город Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А41-61826/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кравченко В.С., доверенность от 26.08.2020;
от заинтересованного лица: Щенникова О.В., доверенность от 31.03.2021;
от третьего лица: Долотова О.В., удостоверение от 09.09.2019;
рассмотрев 20 мая 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьего лица - Прокуратуры Московской области
на решение от 26 ноября 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 01 марта 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-61826/20
по заявлению АО "Управление жилищного хозяйства"
об оспаривании постановления
к Госжилинспекции Московской области,
третье лицо: Прокуратура Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "Управление жилищного хозяйства" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области (далее - инспекция) о признании недействительным и отмене постановления от 10.09.2020 N 08вх/03-6973-26-17-2020 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Прокуратура Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители третьего лица и заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 474 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая, д. 22А.
Одинцовской городской прокуратурой Московской области проведена проверка по обращениям граждан о нарушении обществом законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по другим вопросам, в ходе которой установлено, что 11.07.2020 в аварийно-диспетчерскую службу поступило сообщение по факту залива квартиры N 223, расположенной на 6-м этаже многоквартирного дома N 22А, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая; по результатам обследования установлен засор канализационного стояка между 8 и 9 этажами указанного многоквартирного дома; согласно акту по устранению засора системы канализации, причиной засора канализации явилась тряпка, извлеченная из системы канализации; в результате произошедшего засора системы канализации произошел залив квартир N 223, N 228, N 233 и N 238 указанного дома.
По результатам проведенной проверки установлены данные, свидетельствующие о допущении нарушения обществом лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, что привело к причинению вреда имуществу проживающих в многоквартирном доме граждан, нарушению прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, в том числе на безопасные и благоприятные условия проживания в указанном многоквартирном доме.
28.08.2020 по факту выявленных нарушений и.о. Одинцовского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); постановление направлено по подведомственности для рассмотрения в инспекцию.
10.09.2020 должностным лицом инспекции вынесено постановление N 08вх/03-6973-26-17-2020 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250.000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным инспекцией постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды обоснованно исходили из недоказанности инспекцией в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 51 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в частности, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11 Правил N 491).
Пунктом 11.1 Правил N 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 18 Перечня, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится, в том числе, контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), в соответствии с подпунктом "г" пункта 5.8.7 которых работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны разъяснять потребителям необходимость соблюдения правил пользования канализацией. Нанимателям, собственникам и арендаторам запрещено бросать в канализацию песок, строительный мусор, тряпки, кости, стекло, металлические и деревянные предметы.
Судами установлено, что в настоящем случае пунктом 4.3.4 договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая, д. 22А, предусмотрено, что собственники обязуются поддерживать собственное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовой территории; при этом содержание и ремонт принадлежащего собственнику имущества и оборудования, находящегося внутри помещения, не относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, осуществлять за свой счет.
Согласно пункту 4.3.5 указанного договора управления многоквартирным домом, собственники обязуются соблюдать чистоту и порядок в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках и в других местах общего пользования, выносить мусор, пищевые и бытовые отходы в специальные места; не допускать сбрасывание в санитарный узел мусора и отходов, засоряющих канализацию, а также горячей воды, либо химических веществ, не сливать жидкие пищевые отходы в мусоропровод.
Пунктом 4.3.18 договора управления многоквартирным домом установлено, что собственники обязуются соблюдать правила пользования помещениями, содержания многоквартирного дома, придомовой территории согласно Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 25 от 21.01.2006, Правилам N 170, а также другим правовым и нормативным актам Российской Федерации.
Таким образом, судами установлено, что обществом исполняются требования действующего законодательства путем разъяснения потребителям (жителям спорного многоквартирного дома), в частности, о необходимости соблюдения правил пользования канализацией.
Суды обоснованно заключили, что вменяя обществу осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, инспекцией наличие вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не доказано.
Суды указали, что согласно представленным в материалы дела доказательствам, обществом регулярно проводятся проверки исправности системы канализации, что подтверждается актами проверки, согласно которым система канализации находится в удовлетворительном состоянии, таким образом, суды обоснованно заключили, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме в данной части выполняется.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что сам факт залива не может свидетельствовать о нарушении лицензионных требований при осуществлении обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Доказательств того, что засоры системы канализации в спорном многоквартирном доме являются систематическими, инспекцией судам не представлено.
На основании представленных в материалы дела доказательств суды также установили, что многоквартирный дом N 22, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая, является 22-этажным; согласно акту по устранению засора системы канализации от 13.07.2020 засор канализационного стояка обнаружен между 8 и 9 этажами указанного многоквартирного дома и причиной данного засора послужили действия жителей многоквартирного дома (из акта по устранению засора системы канализации от 13.07.2020 следует, что причиной засора канализации явилась тряпка, извлеченная из системы канализации; при проведении работ по устранению засора из системы канализации извлечены: влажные салфетки, предметы женской гигиены, кошачий наполнитель, тряпки), что свидетельствует об отсутствии вины общества.
Также суды установили, что обществом приняты незамедлительные меры к устранению причин залива, что подтверждается данными книги учета (оперативный журнал N 5), а именно:
- 11.07.2020 в 08 час. 38 мин. поступил вызов от жителя квартиры N 223 (6 этаж), в котором сообщалось о том, что капает с потолка на кухне;
- 11.07.2020 в 09 час. 19 мин. при осмотре отсутствовал доступ в вышерасположенные квартиры на 7, 8, 9, 10 этажах, установить причину залива не представилось возможным; перекрыты стояки горячего и холодного водоснбжения по 2-му контуру;
- 11.07.2020 в 11 час. 00 мин. появился доступ в квартиру N 238 (9 этаж); установлено, что залив квартиры происходит из санузла;
- 11.07.2020 в 11 час. 20 мин. установлено, что в квартире N 223 (7 этаж) происходит залив на кухне, в комнате и кладовке с потолка;
- 11.07.2020 в 13 час. 53 мин. о ситуации сообщено главному инженеру и начальнику ЖЭУ.
Работы по прочистке засора также проведены 11.07.2020.
На момент обращения жителя квартиры N 223 - 12.07.2020 в 13 час. 25 мин. доступ в квартиру N 238 (8 этаж) отсутствовал.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суды обоснованно заключили, что требование общества о признании незаконным постановления от 10.09.2020 N 08вх/03-6973-26-17-2020 по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года по делу N А41-61826/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.3.18 договора управления многоквартирным домом установлено, что собственники обязуются соблюдать правила пользования помещениями, содержания многоквартирного дома, придомовой территории согласно Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 25 от 21.01.2006, Правилам N 170, а также другим правовым и нормативным актам Российской Федерации.
...
Суды обоснованно заключили, что вменяя обществу осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, инспекцией наличие вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не доказано.
...
На момент обращения жителя квартиры N 223 - 12.07.2020 в 13 час. 25 мин. доступ в квартиру N 238 (8 этаж) отсутствовал.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2021 г. N Ф05-8365/21 по делу N А41-61826/2020