Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-8365/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А41-61826/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" - Кравченко В.С. представитель по доверенности 26.08.2020 года,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крахоткин Д.Ю. представитель по доверенности 23.04.2020 года,
от третьего лица Прокуратуры Московской области - Пастухова Е.Ю. представитель по удостоверению прокурора N 305942,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и Прокуратуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2020 по делу N А41-61826/20, по заявлению Акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление жилищного хозяйства" (далее - АО "Управление жилищного хозяйства", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция МО, заинтересованное лицо) о признании недействительным и отмене постановления от 10.09.2020 г. N 08вх/03-6973-26-17-2020 по делу об административном правонарушении
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Московской области в лице Одинцовской городской прокуратуры (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 122-126 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Госжилинспекция МО и Прокуратура Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и Прокуратуры Московской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель АО "Управление жилищного хозяйства" возражал против доводов апелляционных жалоб в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АО "Управление жилищного хозяйства" на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 г. N 474 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая, д. 22А.
Одинцовской городской прокуратурой Московской области была проведена проверка по обращениям граждан о нарушении АО "Управление жилищного хозяйства" законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по другим вопросам, в ходе которой было установлено, что 11.07.2020 г. в аварийно-диспетчерскую службу поступило сообщение по факту залива квартиры N 223, расположенной на 6 этаже многоквартирного дома N 22А, расположенного по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Садовая; по результатам обследования установлен засор канализационного стояка между 8 и 9 этажами указанного многоквартирного дома; согласно акта по устранению засора системы канализации, причиной засора канализации явилась тряпка, извлеченная из системы канализации; в результате произошедшего засора системы канализации произошел залив квартир NN 223, 228, 233, 238 вышеуказанного дома.
По результатам проведенной проверки были установлены данные, свидетельствующие о допущении нарушения АО "Управление жилищного хозяйства" лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, что привело к причинению вреда имуществу проживающих в многоквартирном доме граждан, нарушению прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, в том числе на безопасные и благоприятные условия проживания в указанном многоквартирном доме.
28.08.2020 г. по факту выявленных нарушений и.о. Одинцовского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление было направлено по подведомственности для рассмотрения в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
10.09.2020 г. должностным лицом ГЖИ вынесено постановление N 08вх/03-6973- 26-17-2020 по делу об административном правонарушении, которым АО "Управление жилищного хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции и оценив доводы заявителей апелляционных жалоб и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу п. 51 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в частности, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно пункта 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ.
В соответствии с п.п. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п.п. "а" п. 11 Правил N 491).
Пунктом 11.1 Правил N 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 18 Перечня к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится, в частности, контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по градостроительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с подпунктом "г" пункта 5.8.7 которых, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны разъяснять потребителям необходимость соблюдения правил пользования канализацией. Нанимателям, собственникам и арендаторам запрещено бросать в канализацию песок, строительный мусор, тряпки, кости, стекло, металлические и деревянные предметы.
В настоящем случае, пунктом 4.3.4 договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Садовая, д. 22А, предусматривается, что собственники обязуются поддерживать собственное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовой территории; при этом содержание и ремонт принадлежащего собственнику имущества и оборудования, находящегося внутри помещения, не относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, осуществлять за свой счет.
Согласно п. 4.3.5 договора управления многоквартирным домом собственники обязуются соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования, выносить мусор, пищевые и бытовые отходы в специальные места; не допускать сбрасывание в санитарный узел мусора и отходов, засоряющих канализацию, а также горячей воды, либо химических веществ, не сливать жидкие пищевые отходы в мусоропровод.
Пунктом 4.3.18 договора управления многоквартирным домом установлено, что собственники обязуются соблюдать правила пользования помещениями, содержания многоквартирного дома, придомовой территории согласно: "Правилам пользования жилыми помещениями" (утв. постановлением Правительства РФ N 25 от 21.01.2006 г.), "Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда" (утв. Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г.), а также других правовых и нормативных актов Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции управляющей организацией исполняются требования действующего законодательства путем разъяснения потребителям (жителям спорного многоквартирного дома), в частности, о необходимости соблюдения правил пользования канализацией.
Вменяя АО "Управление жилищного хозяйства" осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, административным органом наличие вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не доказано.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, АО "Управление жилищного хозяйства" регулярно проводятся проверки исправности системы канализации, что подтверждается актами проверки, согласно которых система канализации находится в удовлетворительном состоянии, таким образом обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме в данной части выполняется.
Кроме того, сам факт залива не может свидетельствовать о нарушении лицензионных требований при осуществлении Обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Доказательств того, что засоры системы канализации в спорном многоквартирном доме являются систематическими, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Из представленных в материалы дела доказательств также, следует, что многоквартирный дом N 22 расположенный по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Садовая, является 22-этажным; согласно акта по устранению засора системы канализации от 13.07.2020 г. засор канализационного стояка обнаружен между 8 и 9 этажами указанного многоквартирного дома и причиной данного засора послужили действия жителей многоквартирного дома (из акта по устранению засора системы канализации от 13.07.2020 г. следует, что причиной засора канализации явилась тряпка, извлеченная из системы канализации; при проведении работ по устранению засора из системы канализации были извлечены: влажные салфетки, предметы женской гигиены, кошачий наполнитель, тряпки), что свидетельствует об отсутствии вины управляющей организации.
Также суд обращает внимание на то, что управляющей организацией были приняты незамедлительные меры к устранению причин залива, что подтверждается данными книги учета (оперативный журнал N 5), а именно:
- 11.07.2020 г. в 08 час. 38 мин. поступил вызов от жителя квартиры N 223 (6 этаж), в котором сообщалось о том, что капает с потолка на кухне;
- 11.07.2020 г. в 09 час. 19 мин. при осмотре отсутствовал доступ в вышерасположенные квартиры на 7, 8, 9, 10 этажах, установить причину залива не представилось возможным; перекрыты стояки ГВС, ХВС по 2-му контуру;
- 11.07.2020 г. в 11 час. 00 мин. появился доступ в квартиру N 238 (9 этаж); установлено, что залив квартиры происходит из санузла;
- 11.07.2020 г. в 11 час. 20 мин. установлено, что в квартире N 223 (7 этаж) происходит залив на кухне, в комнате и кладовке с потолка; -
11.07.2020 г. в 13 час. 53 мин. о ситуации сообщено главному инженеру и начальнику ЖЭУ.
Работы по прочистке засора также были проведены 11.07.2020 г.
На момент обращения жителя квартиры N 223 12.07.2020 г. в 13 час. 25 мин. доступ в квартиру N 238 (8 этаж) отсутствовал.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях АО "Управление жилищного хозяйства" состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование заявителя о признании незаконным постановления от 10.09.2020 г. N 08вх/03-6973-26-17-2020 по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
Доводы заявителей апелляционных жалобы о том, что обществом не представлено в материалы дела доказательств проведения профилактической прочистки сетей канализации многоквартирного дома, отклоняются судом апелляционной инстанцией поскольку противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2020 года по делу N А41-61826/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61826/2020
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", Прокуратура Московской области в лице Одинцовской городской, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"