г. Владимир |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А43-31258/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 26.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сауткина Антона Олеговича (ОГРНИП 304525728800183, ИНН 525708776565) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2020 по делу N А43-31258/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сауткина Антона Олеговича о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего Новгорода от 15.06.2020 N1265001 в предоставлении субсидии.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Нижегородской области - Батраков А.С. на основании доверенности от 15.12.2020 N 13-13/020301 сроком действия один год и диплома о высшем юридическом образовании.
Индивидуальный предприниматель Сауткин Антон Олегович, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Сауткин Антон Олегович (далее - ИП Сауткин А.О., Предприниматель, заявитель) 11.06.2020 обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о представлении субсидии, предусмотренной Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства N 576 от 24.04.2020 (далее - Правила N 576), за май 2020 года.
По результатам рассмотрения заявления Инспекция сообщением от 15.06.2020 N 1265001 отказала в предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, в связи с тем, что Предприниматель осуществляет деятельность в отрасли, которая не относится к Перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции в предоставлении субсидии.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 28.12.2020 отказал в удовлетворении заявленного требования.
При этом, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), Правил N 576, Перечня N 434, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого отказа Инспекции недействительным.
Не согласившись с судебным актом, ИП Сауткин А.О. обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель отмечает, что он осуществляет деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1). Данный ОКВЭД был включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в качестве дополнительного вида деятельности по состоянию на март 2020 года.
ИП Сауткин А.О. указывает, что до 2017 года он действительно осуществлял деятельность по грузоперевозкам, однако с 2017 года Предприниматель осуществляет деятельность кафе, гостиницы и прачечной (ОКВЭД добавлены как дополнительные в 2017 году), в 2018 году деятельность, связанная с перевозками прекращена, однако данные по ОКВЭД в ЕГРИП не были внесены.
Заявитель также обращает внимание на то, что не основными видами его деятельности являются, в том числе деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.10), стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (ОКВЭД 96.01). Данные виды деятельности также относятся к видам деятельности наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.
Кроме того, Предприниматель приводит доводы об отсутствии по состоянию на 1 марта 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, а также о том, что количество работников заявителя в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 % количества работников в марте 2020 года.
Подробно позиция Предпринимателя изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность оспариваемого решения суда.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Предпринимателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Инспекции, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Порядок предоставления субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.
В абзаце 2 пункта 1 Правил N 576 указано, что в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются, в том числе, включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (подпункт "б"); отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576 (подпункт "в").
При определении наличия права Предпринимателя на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020, а не фактическое осуществление деятельности в соответствующей отрасли.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил N 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил N 576, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил N 576, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил N 576).
Из материалов настоящего дела следует, что согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Сауткина А.О. по состоянию на 1 марта 2020 года является деятельность по коду ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками", данный вид деятельности отсутствует в Перечне N 434.
Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1) указана в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 как дополнительный вид деятельности Предпринимателя
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что сообщение об отказе в предоставлении субсидии соответствует нормам действующего законодательства, суд апелляционной инстанции исходит из того, что положения Правил N 576 не подразумевают расширительного толкования либо установления фактически осуществляемого вида деятельности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении субсидии.
Заявитель неоднократно ранее обращался в налоговый орган с заявлениями о представлении субсидий, по которым ему были направлены отказы в представлении субсидий из федерального бюджета с указанием на не соблюдение требований абзаца 2 пункта 1 Правил N 576.
Предпринимателем 20.05.2020 в налоговый орган представлены документы для изменения сведений, содержащихся в ЕГРИП в части включения вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 56.10.1 "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетерий, ресторанов быстрого питания и самообслуживания" в качестве основного, а не дополнительного.
Запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРИП на 56.10.1 "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетерий, ресторанов быстрого питания и самообслуживания" согласно листу записи ЕГРИП произведена только 26.05.2020.
Ссылка заявителя на то, что он фактически осуществляет деятельность, относящуюся к Перечню N 434, судом отклонена обоснованно.
В ЕГРИП наряду с другими содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подпункт "о" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2014) введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (с учетом дополнений и изменений) и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
Коды видов деятельности по ОКВЭД организации и индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно. При их изменении организации и индивидуальные предприниматели должны сообщать об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в соответствии с подпунктом "п" пункта 1, подпунктом "о" пункта 2, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ.
В данном случае, изменения о том, что основным видом деятельности ИП Сауткина А.О. является деятельность по коду ОКВЭД 56.10.1 в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 не были внесены, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий для предоставления заявителю субсидии, предусмотренной Правилами N 576.
Поэтому Инспекция правомерно отказала ИП Сауткину А.О. в предоставлении указанной субсидии.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2020 по делу N А43-31258/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сауткина Антона Олеговича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31258/2020
Истец: Сауткин Антон Олегович
Ответчик: ИФНС по Канавинскому району г.Н.Новгорода
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ