г. Владимир |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А11-9847/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 26.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 по делу N А11-9847/2020, принятое по заявлению государственного унитарного предприятия Владимирской области "Владимирское карьероуправление" (ОГРН 1033302206190, ИНН 3317000622) о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.08.2020 N 7.2-Пс/0044/1-2020.
В судебном заседании принял участие представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Палагута С.Б. на основании доверенности от 21.12.2020 N Д-210-77 сроком действия по 31.12.2021.
Государственное унитарное предприятие Владимирской области "Владимирское карьероуправление" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий N 01АП-1132/21 от 19.02.2021).
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган, заявитель) при рассмотрении Плана развития горных работ на 2020 год по Верхне-Дубнинскому песчано-гравийному месторождению в Александровском районе Владимирской области государственного унитарного предприятия Владимирской области "Владимирское карьероуправление" (далее - ГУП "ВКУ", Предприятие), расположенном по адресу: расположенного в 1,5 км. Северо-западнее д. Зазевитово Александровского района Владимирской области установило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, требований законодательства в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что отражено в протоколе технического совещания от 25.06.2020 N 2 10/опии.
Установлено, что ГУП "ВКУ" в 2019 году на указанном месторождении вело разработку с отклонениями от направлений и мест ведения горных работ, объемов горных работ, установленных согласованным в установленном порядке Планом развития горных работ на 2019 год (протокол от 20.06.2019 N 255/опи) и проектной документацией "Корректировка Рабочего проекта разработки и рекультивации Верхне-Дубнинского песчано-гравийного месторождения в Александровском районе Владимирской области".
Также установлено превышение согласованного планом развития горных работ на 2019 год (Протокол от 20.00.2019 N 255/опи) объема добычных работ, что нарушает пункт 6.3 условий лицензии на пользование недрами от 10.11.2016 N ВЛМ 80262 ТЭ, предусматривающим, что все виды горных работ и работ по переработке полезных ископаемых (в случае переработки полезных ископаемых) проводить в соответствии с технической проектной документацией и годовыми планами развития горных работ".
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 и 26.08.2020 вынесено постановление N 7.2-Пс/0044/1-2020, которым Предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и ему назначено административном наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления Управления.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 постановление Управления от 26.08.2020 N 7.2-Пс/0044/1-2020 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
При этом руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Административный орган считает доказанным событие административного правонарушения в части выявленных отклонений от направлений и мест ведения Предприятием горных работ.
Управление обращает внимание суда на то, что при составлении протокола об административном правонарушении у лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствовали замечания к протоколу об административном правонарушении и признание ГУП "ВКУ" превышение объема добычи в 2019 году на 19,8%.
Таким образом, по убеждению Управления, в действиях Общества имеется событие и состав вмененного административного правонарушения.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ГУП "ВКУ".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Управления, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий: непосредственного пользования недрами; совершения при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 7.3 КоАП РФ составляет пользование недрами с нарушениями условий лицензии, под которым понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как следует из материалов дела, ГУП "ВКУ" осуществляет добычу песчано-гравийного материала на Верхне-Дубнинском месторождении на основании лицензии от 10.11.2016 серии ВЛМ N 80262 ТЭ.
Пунктом 6.3 указанной лицензии установлено, что все виды горных работ и работ по переработке полезных ископаемых (в случае переработки полезных ископаемых) необходимо проводить в соответствии с технической проектной документацией и годовыми планами развития работ.
Разделом 5 данной лицензии предусмотрено, что годовой уровень добычи песчано-гравийного материала на участке недр Верхне-Дубнинского месторождения составляет не менее 30,0 тыс.м3 (с учетом изменений, внесенных в лицензию решением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 28.12.2017).
В качестве правонарушения Предприятию вменяется административным органом осуществление работ по добыче песчано-гравийного материала с отклонениями от направлений и мест ведения горных работ, установленных протоколом технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ГУП "ВКУ" на 2019 год от 20.06.2019 N 255/опии и проектной документацией "Корректировка Рабочего проекта разработки и рекультавации Верхне-Дубнинского песчано-гравийного месторождения в Александровском районе Владимирской области".
При этом указанная проектная документация в материалы дела административным органом не представлена.
Управлением в оспариваемом постановлении не указано, какие именно требования проектной документации нарушено предприятием, в чем выразилось отклонение от направлений и мест ведения горных работ. Доказательств такого отклонения административным органом не представлено.
Из протокола технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ГУП "ВКУ" на 2020 год от 26.06.2020 N 210/опи, представленного в материалы дела, также не следует совершение Предприятием вышеуказанного правонарушения.
Следовательно, событие административного правонарушения в части выявленных отклонений от направлений и мест ведения горных работ, нельзя признать доказанным.
Суд первой инстанции обоснованно признал недоказанным превышение предприятием согласованного планом развития горных работ на 2019 год объема добычных работ.
Как следует протокола технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ГУП "ВКУ" на 2019 год от 20.06.2019 N 255/опи, планируемый объем добычи песчано-гравийного материала определен в размере 200,0 тыс. м3. (раздел 5 протокола).
Согласно разделу 5 лицензии с учетом внесенных в нее изменений, годовой уровень добычи песчано-гравийного материала на участке недр данного месторождения составляет не менее 30,0 тыс. м3.
Оспариваемое постановление не содержит вывода о невыполнении предприятием предусмотренных лицензией и техническим проектом требований.
С учетом изложенного правильным является вывод суда первой инстанции о том, что событие вменяемого ГУП "ВКУ" административного правонарушения Управлением не доказано.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные предприятием требования, признав оспоренное постановление незаконным и отменив его.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба административного органа по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 по делу N А11-9847/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9847/2020
Истец: ГУП ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ " ВЛАДИМИРСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ "
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ