г. Владимир |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А43-30267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Приокского района" (ИНН 5261046908) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2021 по делу N А43-30267/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Приокского района" о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17.09.2020 N 65.
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Домоуправляющая компания Приокского района" - Волкова М.В. на основании доверенности от 11.01.2021 N 02/21-УК сроком действия один год и диплома о высшем юридическом образовании (т. 2, л.д. 8-9), Региональной службы по тарифам Нижегородской области - Мосеев А.А. на основании доверенности от 29.12.2020 N 22 сроком действия до 31.12.2021.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
При рассмотрении обращения гр. Созиновой О.С., проживающей по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пятигорская, д. 14, кв. 36, Региональная служба по тарифам Нижегородской области (далее - Служба, административный) пришла к выводу о неправомерном применении акционерным обществом "Домоуправляющая компания Приокского района" (далее - АО "ДК Приокского района", Общество, заявитель) при расчетах размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электрическую энергию тарифов.
Административным органом установлено, что Общество, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) N 14 по ул. Пятигорская и N 20 по ул. Горная г. Нижнего Новгорода, в платежных документах, выставленных собственникам жилых помещений в указанных МКД, для внесения в июле 2020 года платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и электрическую энергию при расчете применялся тариф, установленный решением Службы с 01.01.2020 по 30.06.2020.
Усмотрев в деянии АО "ДК Приокского района" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Службы 08.09.2020 составило протокол об административном правонарушении N 52 и постановлением от 17.09.2020 N 65 привлекло Общество к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
АО "ДК Приокского района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1, частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд считал установленными.
По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Заявитель указывает, что начисление размера платы за коммунальные услуги за июнь 2020 года, с учетом передачи показаний индивидуальных приборов учета, переданных потребителями при оплате квитанций за июнь 2020 года, произведено в июле 2020 года, с применением тарифа, установленного для того расчетного периода за который произведено начисление (то есть с учетом тарифов, действовавших в июне), что соответствует требованиям действующего законодательства.
АО "ДК Приокского района" полагает, что нарушение порядка заполнения счетов на оплату коммунальных услуг не является нарушением в области порядка ценообразования.
По мнению Общества, мера административного наказания в виде штрафа в размере от 100 000 рублей явно не соответствует тяжести вменяемого правонарушения.
Заявитель также полагает возможным применить к рассматриваемому административному правонарушению статью 2.9 либо часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Подробно доводы Общества приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе, за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ, статьям 23 и 24 Федерального закона N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, электрической энергии и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, электрической энергии.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ и со статьей 31 Федерального закона N 416-ФЗ, с пунктом 4 раздела II Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, с пунктами 3 и 53 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, тарифы на водоснабжение, водоотведение и электрическую энергию подлежат регулированию.
Согласно пункту 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Подпунктом "е" пункта 31(1) Правил N 354 управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации ежемесячно, не позднее 26-го числа текущего месяца, показания индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками и пользователями помещений в МКД управляющей организации.
Таким образом, выставление платы за оказанные в текущем периоде коммунальные услуги должно осуществляться в этом периоде с применением соответствующих объемов и исходя из величин тарифов на коммунальные ресурсы, установленных ресурсоснабжающим организациям на данный период.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются, в том числе, оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
При этом в силу пункта 37 указанных Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
По смыслу приведенных норм права, оплата коммунальных услуг производится за истекший расчетный период, то есть календарный месяц, после фактического оказания соответствующей услуги по тарифу, действовавшему в расчетный период. При этом, в платежных документах подлежит отражению информация об оплачиваемом расчетном периоде (месяце), объеме каждого вида коммунальной услуги, оказанной в расчетный период, о размере платы за каждый вид коммунальной услуги, оказанной в расчетный период, а также о применяемых тарифах.
Решением Службы от 19.12.2017 N 66/41 для акционерного общества "Теплоэнерго" (далее - АО "Теплоэнерго") на период с 01 января по июня 2020 года установлены тарифы на горячую воду с использованием закрытой системы горячего водоснабжения (далее - ГВС): за потребление горячей воды - 88,84 руб./м3, за содержание системы ГВС - 544,43 руб./м3, на период с 01 июля по декабря 2020 года - 103,56 руб./м3 и 430,63 руб./м3 соответственно.
Данные тарифы применяются при расчетах между Обществом и АО "Теплоэнерго".
Вместе с этим, Общество при выставлении платежных документов жителям указанных выше МКД за июль 2020 года применило ставку за потребление горячей воды в размере 88,84 руб./м3, а за содержание системы ГВС - 544,43 тыс.руб.мес/Гкал/ч, которые действовали в период с 1 января по 30 июня 2020 года.
Решением Службы от 14.12.2017 N 65/23 для АО "Водоканал" для населения установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения (ХВС): на период с 01 января по 30 июня 2020 года ставка платы за потребление холодной воды - 19,04 руб./м3, ставка платы за содержание системы ХВС - 0 руб./м3; на период с 01 июля по 31 декабря 2020 года -20,95 руб./м3 и 0 руб./м3 соответственно.
Данные тарифы применяются при расчетах между Обществом и АО "Водоканал".
Вместе с этим, заявитель при выставлении платежных документов за июль 2020 года применило величину ставки платы за потребление холодной воды в размере 19,04 руб./м3, которая действовала в период с 1 января по 30 июня 2020 года.
Вне зависимости от поставщика электрической энергии, тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области установлены решением Службы от 19.12.2019 N 62/1 на период с 1 июля по 31 декабря 2020 года в размерах 3,84 руб./кВт.ч, сверх социальной нормы потребления электрической энергии - 6,70 руб./кВт.ч.
Однако, Общество при выставлении платежных документов для собственников жилых помещений д. 20 по ул. Горной г. Нижнего Новгорода применяло размеры тарифов, установленные на период с 1 января по 30 июня 2020 года - 3,71 руб./кВт.ч, сверх социальной нормы потребления электрической энергии - 6,45 руб./кВт.ч.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения в связи с тем, что начисления платы за коммунальные услуги за июнь 2020 года произведены в июле 2020 года, в связи с такими факторами как несвоевременная подача собственниками помещений в МКД показаний индивидуальных приборов учета и, как следствие, невозможность корректного расчета объема потребления каждым собственником.
В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В случае не передачи показаний приборов учета собственниками квартир, Общество обязано начислить плату за коммунальные услуги, исходя из расчета среднемесячного объема потребления того или иного коммунального ресурса потребителем в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354, а после предоставления собственниками данных квартир сведений о показаниях приборов учета и проведения проверки - сделать перерасчет платы за коммунальные услуги.
Однако, в нарушение действующего законодательства АО "ДК Приокского района" начисление платы за коммунальные ресурсы произведено месяцем позже.
Из представленных Обществом в материалы дела доказательств, в том числе платежных документов за июль 2020 года не следует, что объем коммунального ресурса был предоставлен жителям МКД в июне 2020 года.
Как обоснованно указал суд, размер платы должен соответствовать установленному в отношении регулируемой организации на конкретный период времени тарифу (пункт 38 Правил N 354).
С учетом изложенного материалами дела подтверждается факт неправомерного применения Обществом при определении размера платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведение, электрическую энергию, тарифов, утвержденных решениями Службы, не действовавших в спорный период.
Доказательств невозможности выполнения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах в деянии АО "ДК Приокского района" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда о невозможности применения в рассматриваемом случае, статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в виде минимального штрафа, установленного санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса.
Возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение суд не усмотрел ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае, Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных АО "ДК Приокского района" требований.
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2021 по делу N А43-30267/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Приокского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30267/2020
Истец: АО "Домоуправляющая Компания Приокского района"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Нижегородской области (заместитель руководителя Гришин А.С.)