области, Канавинский районный суд г.Нижний Новогород, Ленинский районный суд г.Нижний Новгород, Московский районный суд г.Нижний Новгород, Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород, Сормовский районный суд г.Нижний Новогорд