Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2021 г. N Ф09-3374/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А76-35364/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2020 по делу N А76-35364/2020 и дополнительное решение от 25.12.2020 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Испытательная пожарная лаборатория" - Драничников А.А. (руководитель в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц), Ануфриева О.В. (доверенность от 27.07.2020, диплом);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Лукьянова Е.В. (доверенность N 41 от 14.05.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Испытательная пожарная лаборатория" (далее - ООО "ИПЛ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС РФ по Челябинской области, управление) о признании незаконным запроса от 16.06.2020 N 539-3-5-4 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (л.д.2-8).
В последующем заявитель дополнил заявленные требования, просил дополнительно признать незаконным решение ГУ МЧС РФ по Челябинской области (приказ N 798 от 29.06.2020) об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении ООО "ИПЛ", а также обязать управление предоставить заявителю лицензию (л.д.105-106). Дополнение заявленных требований принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 11.12.2020) требования заявителя удовлетворены, признан незаконным приказ ГУ МЧС РФ по Челябинской области от 20.06.2020 N 798 об отказе в предоставлении заявителю лицензии н осуществление деятельности в области пожарной безопасности, а также на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, предоставив ему лицензию на осуществление деятельности в области пожарной безопасности. Кроме того судом с управления в пользу заявителя взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Дополнительным решением от 25.12.2020 (резолютивная часть дополнительного решения объявлена 24.12.2020) признан недействительным запрос N 539-3-5-4 от 16.06.2020.
Не согласившись с принятыми решением и дополнительным решением, ГУ МЧС РФ по Челябинской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств.
Обращает внимание на следующие обстоятельства: проверкой установлен факт представления заявителем недостоверной информации в части сведений о номере телефона и адресе электронной почты (указаны сведения, содержащиеся в заявлениях иных соискателей), а также адресе места осуществления лицензируемой деятельности (указанный в заявлении адрес не принадлежит соискателю лицензии на законном основании), кроме того, установлено, что заявленное место осуществления лицензируемой деятельности является жилым помещением, а котором не проживают на законных основаниях граждане, планирующие осуществлять лицензируемый вид деятельности; отсутствие права пользования жилым помещением в качестве места осуществления лицензируемой деятельности установлено лицензирующим органом при получении выписки из ГЕРН, документов, подтверждающих наличие права пользования в период предоставления государственной услуги обществом не представлено; с целью получения указанной информации лицензирующим органом в адрес общества направлялся запрос от 16.06.2020 N 539-3-5-4; вывод суда первой инстанции о том, что этим запросом у заявителя истребованы документы, подтверждающие принадлежность номера телефона и адреса электронной почты, неверен; основанием для отказа в предоставлении обществу лицензии послужило не отсутствие на этот запрос, а предоставление обществом недостоверной информации в части места осуществления лицензируемой деятельности.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представители заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение и дополнительное решение суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "ИПЛ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147453011815. Основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий (л.д.20-29).
25.03.2020 ООО "ИПЛ" обратилось в ГУ МЧС РФ по Челябинской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (л.д.44). В заявлении обществом указаны: адрес места нахождения общества - Челябинская область, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, дом 11, этаж цоколь, офис 106; обособленное подразделение - Челябинская область, г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д.63, кв.119; адрес осуществления лицензируемой деятельности - Челябинская область, г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д.63, кв.119; телефон - 8-912-313-88-10; e-mail - 89823179377@mail.ru.
Управлением в адрес общества направлен запрос от 04.06.2020 N 505-3-5-4, которым предложено предоставить сведения и документы, подтверждающие достоверность информации, указанной в заявлении, в части принадлежности номера телефона и адреса электронной почты юридическому лицу (л.д.49).
В целях проверки возможности выполнения обществом лицензионных требований распоряжением заместителя начальника ГУ МЧС РФ по Челябинской области от 27.05.2020 N 33 в отношении заявителя назначено проведение внеплановой выездной проверки (л.д.13-15, 50-51).
В ходе проверки управлением в адрес общества направлен запрос от 16.06.2020 N 539-3-5-4, которым предложено до 19.06.2020 представить документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание принадлежности помещения, указанного в заявлении ООО "ИПЛ" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности. Также указано на то, что непредставление или несвоевременное представление истребованных сведений влечет административную ответственность (л.д.52-53).
По итогам проведенной в период с 08.06.2020 по 19.06.2020 проверки управлением составлен акт от 19.06.2020, которым зафиксирован факт представления обществом в заявлении от 25.03.2020 недостоверных сведений: 1) в части номера телефона и адреса электронной почты (в акте указано, что в ЕГРЮЛ сведения о номере телефона и адресе электронной почты отсутствуют, ответ на запрос о представлении подтверждающих эту информацию документов не представлен, следовательно эта указанная в заявлении информация является недостоверной); 2) в части адреса места осуществления лицензируемой деятельности (в акте указано, что согласно выписке из ЕРГН правообладателем указанного обществом жилого помещения не является законный представитель общества Драничников А.А.; 16.06.2020 в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих законное право общество на это помещение, ответ на запрос не поступил; в силу части 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации размещение собственником в жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода помещения в нежилое, использование жилого помещения для осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности допускается только проживающим в нем на законных основаниях гражданам; следовательно общество не вправе обозначать спорное жилое помещение в качестве места осуществления лицензируемой деятельности). В этой связи управление пришло к выводу о представлении соискателем лицензии - ООО "ИПЛ" в заявлении о предоставлении лицензии недостоверной (искаженной) информации, что в силу пункта 1 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) является основанием для отказа в предоставлении лицензии (л.д.55-59).
По результатам проверки управлением издан приказ от 29.06.2020 N 798, которым юридическим лицам, в соответствии с приложением (в том числе заявителю), отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности (л.д.128-131).
Полагая запрос от 16.06.2020 N 539-3-5-4 о предоставлении информации, а также приказ от 29.06.2020 N 798 об отказе в предоставлении лицензии не соответствующими закону, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности запроса от 16.06.2020 N 539-3-5-4 в полном объеме (дополнительное решение от 25.12.2020) и приказа от 29.06.2020 N 798 - в части отказа в предоставлении лицензии заявителю (решение от 18.12.2020).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ,о лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (пункт 1). Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2). Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3). Лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование (пункт 4). Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (пункт 5). Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7).
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ установлено, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются перечисленные в пунктах 1-6 части 1 указанной статьи сведения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица; 2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя; 3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 5) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Частью 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о представлении лицензии, а именно: копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; опись прилагаемых документов.
Статьей 14 Закона N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), предусмотрено, что в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности, содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 указанного закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1). Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2). Основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (часть 7). Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 8).
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в рассматриваемый период регулировался Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 1225, утратившим силу с 01.01.2021 (далее - Положение N 1225).
Положением N 1225 установлено, что лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 2). Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пункте 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: а) копии документов, подтверждающих квалификацию работников, осуществляющих лицензируемую деятельность, - для юридического лица; б) копии документов, подтверждающих квалификацию соискателя лицензии, осуществляющего лицензируемую деятельность, - для индивидуального предпринимателя; в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников, осуществляющих лицензируемую деятельность, - для юридического лица; г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг (пункт 5). Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их приема лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, приостановлении, возобновлении ее действия, выдаче дубликата, копий лицензий, а также ведение информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6). При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 8).
Как указано выше, в рассматриваемой ситуации в ходе проверки соискателя лицензии на предмет наличия возможности выполнения лицензионных требований управление направило обществу запрос от 16.06.2020 N 539-3-5-4, содержащий требование до 19.06.2020 представить документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание принадлежности помещения, указанного в заявлении ООО "ИПЛ" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности (л.д.52-53).
Этот запрос обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку вынесен органом, наделенным публичными полномочиями, при исполнении государственной функции, адресован конкретному хозяйствующему субъекту и содержит обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера.
Указанный запрос оспорен заявителем в связи с предъявлением в нем требований о предоставлении документов, не предусмотренных законом в рамках оказания государственной услуги по предоставлению лицензии.
Суд первой инстанции в дополнительном решении согласился с позицией заявителя в этой части.
Оснований для переоценки такого вывода суда первой инстанции не имеется.
Действительно, перечень документов, представляемых с заявлением о предоставлении лицензии, приведен в части 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ и в пункте 5 Положения N 1225, этот перечень является закрытым и в нем не поименованы документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание принадлежности соискателю лицензии помещения, указанного в заявлении в качестве места осуществления лицензируемой деятельности.
В силу пункта 8 Положения N 1225 управление при проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии документах вправе осуществлять запросы необходимых для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения лишь в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Истребование у соискателя лицензии непредусмотренных законом документов при оказании государственной услуги по предоставлению лицензии является неправомерным. То есть, запрос от 16.06.2020 N 539-3-5-4 нельзя признать законным.
Поскольку запросом заявителю предписано совершить экономически затратные действия и неисполнение содержащихся в запросе требований влечет привлечение общества к административной ответственности (на что прямо указано в запросе), суд апелляционной инстанции полагает нарушение таким запросом прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
В этой связи совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя в части признания запроса от 16.06.2020 N 539-3-5-4 недействительным, материалами дела подтверждена, а потому заявление общества в этой части удовлетворено судом первой инстанции обоснованно.
Основания для издания приказа от 29.06.2020 N 798 об отказе в предоставлении заявителю лицензии изложены в акте проверки от 19.06.2020 N 33.
В соответствии с этим актом, основанием для отказа в предоставлении лицензии послужил вывод управления о предоставлении соискателем лицензии - ООО "ИПЛ" недостоверной (искаженной информации (пункт 1 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ). В частности, управление полагает, что заявителем при обращении с заявлением о предоставлении лицензии была представлена недостоверная информация: 1) в части номера телефона и адреса электронной почты общества (в акте указано, что в ЕГРЮЛ сведения о номере телефона и адресе электронной почты отсутствуют, а ответ на запрос о представлении подтверждающих эту информацию документов не представлен, следовательно эта указанная в заявлении информация является недостоверной); 2) в части адреса нахождения места осуществления лицензируемой деятельности (в акте указано, что согласно выписке из ЕРГН, правообладателем указанного обществом жилого помещения не является законный представитель общества Драничников А.А.; ответ на запрос о предоставлении документов, подтверждающих законное право общество на это помещение, не поступил; в силу нормативных требований размещение собственником в жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода помещения в нежилое, использование жилого помещения для осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности допускается только проживающим в нем на законных основаниях гражданам, следовательно общество не вправе обозначать спорное жилое помещение в качестве места осуществления лицензируемой деятельности).
Исходя из приведенного содержания указанного акта, вывод управления о недостоверности представленных в заявлении общества сведений о контактных номерах телефона и адресе электронной почты, а также об адресе осуществления лицензируемой деятельности, носит предположительный характер и основан исключительно на факте непредставления соискателем лицензии ответов на направленные в его адрес запросы о представлении подтверждающих указанную информацию документов. При этом, как указано выше, правовых оснований для истребования таких документов, представление которых с заявлением о предоставлении лицензии законом не предусмотрено, у управления не имелось.
Конкретных фактов, свидетельствующих о недостоверности представленной обществом информации (несоответствия действительности информации о номере телефона, адресе электронной почты и адресе осуществления лицензируемой деятельности) управлением не приведено.
Приведенные в акте проверки доводы относительно невозможности использования в целях осуществления лицензируемой деятельности жилого помещения без перевода в нежилое и лицом, в чьем законном пользовании такое помещение не находится, носят умозрительный характер без соотнесения с фактическими обстоятельствами настоящего дела. При условии непредставления доказательств отсутствия у заявителя прав на указанное им помещение (или намерения приобрести такие права) а также неосуществления перевода жилого помещения в нежилое, такие доводы управления не могут быть приняты судом во внимание.
При этом, суд принимает во внимание пояснения представителей общества, данные в судебном заседании, из которых следует, что помещение, расположенное по указанному в заявлении адресу осуществления лицензируемой деятельности, находится у общества в аренде на основании договора, заключенного на срок менее одного года, в связи с чем регистрация сделки не осуществлялась, это помещение предполагается использовать в качестве офиса, а лицензируемая деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений будет осуществляться по месту нахождения контрагентов общества.
Таким образом, недостоверность информации, указанной обществом в заявлении о предоставлении лицензии информации, материалами дела не подтверждена, а потому предусмотренного пунктом 1 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ основания для отказа в таком заявлении не имелось.
В этой связи оспоренный приказ управления от 29.06.2020 N 798 следует признать вынесенным в отсутствие законных оснований.
Так как этим приказом ограничено право общества на осуществление лицензируемого вида деятельности, суд полагает доказанным нарушение изданием этого приказа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные ООО "ИПЛ" требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из обстоятельств дела и результатов рассмотрения спора, принимая во внимание то обстоятельство, что законных оснований для отказа в предоставлении заявителю лицензии не выявлено, суд первой инстанции правильно возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ему соответствующей лицензии.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения и дополнительного решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 167, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2020 и дополнительное решение от 25.12.2020 по делу N А76-35364/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35364/2020
Истец: ООО "ИПЛ", ООО "Испытательная пожарная лаборатория"
Ответчик: ГУ МЧС России по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3374/2021
27.03.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3174/2023
03.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3374/2021
01.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1211/2021
25.12.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35364/20
18.12.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35364/20