г. Чита |
|
2 марта 2021 г. |
Дело N А58-5333/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-5333/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402029141 ИНН 1435079270, далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (ОГРН 1061434000011 ИНН 1434031483, далее - ответчик, администрация) о взыскании неосновательного обогащения в размере 95 289 441,74 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дальстрой" (ОГРН 1161434050040 ИНН 1434048737, ООО "Дальстрой").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-5333/2020 исковое требование удовлетворено.
Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что истцом пропущен срок исковой давности. Судом также не учтено, что Министерство строительства Республики Саха (Якутия) является в данном споре ненадлежащим истцом, так как денежные средства предоставленные ответчику являются денежными средствами, принадлежащими Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, ответчик ссылается на нарушение установленных правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации.
Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.06.2016 между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Город Нерюнгри" и муниципальным образованием "Нерюнгринский район" заключено соглашение N 6/РАП2016 (далее - соглашение), определяющее порядок взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий этапа 2016 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 года N 193 за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 3.3.8 соглашения в обязанности ответчика входит осуществление в пределах своих полномочий контроля за целевым использованием направляемых на реализацию мероприятий программы средств, за ходом строительства многоквартирных домов, в которых приобретены жилые помещения.
По пункту 3.3.12 соглашения в обязанности ответчика входит в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции принимать меры, необходимые для недопущения нецелевого использования средств субсидии и средств фонда из государственного бюджета при реализации Программы.
Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 соглашения участник программы за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) обязался приобрести у застройщиков жилые помещения в многоквартирных домах или завершить строительство жилых помещений в собственность муниципального образования для предоставления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, при этом завершить до 31.07.2017 строительство многоквартирных домов до 31.07.2017, завершить переселение всех граждан до 31.08.2017 с оформлением правоустанавливающих документов. Между сторонами также были подписаны дополнительные соглашения N 1 от 07.06.2016, N 2 от 21.11.2016, N 3 от 22.12.2016, N 4 от 23.12.2016, N 5 от 06.09.2017, N 6 от 09.11.2017, N 7 от 19.04.2018. Как указывает истец, согласно таблице 3 "Расчет объема финансирования.
Этапом 2016 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 г. N 193 (в ред. от 10.08.2017 года N 276), в муниципальном образовании "Город Нерюнгри" было предусмотрено переселение 796 граждан из 311 жилых помещений площадью 17190,50 м2. Стоимость переселения составляла 915 712 199,65 рублей, в том числе за счет средств фонда 466 516 752,35 рублей, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 440 038 325,31 рублей, за счет средств муниципального образования - 157 121,99 рублей.
Согласно таблице 3 "Расчет объема финансирования переселения по этапам 2013-2016 годов" второго раздела программы, по этапу 2016 года в МО "Город Нерюнгри" реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предполагалась следующими способами:
- граждан из 193 жилых помещений в аварийных домах - путем приобретения (строительства) жилых помещений в каменных домах;
- граждан из 118 жилых помещений - путем приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, и выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения.
По состоянию на 01.10.2017 в целях исполнения этапа 2016 года программы переселения администрацией было заключено 118 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, 4 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений у застройщика, в том числе контракт N 0116300000316000174-0083312-03/114А от 25.07.2016 с ООО "Дальстрой" на приобретение 54 жилых помещений общей площадью 3 320,40 м2 в многоквартирном доме на сумму 213 976 537,20 рублей (в том числе за счет средств фонда 96 289441,74 рублей, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 117 687 095,46 рублей).
05.09.2017 в связи с неисполнением обязательств застройщиком ООО "Дальстрой" был расторгнут муниципальный контракт N 0116300000316000174-0083312-03/114А от 25.07.2016 и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 года N 357 внесены изменения в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" в части изменения способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда граждан с приобретения жилых помещений у застройщика на приобретение квартир на вторичном рынке.
С учетом последних изменений по этапу 2016 года (в ред. от 14.12.2018 N 338) стоимость переселения 782 граждан из 311 жилых помещений общей площадью 17 197,80 м2 составила 779 864 190,48 рублей, в том числе за счет средств фонда 466 516 752,35 рублей, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 304 192 441,93 рублей, за счет средств муниципального образования 9 154 996,20 рублей.
С учетом внесенных изменений администрация всего по этапу 2016 году заключила 175 муниципальных контрактов на приобретение 311 жилых помещений общей площадью 18 994,98 м2 на сумму 779 864 190,48 рублей, в том числе:
- 172 контракта на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками;
- 3 контракта на приобретение жилых помещений у застройщиков.
Всего администрацией застройщику ООО "Дальстрой" по муниципальному контракту N 0116300000316000174-0083312-03/114А от 25.07.2016 было перечислено 96 289 441,74 рублей за счет средств фонда.
В целях обеспечения оплаты по вновь заключенным муниципальным контрактам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) были восстановлены средства, перечисленные застройщику ООО "Дальстрой" за счет средств фонда, в сумме 96 289 441,74 рублей и повторно перечислены МО "Город Нерюнгри" для исполнения целей программы. Всего на реализацию этапа 2016 года программы переселения в бюджет МО "Город Нерюнгри" истцом перечислены средства субсидии за счет средств фонда и госбюджета Республики Саха (Якутия) в сумме 866 998 636,02 рублей, что превышает предусмотренные Программой переселения объемы финансирования на 96 289 441,74 рублей.
Таким образом, денежные средства в сумме 96 289 441,74 рублей, полученные администрацией МО "Город Нерюнгри" и перечисленные обществу с ограниченной ответственностью "Дальстрой" по муниципальному контракту N 0116300000316000174-0083312-03/114А от 25.07.2016, не были использованы соответствии с целью их выделения и не достигли адресатов, допущено нецелевое использование денежных средств.
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) является правопреемником Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), за исключением функций, связанных с управлением в области архитектуры и градостроительной деятельности (пункт 1.2. Положения о Министерстве строительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства PC (Я) N 326 от 21 ноября 2018 года).
Истец полагает, что сумма 96 289 441,74 рубля в рамках реализации этапа 2016 года программы переселения подлежит восстановлению в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет средств муниципального образования "Город Нерюнгри".
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
На основании статьи 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Частью 1 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта (пункт 5 статьи 219 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В силу пункта 2 указанной статьи правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
На основании программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Республика Саха (Якутия) от 11.06.2013 N 193 целями Программы являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем переселения из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и повышение качества реформирования жилищного коммунального хозяйства.
Для достижения целей Программы решаются следующие основные задачи:
- переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, путем приобретения (строительства) жилых помещений;
- снос аварийного жилищного фонда, высвободившегося в результате переселения граждан.
Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, и планируемые показатели выполнения определены согласно приложениям N N 1, 2, 3 к Программе.
Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и планируемые показатели выполнения определены согласно приложениям N N 4, 5, 6 к Программе.
По пункту 3.3.3 соглашения участник программы обязан завершить до 31 августа 2017 года реализацию мероприятий Программы в части переселения всех граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению согласно Программе с оформлением соответствующих документов.
Оформление соответствующих документов гражданам, проживающим в аварийных жилых помещениях на основании:
- договоров социального найма, предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в соответствии со статьями 86, 87 и 89 ЖК РФ;
- права собственности на указанные жилые помещения предоставляются жилые помещения по договорам мены с учетом статьи 32 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 3.3.5 соглашения участник программы обязан завершить до 31 августа 2017 года снос освобожденных аварийных многоквартирных домов от переселенных граждан в рамках реализации Программы.
Согласно пункту 6.1 соглашения от 14.04.2016 предусмотрено наступление ответственности за несоблюдение условий соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Средства финансовой поддержки в сумме, заявленной по настоящему делу к взысканию, не достигли адресатов - граждан, подпадающих под программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
Факт перечисления истцом на счет ответчика денежных средств в общей сумме 8 669 898 636,02 рубля подтвержден представленными в дело платежными поручениями и ответчиком не оспаривается.
Министерство согласно расчету цены иска просило взыскать с ответчика средства финансовой поддержки в уточненном размере 95 289 441,74 рубля из общей суммы.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения, что является основанием для возврата полученной спорной суммы субсидии в соответствующий бюджет.
Ответчиком не представлены доказательства наличия правовых оснований для удержания спорной суммы, также как и доказательства возврата денежных средств.
В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
На основании пункта 3.13. Положения о Министерстве архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства PC (Я) N 417 от 24.11.2014 года министерство осуществляет функции главного администратора доходов, главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.
В соответствии со статьями 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что срок исковой давности по заявленному требованию о взыскании неосновательного обогащения подлежит исчислению со дня заключения сторонами дополнительного соглашения N 7 от 19.04.2018, так как с этого момента истец должен был узнать об излишнем перечислении денежных средств, а также не ранее срока реализации программы 31.08.2017, следовательно, срок исковой давности истекает 19.04.2021, 31.08.2020, соответственно.
Исковое заявление в суд поступило 07.08.2020, то есть в пределах трёхлетнего срока исковой давности.
Из содержания статей 125, 126 ГК РФ следует, что в результате заключения договоров от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких договоров, является само публичное образование.
В силу пунктов 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании статьи 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ таким исполнительно - распорядительным органом является Администрация муниципального образования "Город Нерюнгри".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения за счет средств казны Администрация муниципального образования "Город Нерюнгри" в размере 95 289 441,74 рублей.
Доводы апеллянта отклоняются судебной коллегией, поскольку факт неосновательного обогащения на стороне ответчика установлен по результатам внесения изменений в Программу Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.12.2018 года N 338. С учетом внесенных изменений стоимость переселения составила: по этапу 2016 года - 779 864 190,48 рублей, что 96 289 441,74 рублей меньше, чем фактически было направлено ответчику. Ответчик принял обязательства осуществить переселение граждан из аварийного жилищного фонда на обусловленные суммы денежных средств, что подтверждается дополнительным соглашением N 7 от 19 апреля 2019 к соглашению N6/РАП2016 от 14.04.2016 года.
Ответчик также полагает, что истец нарушил установленные Правила возврата финансовой поддержки, предоставленной за счёт средств государственной корпорации - Фонда содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 1134. По мнению истца, данные Правила устанавливают не только порядок возврата финансовой поддержки, но и определяют случаи возврата финансовой поддержки. Согласно п. 2 данных Правил финансовая поддержка, полученная субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием за счет средств Фонда, подлежит возврату в случае неустранения субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием нарушений, указанных в пунктах 2-4.1 части 1 статьи 23 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон), в течение 4 месяцев со дня принятия правлением Фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда или решения об установлении факта невыполнения условий предоставления финансовой поддержки. Однако такого решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда или решения об установлении факта невыполнения условий предоставления финансовой поддержки правление Фонда никогда не принимало.
Между тем заявителем жалобы не учтено, что основанием для удовлетворения заявленного иска являются положения статьи 1102 ГК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с решением суда первой инстанции.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2020 года по делу N А58-5333/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5333/2020
Истец: Министерство строительства Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Нерюнгри"
Третье лицо: ООО "ДАЛЬСТРОЙ"