г. Самара |
|
2 марта 2021 г. |
Дело N А55-18261/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 марта 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Коршиковой Е.В., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Липовецкой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инженерные сети Самары" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2020 г., принятое по делу N А55-18261/2020 (судья Каленникова О.Н.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети Самары" к Товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Мяги, 24Б",
об установлении сервитута,
с участием в судебном заседании:
от истца - Стойков А.А., по доверенности от 22.04.2020 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерные сети Самары" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Мяги 24Б", в котором просило установить постоянный (бессрочный) платный сервитут в отношении нежилого помещения, цокольный этаж N 1, площадью 274,3 кв. м, кадастровый номер 63:01:0110004:4835, адрес: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Мяги, 24 Б, принадлежащего на праве собственности ООО "Инженерные сети Самары", для обеспечения ТСН "Товарищество собственников жилья Мяги, 24 Б" эксплуатации, технического обслуживания и ремонта расположенных в здании жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторная подстанция 2 очередь (секция 2 и трансформаторная подстанция), кадастровый номер 63:01:0110004:4663, адрес: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Мяги, 24 Б инженерных сетей, а именно, трубопроводов холодной воды, горячей воды, отопления, фекальной канализации, ливневой канализации, кабелей электроснабжения, электрощитков, электрокабелей пожарной сигнализации, оптоволоконного кабеля связи, каналов дымоудаления. Площадь потолков нежилого помещения, обремененная сервитутом, составляет 7,11 (Семь целых и одиннадцать сотых) кв. м. Границы (сфера действия) сервитута определены в Плане нежилого помещения.
Осуществлять сервитут в следующем порядке:
Для проведения плановых работ - ответчик имеет право доступа в нежилое помещение истца в рабочее время истца на основании предварительной заявки, которая подается за три рабочих дня до выполнения работ. В заявке указываются вид, дата и время начала работ, их предполагаемая продолжительность, необходимость демонтажа подвесных потолков, светильников и декоративных коробов, фамилии, инициалы, номера телефонов лиц, выполняющих работы. Для проведения аварийных работ - ответчик имеет право доступа в нежилое помещение истца в любое время в присутствии представителя истца или представителя охраны, с которой истцом заключен соответствующий договор. При этом ответчик вправе с разрешения истца и на возмездной основе подключиться к точкам подключения электро- и водоснабжения, принадлежащим истцу. Перед началом и по окончании любых работ стороны выполняют внешний осмотр и фотографирование обслуживаемого участка инженерных сетей, записывают время начала и окончания работ, их краткое содержание и результаты.
Единовременный платеж за сервитут 85 342,92 рублей (стоимость декоративных коробов на инженерные сети, стоимость охранного оборудования) уплачивается в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации сервитута. Ежемесячная плата за сервитут 4 637 рублей вносится до 15-го числа текущего месяца за отчетный (текущий) месяц. Расчетным периодом для начисления платы, является один календарный месяц. Платежи за демонтаж и монтаж декоративных коробов, подвесных потолков, потолочных светильников в целях полного обследования инженерных сетей ответчика, а также в случае устранения последствий аварий на инженерных сетях ответчика уплачиваются ответчиком в течение пяти рабочих дней после выставления счета. Плата за пользование сервитутом подлежит ежегодному изменению с учетом индекса инфляции. Расходы, связанные с государственной регистрацией сервитута, несет ответчик. Истец вправе приостановить действие сервитута для выполнения плановых работ в случае просрочки оплаты любых указанных платежей более одного месяца.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано; с Общества с ограниченной ответственностью "Инженерные сети Самары" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Инженерные сети Самары" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом не были установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, оставлены без внимания доводы истца о возможности установления постоянного сервитута обслуживающего помещения истца в пользу помещений МКД для эксплуатации и ремонта последних; о том, без установления сервитута не могут быть обеспечены необходимые условия для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта общедомовых инженерных сетей; сервитут может устанавливаться по требованию собственника обслуживающего помещения.
В судебном заседании представитель истца - Стойков А.А., по доверенности от 22.04.2020 г., апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на иск не представил.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение, цокольный этаж N 1, площадью 274,3 кв. м, кадастровый номер 63:01:0110004:4835, адрес: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Мяги, 24 Б.
Указанное помещение находится в подвале многоквартирного жилого дома (далее -МКД).
Установлено, что жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторная подстанция 2 очередь (секция 2 и трансформаторная подстанция), расположенный по указанному адресу, сдан в эксплуатацию в 2015 году, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2015.
На основании протокола N 1 годового/внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 24 Б по ул. Мяги, г. Самара в очно-заочной форме от 25.05.2017 в качестве способа управления указанного многоквартирного дома выбрано товарищество собственников недвижимости (ТСН). По вопросу N 3 повестки принято решение создать для управления многоквартирным домом N 24 Б по ул. Мяги, г. Самара, Товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Мяги 24 Б".
Как указывалось истцом, ответчик использует часть нежилого помещения истца в связи с нахождением в нем общедомовых инженерных сетей ответчика (далее - инженерных сетей) в отсутствие компенсации расходов по его содержанию. Инженерные сети ответчика занимают потолок и стены нежилого помещения, общей площадью 17,4 кв. м. Использование указанной площади ответчиком осуществляется в целях обеспечения жилых помещений МКД ресурсами электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, электросвязи, пожарной сигнализации, противопожарного дымоудаления. Истец не получает энергоресурсы по данным инженерным сетям ответчика.
Истцом было произведено обследование инженерных сетей ответчика, расположенных в нежилом помещении, о чем был составлен акт обследования инженерных сетей, согласно которому выявлено наличие: 4 труб ХВС диаметром 15,25,45, 76 длиной 27 м на площади 1,59 кв. м; 2 кранов шаровых; 4 труб ГВС диаметром 15,42,45,76 длиной 64,5 м на площади 3,07 кв. м; 20 кранов шаровых; 7 труб теплоснабжения диаметром 15, 20,25,42,45,60, 76 длиной 139,5 м на площади 6,3 кв. м; 30 кранов шаровых, 24 клапанов балансировочных: трубы фекальной канализации диаметром 110 длиной 55,5 м на площади 6,11 кв. м, 8 ревизионных люков; трубы ливневой канализации диаметром 108 длиной 3 м на площади 0,32 кв. м; 11 коробов из ГКЛ, закрывающих указанные в п.п. 1-5 трубы, размером 2,6x0,19, 0,45x0,69, 0,41x0,62, 0,17x0,19, 0.36x0,65, 0,45x0,65, 0,29x0,65, 0,28x0,58, 0,24x0,56, 0,44x0,64, 0,31x0,56 и длиной 21 м; короба (канала) дымоудаляющего размером 0,95x0,49 длиной 6,9 м; 3 электрокабелей: 220 в длиной 15 м; низковольтного длиной 30 м; оптоволоконного длиной 250 м; 2 электрощитков. При этом, расположены открыто трубы теплоснабжения - 50 м, расположены закрыто (в коробах и над подвесным потолком) - 237,5 м. Площадь потолков под инженерными сетями: 17,4 кв. м. Для доступа к инженерным сетям потребовалась частичная разборка подвесного потолка.
Обосновывая свои исковые требования, истец сослался на то, что инженерные сети ответчика проложены в нежилом помещении истца в соответствии с проектом на МКД. Разместить указанные инженерные сети в иных, в том числе жилых помещениях технически невозможно и экономически нецелесообразно, никто из жильцов не даст согласия на дополнительную прокладку в квартире общедомовых инженерных сетей, а финансирование работ по выносу сетей затруднительно. Доступ ответчика к инженерным сетям МКД, находящимся в нежилом помещении истца, возможен только с согласия истца. Следовательно, у ТСН отсутствует иная возможность реализовать свое право и обязанность владения и пользования инженерными сетями МКД. При этом, в нежилом помещении истца расположен его офис. Основным видом деятельности истца является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха. Режим работы предприятия: с понедельника по пятницу, с 08.00 до 17.00. Для организации доступа в нежилое помещение в это время истцу потребуется принять в штат по меньшей мере четырех охранников (смена через три смены) с минимальной суммарной оплатой 48 520 руб. Такие непроизводственные убыточные расходы истца должны будут компенсироваться единственным заинтересованным лицом - ответчиком. Иной вариант обеспечения указанного доступа - это передача нежилого помещения под охрану Росгвардии или частному охранному предприятию. При этом, минимальная стоимость установки охранной сигнализации 60 000 руб., ежемесячная абонентская плата 4 000 руб. Истец эксплуатирует нежилое помещение с момента его покупки, то есть с мая 2017 года, без охранной сигнализации, поэтому установка системы охранной сигнализации будет вызвана исключительно необходимостью обеспечения сервитута, в связи с чем, полагал обоснованным возложить на ответчика указанные расходы на такую установку и ежемесячную охрану.
С учетом изложенного, истцом был произведен расчет расходов по обеспечению сервитута: изготовление и монтаж одиннадцати декоративных коробов на инженерные сети стоимостью 25 342,92 руб., установка охранного оборудования 60 000 руб.; ежемесячная плата за охрану 4000 руб.; демонтаж/монтаж декоративных коробов - 697 руб./кв. м/ 870 руб./кв. м, подвесных потолков - 536 руб./кв. м/ 670 руб./кв. м и потолочных светильников -478 руб./598 руб. Ежемесячные платежи за право ограниченного пользования помещением истца составляют 4 637 руб.
При этом истец исходил из следующего. Инженерные сети ответчика занимают 6,34 % площади потолков, что составляет 7,1 1 кв. м от общей площади потолков (полов) помещений, обременяемых сервитутом (274,3: 7,11 х 100). Исходя из себестоимости содержания одного квадратного метра (85,85 руб./мес), расходы на содержание 7,11 кв. м составят 610,40 руб./мес.
Истец указал, что с учетом получения разумной прибыли и компенсации неудобств данную сумму необходимо увеличить на 20 %, то есть до 732, 48 руб. в месяц.
Истец произвел единовременные расходы в сумме 85 342,92 руб. на изготовление и монтаж одиннадцати декоративных коробов, установку охранной сигнализации, указав, что данные расходы подлежат компенсации ответчиком.
Как следует из материалов дела, истцом 07.07.2020 направилось ответчику предложение о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением проекта такого соглашения.
Данное предложение истца было оставлено ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
При разрешении исковых требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, годящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного смещения.
В соответствии ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 2 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее- Правила N 491) определен состав общего имущества, в которое включается, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (пункт д); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт ж).
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 ст. 274 ГК РФ).
Статьей 277 ГК РФ установлено, что применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 - 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
В соответствии с п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 26 апреля 2017 года, с требованием об установлении сервитута вправе обратиться и собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.
Как верно указал суд первой инстанции, сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ничейное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобства для собственника обслуживающего земельного участка.
Ответчиком не оспаривалось, что в принадлежащем истцу на праве собственности нежилом помещении располагаются общедомовые инженерные сети, входящие в состав общего имущества многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 8 ст. 138 ЖК РФ в обязанности ТСЖ входит представление законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку законом право требования установления сервитута принадлежит только собственнику либо лицу, которому недвижимое имущество принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что согласие (несогласие) на установление сервитута может быть принято только общим собранием собственников МКД.
Однако в деле такие документы отсутствуют.
В соответствии с частью ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 1, 2, 4 ч. 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 39 ЖК РФ).
Согласно подп. б п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее- Правила N 354), исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подп. е п. 34 Правил N 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Как установлено пунктом 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт а); обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (пункт б).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Таким образом, обязанность истца предоставить доступ ответчику в свое помещение закреплена нормами жилищного законодательства.
Истец как собственник помещения в МКД несет обязанность по содержанию общедомового имущества, следовательно, расходы по оплате услуг по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возлагаются, в том числе, на истца.
Доводы истца о неприменении к нему требований Правил предоставления коммунальных услуг N 354 на том основании, что он является собственником нежилого помещения, отклоняются.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) отмечается, что управляющая компания, на которую возложена обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, имеет право требовать допуска своих представителей в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение.
Верховный Суд РФ в данном Обзоре указал, что приведенные нормы подп. "е" п. 3 Правил N 354 определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для установления платного сервитута для использования части нежилого помещения истца в связи с нахождением в нем общедомовых инженерных сетей для их обслуживания ответчиком, поскольку такая обязанность возложена на ответчика в силу закона, равно как обязанность истца не чинить препятствий ответчику в содержании инженерных сетей и предоставлять доступ в нежилое помещение в установленных законом случаях.
Приобретая нежилое помещение, истцу было известно о нахождении в нем общедомового имущества, соответственно, о необходимости предоставлять доступ обслуживающей организации для осуществления эксплуатационного контроля за техническим состоянием инженерных сетей.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2020 г., принятое по делу N А55-18261/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Инженерные сети Самары"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18261/2020
Истец: ООО "Инженерные сети Самары"
Ответчик: ТСЖ Товарищество собственников недвижимости " Мяги, 24Б"