Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2021 г. N Ф08-4009/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
1 марта 2021 г. |
Дело N А63-12644/2020 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семенова М.У., рассмотрев без вызова сторон (статья 272.1 АПК РФ) апелляционную жалобу ПАО "СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2020 по делу N А63-12644/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявление публичного акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", г. Ессентуки, (ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550), к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, (ОГРН 1052600297606, ИНН 2636045466) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2020 отказано в удовлетворении заявления ПАО "Ставропольэнергосбыт" (далее - общество, управляющая организация) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - управление) об оспаривании постановления от 12.08.2020 N 392 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Дело рассмотрено судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Требования мотивированы тем, что в его действиях отсутствует событие вменяемого правонарушения, так суд не исследовал что с 30.03.2020 по 08.05.2020 календарные дни объявлены нерабочими на основании Указов Президента Российской Федерации N 206, N 239, N 294. Общество указывает, что не входит в перечень организаций на которые не распространяются действия данных Указов, а также указывает, что дело рассмотрено без участия представителя общества, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежащим отмене.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В силу абзаца второго пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, по имеющимся в материалах дела документам, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования по обращению гражданина Павлова В.А. вх.N 3244/ж-2020 от 26.05.2020 и рассмотрении представленных документов 19.06.2020 установлено, что ПАО "Ставропольэнергосбыт" (г. Ессентуки, ул. Большевистская 59 А) при оказании услуг - электроснабжение допустило нарушение требований статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 на предоставление потребителям необходимой и достоверной информации об услугах (работе), а именно: гражданину Павлову В.А. ежемесячно (за февраль, март, апрель 2020) не представлялись платежные документы - квитанции на оплату за потребленную электроэнергию.
За январь 2020 года квитанция на оплату представлены потребителю 20.02.2020, вместо не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, что предусмотрено требованиями пункта 67 Правил N 354.
31.07.2020 на основании выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол N 453 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.08.2020 N 392 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Правоотношения, возникающие между исполнителем и потребителем, регулируются гражданским законодательством, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее-Закон N 2300-1) и иными нормативными актами, принятыми в соответствующей сфере деятельности.
Согласно названному исполнитель - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям.
В соответствии со статьей 10 Закона N 2300-1 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Правилами N 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса. Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды и др.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В пункте 67 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Согласно пункту 69 Правил N 354 в платежном документе указываются объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период, размер платы предоставленных коммунальных услуг и пр. сведения, установленные пунктом 69 Правил N 354.
В силу пункта 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" утверждена примерная форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.04.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) под субъектами, размещающими информацию в системе понимаются в том числе юридические лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
К таким лицам согласно части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ относятся лица, осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг.
При этом в силу действующего законодательства, размещение информации о платежном документе в ГИС ЖКХ не освобождает юридическое лицо от обязанности направления потребителю услуг платежного документа на бумажном носителе.
В рассматриваемом случае в срок, установленный нормами действующего законодательства, общество не предоставило потребителю информацию об оказанной услуге по электроснабжению.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество указывает, что в его действиях отсутствует событие вменяемого правонарушения, поскольку все платежные документы в отношении кв. 23 по ул. Магистральной (гр. Павлов В.А.) размещены на сайте ГИС ЖКХ.
Платежные документы на бумажном носителе доставляются самостоятельно сотрудниками общества, а перебои с доставки квитанций связаны с введением режима самоизоляции, а также нерабочими днями с 30.03.2020 по 08.05.2020, объявленными таковыми на основании Указов Президента Российской Федерации N 206, N 239, N 294.
Общество указывает, что не входит в перечень организаций на которые не распространяются действия данных Указов.
Довод общества о том, что оно не входит в перечень организаций на которые не распространяются действия данных указов правомерно отклонены судом на основании следующего.
В пункте 2 Указа Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", пункт 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пункт 3 Указа Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" данный перечень организаций на которых введение нерабочих дней не распространяется.
Минтруд России разъяснил положения данные в Рекомендациях работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", направленных письмом от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696.
Согласно пункту 4 Рекомендаций Минтруда от 26.03.2020 введение нерабочих дней в соответствии с Указом Президента от 25.03.2020 не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа Президента от 25.03.2020, в частности:
Введение нерабочих дней в соответствии с Указом не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа, в частности:
- непрерывно действующих организаций, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям. Кроме того, организаций в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; эксплуатирующих опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организаций атомной промышленности; строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах;
- организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, в том числе предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, медицинские изделия, теплотелевизионные регистраторы, бесконтактные термометры и установки обеззараживания воздуха, а также предприятий, выпускающих материалы, сырье и комплектующие изделия, необходимые для их производства; организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции; организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления; организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения; организаций системы нефте-продуктообеспечения; организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций; организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения; организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
Таким образом, общество обязано было исполнять возложенные на обязательства, в соответствии требованиями установленными Законом N 2300-1 и Правилами N 354.
Доказательств того, что у общества не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в ходе проведения проверки представлено не было.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, апелляционной коллегией вопреки доводам жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, Представитель общества 31.07.2020 присутствовала при составлении протокола N 453, дала объяснения и получила протокол N 453, о чем имеются соответствующие записи.
В адрес общества было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 31.07.2020, которым общество уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (12.08.2020). Определение было получено обществом 08.08.2020.
Общество, извещенное должным образом, как о времени и месте составления протокола, так и о времени и месте рассмотрения дела, не воспользовалось предоставленными КоАП РФ правами, каких-либо ходатайств, в том числе о желании обязательного участия предста-вителя общества в производстве по делу об административном правонарушении, общество - не заявляло. Использование лицами прав, предусмотренных КоАП РФ является правом данных лиц, а не их обязанностью.
У общества была возможность воспользоваться предоставленными КоАП РФ правами, как заявить ходатайство, так и направить представителя, наделенного соответствующими полномочиями, для участия при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако общество воспользовалось ими по своему усмотрению.
Оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению доводов, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи, с чем оснований для отмены либо изменения решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.11.2020 по делу N А63-12644/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12644/2020
Истец: ПАО "СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ