г. Саратов |
|
28 февраля 2021 г. |
Дело N А57-6172/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 25.02.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.02.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2020 года по делу N А57-6172/2020 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" (ОГРН 1206400010178, ИНН 6453163678410007, г. Саратов, ул. им Чехова А.П., д. 6Б, эт. 2)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998410012, г. Саратов, ул. им Челюскинцев, д. 114),
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога "Балтия", территория 26 км бизнес-центр "Рига Лэнд", стр. 3; 410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, 124),
Гринько Татьяна Ивановна (г. Саратов),
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии в судебном заседании:
от Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" - Болдырев П. А., представитель по доверенности от 28.01.2021 (срок доверенности 3 года), представлен диплом о высшем образовании;
от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Шапкина Е.В., представитель по доверенности от 22.05.2020 N 777-01-10 (срок доверенности 3 года), представлен диплом о высшем образовании.
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к Государственной жилищной инспекции Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания ГЖИ Саратовской области N 08-05-05л от 14.02.2020.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Публичное акционерное общество "Т Плюс", Гринько Татьяна Ивановна.
Определением от 08.07.2020 произведена замена стороны - Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, на ее правопреемника -Автономную некоммерческую организацию по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" (ОГРН 1206400010178).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Публичное акционерное общество "Т Плюс", Гринько Татьяна Ивановна, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.12.2020, 02.02.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, представил суду дополнительные доказательства, а именно: постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции N 16-7930/2020 от 28.12.2020, решение Ленинского районного суда г. Саратова по делу N 12-170/2020 от 28.10.2020.
Также, представитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил суду дополнительные доказательства, а именно: письмо ПАО "Т Плюс" от 29.01.2021 N 71202-05-00134.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, закон возлагает на апелляционные суды обязанность повторно рассмотреть дело, проверив и выяснив, все фактические обстоятельства.
В связи с этим апелляционный суд считает необходимым приобщить указанные документы к материалам дела, как необходимые для полного и всестороннего рассмотрения спора.
Законность решения Арбитражного суда Саратовской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района осуществляла управление многоквартирным домом N 18 по ул. Измайлова г. Саратова по договору управления домом, заключенным с собственниками, на основании решения общего собрания.
Деятельность АТСЖ Ленинского района 19.06.2020 прекращена в связи с реорганизацией в форме преобразования. Правопреемником Ассоциации является Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" (ОГРН 1206400010178).
Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, на основании распоряжения 15.01.2020 N 52-05-07л и с целью рассмотрения обращения граждан от 30.12.2019 N 25828-01-07Г была проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 в части соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу отопление в многоквартирном доме N 18 по ул. Измайлова г. Саратова (т. 1 л.д.72-73).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.02.2020 N 45-05-06л (т. 1 л.д. 74-75).
Из акта проверки усматривается, что в ходе проверки контролирующим органом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 18, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. В запрашиваемый период - октябрь, ноябрь 2019 года общедомовой прибор учета тепловой энергии находился на поверке. Начисление по коммунальной услуге отопление за октябрь, ноябрь 2019 года производилось без учета требований пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: начисление платы производилось исходя из норматива потребления без учета среднемесячного потребления.
По результатам проверки АТСЖ Ленинского района выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований от 14.02.2020 N 08-05-05л, которым на Ассоциацию возложена обязанность в срок до 12.05.2020 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь 2019 года в соответствии с требованиями пункта 59 (1) Правил, а именно: исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления коммунальной услуги (т. 1 л.д. 15).
При этом, в предписании отражено, что допущено нарушение подпункта "б" пункта 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, выразившееся в нарушении пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с выданным предписанием, Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы управляющей компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с данными Правилами N 354 порядок определения размера платы за коммунальные услуги зависит, в том числе, от наличия либо отсутствия приборов учета коммунальной услуги.
Как было указано выше, в ходе проверки установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 18, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. В запрашиваемый период - октябрь, ноябрь 2019 года общедомовой прибор учета тепловой энергии находился на поверке.
В силу пункта 42 Правил N 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (ОДПУ) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (ОДПУ) прибора учета.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение года) (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
В силу пункта 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 данных правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию ОДПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пункте 59 (1) Правил N 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя ОДПУ, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) настоящих Правил, то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункт 60 (1) Правил N 354).
Таким образом, для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, пункт 59 (1) Правил N 354 предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя ОДПУ, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из нормативов потребления.
При этом из положений Жилищного кодекса РФ, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. Начисление платы за такую услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению "равномерно в течение календарного года".
Арбитражным судом установлено, что в спорном многоквартирном доме N 18 по ул. Измайлова г. Саратова установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода.
В ходе проверки административным органом установлено, что в рассматриваемом многоквартирном доме начисление платы по коммунальной услуге отопление за октябрь, ноябрь 2019 года производилось без учета требований пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно начисление платы производилось исходя из норматива потребления без учета среднемесячного потребления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выданные предписания являются законными и обоснованными, поскольку административным органом установлены нарушения Ассоциацией методик расчета платы за коммунальную услугу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что при определении платы за отопление ключевое значение имеет дата выхода из эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии. При этом в законе отсутствует разъяснение о том, что льготный период необходимо исчислять с начала отопительного сезона.
Данный довод заявителя жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. Начисление платы за такую услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению "равномерно в течение календарного года".
Аналогичный вывод сделан в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 N АПЛ19-555.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1957 от 24.09.2019 установлен срок начала отопительного периода 2019-2010 годов с 25 сентября 2019.
Следовательно, расчетным периодом для оплаты коммунальной услуги отопления является месяц, входящий в отопительный период. Определенный пунктом 59 (1) Правил N 354 период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода.
Как следует из материалов дела спорный многоквартирный дом оборудован ОДПУ тепловой энергии, у которого в мае 2019 года истек срок поверки, в декабре 2019 года прибор учета после ремонта (поверки) был установлен в многоквартирном доме и сдан на коммерческий учет в ресурсоснабжающую организацию (т. 1 л.д. 66-67, 105).
Актом от 13.12.2019 общедомовой прибор учета тепловой энергии дома N 18 по ул. Измайлова допущен в эксплуатацию (т. 1 л.д. 109).
Таким образом, в период октябрь, ноябрь 2019 года общедомовой прибор учета тепловой энергии находился на поверке. Выход ОДПУ тепловой энергии из строя произошел вне отопительного периода.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с учетом дат выхода из строя ОДПУ, начала отопительного периода начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь 2019 года следует производить исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ (пункт 59 (1) Правил N 354).
Кроме того, исходя из сведений предоставленных Саратовским филиалом АО "ЭнергосбыТ Плюс" в письме от 29.01.2021 N 71202-05-00134, расчет платы за коммунальные услуги "отопление" за октябрь, ноябрь 2019 г. по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, 18 был произведен согласно действующему законодательству по средним значениям прибора учета, т.к. по имеющимся у теплоснабжающей организации сведениям, в запрашиваемые периоды у прибора учета закончился срок гос.поверки.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 28 октября 2020 года, имеющего, по его мнению, преюдициальное значение для рассматриваемого арбитражным судом настоящего дела, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно только в части установленных им фактических обстоятельств. Вместе с тем арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание ГЖИ Саратовской области о необходимости произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предписание не содержит неясностей к исполнению, оно содержит формулировки нарушений, ссылки на соответствующие нормы, позволяющие устранить указанное нарушение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержат незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2020 года по делу N А57-6172/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6172/2020
Истец: АНО по оказанию услуг в сфере ЖКС "Сфера", ТСЖ Ассоциация Ленинского района
Ответчик: ГЖИ Саратовской области
Третье лицо: Гринько Татьяна Ивановна, ПАО Т Плюс