Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2021 г. N Ф09-2568/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А60-45448/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 01 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Гладких Д.Ю., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Серебряный дождь" (ООО "Серебряный дождь"): Никитенко А.А. (паспорт, доверенность от 01.09.2020),
от ответчика - Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза" (ЕМУП "Спецавтобаза"): Питык П.Р. (паспорт, доверенность от 18.12.2020)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - ООО "Серебряный дождь"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2020 года
по делу N А60-45448/2020
по иску ООО "Серебряный дождь" (ИНН 6606034866, ОГРН 1106606001897)
к ЕМУП "Спецавтобаза" (ИНН 6608003655, ОГРН 1026602351049)
о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Серебряный дождь" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании действий ЕМУП "Спецавтобаза" (далее - ответчик) по начислению 441 737 руб. 77 коп. задолженности за период с января 2019 года по август 2020 года незаконными и возложении на обязанности произвести перерасчёт, исключив указанную сумму задолженности в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2020 года (судья М.В. Артепалихина) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на то, что ответчиком в одностороннем, неправомерно, увеличен подлежащий вывозу объём ТКО, считает, что вывод суда о том, что истец представил ответчику только сведения об административном (офисном) помещении, является необоснованным.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании, проведённом в онлайн-режиме, представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" является региональным оператором по обращению по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Восточном административно-производственном объединении Свердловской области (АПО-3) на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 12.01.2018, заключённого с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) и ООО "Серебряный дождь" (потребитель) заключён договор N 306885 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с ТКО по АПО 3 Свердловской области, за исключением муниципального образования Екатеринбург, согласно пункту 1.1. которого региональный оператор обязался принимать твёрдые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объёме и месте, которые определены договором.
Согласно пункту 1.2. договора N 306885 от 29.12.2018 объём вывозимых ТКО определяется в приложении к договору и составляет 0,39 куб.м.
За период с января 2019 года по май 2020 года ЕМУП "Спецавтобаза" были оказаны, а истцом приняты и оплачены услуги по вывозу ТКО на общую сумму 2 487 руб. 56 коп.
ООО "Серебряный дождь" и ООО "АльфаТранс" подписан договор на сбор и транспортировку отходов от 01.04.2017, согласно которому ООО "АльфаТранс" оказывает услуги по сбору и вывозу ТКО. Договор является действующим. На основании данного договора услуги по вывозу ТКО за спорный период (январь 2019 года - апрель 2020 года) были оказаны истцу посредством сил ООО "АльфаТранс".
06.05.2020 в адрес истца от ответчика поступило письмо N 06071771 со сведениями о том, что в договор N 306885 от 29.12.2018 внесены изменения, и предложением подписать дополнительное соглашение к договору, датированное 29.04.2020, с указанием, что его действия распространяются на правоотношения сторон с 01.01.2019.
25.05.2020 истец ответил ответчику о невозможности подписания дополнительного соглашения задним числом и возможности подписания подобного соглашения текущей датой с условием вывоза ТКО по факту.
Ответчиком в адрес истца направлено письмо с отказом в проведении перерасчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019.
Ответчиком в адрес истца направлена претензия 05.06.2020 с требованием об оплате задолженности за период с января по апрель 2020 года в размере 360 936 руб. 35 коп. с приложением актов об оказанных услугах и счетов - фактур, составленных на текущую дату, но за прошедший период.
В обоснование исковых требований, истец ссылается на то, что указанным дополнительным соглашением ответчиком незаконно и необоснованно в одностороннем порядке изменён объём ТКО, подлежащий вывозу, а именно, вместо 0,39 куб.м. заявлен объём в размере 41,441 куб.м.
Истец полагает, что за период с июня по август 2020 года в его адрес от ответчика поступали счета-фактуры и акты сдачи - приёмки услуг, которые фактически не были оказаны: за июнь 2020 года - 19 843 руб. 45 коп; за июль 2020 года - 20 557 руб. 26 коп; за август 2020 года - 20 557 руб. 26 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
ЕМУП "Спецавтобаза" имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов 4 класса опасности, обезвреживанию отходов 2-4 классов опасности от 23.08.2016 серия 066 N 00468, выданную Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В пункте 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, исходя из указанных норм права, только ЕМУП "Спецавтобаза" как единственный региональный оператор вправе оказывать услуги по обращению с ТКО, заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Правила N 1156, а также пунктом 3.3. договора установлена обязанность потребителя предоставлять региональному оператору актуальные, достоверные и документально подтверждённые сведения, используемые при расчёте размера платы за услуги по обращению с ТКО.
Следовательно, в обязанности потребителя (истца) входит предоставлять актуальные и достоверные сведения обо всех объектах недвижимости, имеющихся в собственности истца. Истец предоставил региональному оператору только сведения об административном (офисном) помещении.
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ - основным видом деятельности ООО "Серебряный дождь" является "Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах" (ОКВЭД -47.2). Дополнительный вид деятельности - Торговля розничная в неспециализированных магазинах (ОКВЭД-47.1).
Согласно выписке из ЕГРН, в собственности ООО "Серебряный дождь" находится объект недвижимости площадью 1593,9 кв.м.
Таким образом, ЕМУП "Спецавтобаза" сформировало дополнительное соглашение от 29.04.2020 с учётом основного и дополнительного вида деятельности (торговля) и наличием в собственности объекта недвижимости площадью 1593,9 кв.м.,
Дополнительное соглашение распространяет свое действие с 01.01.2019 (с момента осуществления деятельности в качестве регионального оператора).
При заключении договора истец не представил ответчику достоверную информацию обо всех принадлежащих истцу объектах недвижимости.
Данные объекты находятся по одному адресу: г. Среднеуральск, ул. Парижской коммуны, 5.
Различаются только назначения помещений (административное помещение и промтоварный магазин). У данных объектов - одна контейнерная площадка, с которой ЕМУП "Спецавтобаза" оказывала услуги.
В подтверждение оказанных услуг ЕМУП "Спецавтобаза" представило отчеты, сформированные по данным навигации. В отчете указано: наименование объекта, информация о транспортном средстве, время и дата прохождения маршрута. Данный отчет подтверждает оказание услуг по обращению с ТКО.
Доказательств иного материалами дела не подтверждено (статья 65 АПК РФ)
Таким образом, ЕМУП "Спецавтобаза" надлежащим образом оказало услуги по вывозу ТКО истца за период 01.01.2019 и по настоящий период по двум объектам.
На основании пункта 5 Постановления Правительства от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
На основании абзаца 2 пункта 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Таким образом, с 01.01.2019 заключать договоры на оказание услуг по вывозу ТКО вправе только ЕМУП "Спецавтобаза".
Оказывать услуги вправе только региональный оператор самостоятельно либо с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
ООО "Альфа-Транс", не являясь оператором ЕМУП "Спецавтобаза", не имел права заключать договоры с собственниками ТКО и оказывать соответствующие услуги.
Вместе с тем, договор между истцом и ООО "Альфа-Транс" был заключён 01.04.2017, то есть до реформы и начала осуществления деятельности региональным оператором.
Дополнительным соглашением от 01.01.2019. на основании пункта 1 данного соглашения стороны, в пределах достигнутой договоренности, пришли к соглашению изменить Приложение 1 к договору и изложить их в новой редакции.
Было изменено Приложение N 1 - "Спецификация". В пункте 2 Спецификации указано: Перечень Отходов, подлежащих транспортировке по договору: отходы пленки и полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (КОД ФККО -43411002295), отходы упаковочного картона незагрязненные (Код ФККО - 40518301605).
Таким образом, договор заключён не на вывоз ТКО, а на вывоз иных видов отходов. Данный довод подтверждает п.1.2 Договора с ООО "Альфа- Транс" "под отходами, в рамках настоящего Договора, Стороны понимают отходы производства и потребления, перечень которых определен в Спецификации (Приложении 1)". В спецификации указаны отходы, которые по ФККО не относя к ТКО.
Отходы, относящиеся к ТКО, отнесены к IV и V класса опасности. Перечень конкретных видов отходов, относящихся к ТКО, имеется в блоке 7 типа 73 Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утверждённого приказом Росприроднадзора.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов II-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что ООО "АльфаТранс" не обладает лицензией на право транспортирования ТКО, более того не является оператором по транспортированию ТКО, заключившим договор с региональным оператором, соответственно, не может исполнять обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО. Т
Истцом доказательств оказания услуги по обращению с ТКО, не представлено.
Ссылка истца на неправомерность действий ответчика со ссылкой на то, что договор, заключённый с ответчиком, изменен Дополнительным соглашением, датированным 29.04.2020, с указанием на то, что его действие распространяется на правоотношения сторон с 01.01.2019, правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку одностороннее изменение условий договора противоречит нормам гражданского законодательства, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подписанное сторонами соглашение сторон об изменении условий договора в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, учитывая фактическое наличие у истца двух объектов, в отношении которых услуги ответчиком фактически оказаны, наличие и принадлежность объектов истцу последним не оспорены, основания для проведения перерасчёта отсутствуют, поскольку расчёт обоснованно произведён региональным оператором, исходя из площади и объёма оказанных услуг, равно как и отсутствуют основания для признания действий ответчика незаконными.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2020 года по делу N А60-45448/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45448/2020
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА, ООО "СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ"
Ответчик: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА"