г. Челябинск |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А76-31657/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "Кедр" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 по делу N А76-31657/2015.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Управление лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Чебаркульского муниципального района (далее - Администрация), Управлению по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района (далее - Управление по земельно-имущественным отношениям), обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - общество, ООО "Кедр"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - Кадастровая палата), в котором просил:
1. Признать незаконным распоряжения Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского муниципального района N 933 от 19.10.2011 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий";
2. Признать незаконными действия Администрации Чебаркульского муниципального района по переводу части земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, 2700 м. на северо-восток от автодороги Чебаркуль- Миасс. площадью 111726 кв.м. из категории земель обороны в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов;
3. Признать незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (отдел по Чебаркульскому району) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером
74:23:0303001:66, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район. 2700 м. на северо-восток от автодороги Чебаркуль- Миасс. площадью 111726 кв.м.;
4. Возложить обязанность на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (отдел по Чебаркульскому району) аннулировать сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:23:0303001:66, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, 2700 м. на северо-восток от автодороги Чебаркуль-Миасс, площадью 111726 кв.м.;
5. Признать незаконным разрешение на строительство N RU 74526000-294 от 14.09.2013, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объекты Капитального строительства ООО "Кедр": застройка базы отдыха ООО "Кедр" (1 очередь строительства): дом из оцилиндрованного бревна 220 мм., дом из оцилиндрованного бревна 300 мм., дом из оцилиндрованного бревна 200 мм., дом из оцилиндрованного бревна 320 мм., беседка из оцилиндрованного бревна 180 мм., беседка из оцилиндрованного бревна 250 мм., баня из оцилиндрованного бревна 180 мм., входная группа, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, 2700 м. па северо-восток от автодороги Чебаркуль-Миасс. площадью 111726 кв.м.;
6. Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74526000-79 от 01.12.2014, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объект капитального строительства ООО "Кедр": нежилое здание - беседка, назначение: нежилое, площадь общая 26.7 кв.м.. этажность: 1, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс примерно 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток;
7. Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74526000-77 от 01.12.2014 г., выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объект капитального строительства ООО "Кедр": нежилое здание баня, назначение: нежилое, площадь общая 38.X кв.м.. этажность:1, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток;
8. Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74526000-75 от 01.12.2014, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объект капитального строительства ООО "Кедр": нежилое здание - дом для отдыха, назначение: нежилое, площадь общая 128.8 кв.м.. этажность:2, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо- восток;
9. Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74526000-76 от 01.12.2014, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объект капитального строительства ООО "Кедр": нежилое здание - дом для отдыха, назначение: нежилое, площадь общая 60,2 кв.м., этажность: 1,расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток;
10. Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74526000-78 от 01.12.2014, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объект капитального строительства ООО "Кедр": нежилое здание - здание-беседка. назначение: нежилое, площадь общая 29 кв.м., этажность: 1, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток;
11. Признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74526000-80 от 01.12.2014, выданное отделом архитектуры и градостроительства МУ "Администрация Чебаркульского муниципального района" на объект капитального строительства ООО "Кедр": сооружение, назначение: ограждение, протяженность 764 м.. этажность:1, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток;
12. Применении последствий ничтожной сделки в виде аннулирования записей в ЕГРН в отношении: объекта незавершенного строительства, площадь застройки 91,2 кв.м., степень готовности объекта 48%, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 23.03.2015 запись регистрации 74-74/038-74/038/007/2015-491/1; на объект незавершенного строительства, площадь застройки 101 кв.м., степень готовности объекта 71%, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 22.04.2015, запись регистрации 74-74/038-74/038/019/2015-24; на объект нежилое здание - беседка. назначение нежилое, площадь: общая 26.7 кв.м.. этажность 1, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль- Миасс, примерно в2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 02.12.2014, запись регистрации 74-74-01/411/2014-97; на объект нежилое здание - баня, назначение нежилое, площадь: общая 38,8 кв.м., этажность 1, расположенное по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 02.12.2014, запись регистрации 74-74-01/41 1/2014-93; на объект нежилое здание - дом для отдыха, назначение нежилое, площадь: общая 128.8 кв.м.. этажность 2, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 02.12.2014 запись регистрации 74-74-01/411/2014-92; на объект нежилое здание - домик для отдыха, назначение нежилое, площадь: общая 60.2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс. примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 02.12.2014 запись регистрации 74-74-01/411/2014-96; на объект нежилое здание - беседка, назначение нежилое, площадь: общая 29 кв.м.. этажность 1, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 02.12.2014 запись регистрации 74-74-01/411/2014-94; на сооружение, назначение: ограждение, протяженность 764 м., расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс. примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, осуществленную 02.04.2014 запись регистрации 74-74-01/411/2014-98 (требования изложены с учетом уточнения их предмета заявителем, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации т.5 л.д. 57-59, 123-126, 136-137).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 (резолютивная часть оглашена 14.12.2020) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным распоряжение Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского муниципального района N 933 от 19.10.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий"; признал незаконными действия Администрации Чебаркульского муниципального района по переводу части земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район, 2700 м. на северо-восток от автодороги Чебаркуль-Миасс. площадью 111726 кв.м. из категории земель обороны в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов; признал незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66, расположенного по адресу: Челябинская область. Чебаркульский район. 2700 м. на северо-восток от автодороги Чебаркуль-Миасс. площадью 111726 кв.м.; обязал Управление Росреестра по Челябинской области исключить аннулировать) из ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:23:0303001:66; признал незаконным разрешение на строительство N RU 74526000-294 от 14.09.2013. Также судом признаны незаконными разрешения на ввод объектов в эксплуатацию: N RU 74526000-79 от 01.12.2014, N RU 74526000-77 от 01.12.2014, N RU 74526000-75 от 01.12.2014, N RU 74526000-76 от 01.12.2014, N RU 74526000-78 от 01.12.2014, N RU 74526000-80 от 01.12.2014. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С вынесенным решением не согласились Управление по земельно-имущественным отношениям и общество "Кедр", обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество "Кедр" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требования в отсутствие указаний на конкретные нормы, нарушенные при вынесении распоряжения N 933 от 19.10.2011"Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий", выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. На момент выдачи разрешений обществом "Кедр" были предоставлены оформленные надлежащим образом и не оспоренные документы. Оснований для отказа в выдаче разрешений у Администрации Чебаркульского муниципального района не имелось. ООО "Кедр" при получении разрешений действовало добросовестно и разумно.
Обжалуемое решение также не содержит правового обоснования незаконности действий Администрации Чебаркульского муниципального района по переводу части земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 из категории земель обороны в категорию особо охраняемых территорий. При этом, решением Исполнительного комитета Чебаркульского городского Совета трудящихся от 15.09.1970 N 306-10 земельный участок площадью 2,5 га в лесах Чебаркульского военного лесничества на берегу озера Большой Кисегач был передан Чебаркульскому городскому отделу народного образования.
В апелляционной жалобе Управление по земельно-имущественным отношениям (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по доводам, сходным с доводами общества "Кедр". Кроме того, Управление по земельно-имущественным отношениям ссылается на направление в суд первой инстанции ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу, в связи с подачей искового заявления в Арбитражный суд Челябинской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, производство по которому возбуждено в рамках дела N А76-47502/2020. Однако, названное ходатайство не было рассмотрено судом, что свидетельствует о нарушение норм процессуального права.
Одновременно с подачей апелляционной жалобы Управлением по земельно-имущественным отношениям представлено ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей в Арбитражный суд Челябинской области искового заявления о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером N 74:23:0303001:66.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Управлением лесного хозяйства представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Рассмотрев заявленное Управлением по земельно-имущественным отношениям ходатайство, суд апелляционной инстанции находит его не подлежащим удовлетворению по основаниям, приведенным в мотивировочной части постановления.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда пересматривается на предмет его законности и обоснованности исключительно в обжалуемой подателями апелляционных жалоб части удовлетворения заявленных требований.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106, площадью 415220000 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727 (т.1 л.д. 19). Земельный участок имеет вид разрешенного использования: для государственных надобностей (т.1 л.д. 20-22).
20.01.2012 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 74:23:0303001:66 земельный участок площадью 1117262924 кв.м., расположенный согласно ориентира: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2700 м от ориентира по направлению на северо-восток, из категории: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения объектов рекреационного назначения.
25.05.2012 Администрацией Чебаркульского муниципального района издано постановление N 496 "О предоставлении в аренду земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль- Миасс, примерно в 2700 м от ориентира по направлению на северо-восток".
25.05.2012 между Чебаркульским муниципальным районом в лице Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района (Арендодатель) и ООО "Кедр" (Арендатор) был заключен договор аренды N 157 земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль- Миасс, примерно в 2700 м от ориентира по направлению на северо-восток для размещения объектов рекреационного назначения, общей площадью 111726 кв.м. Срок аренды установлен с 25.05.2012 по 24.05.2032. Договор аренды прошел государственную регистрацию (т.3 л.д. 42-68).
По сведениям ЕГРН ООО "Кедр" является собственником:
- объекта незавершенного строительства (назначение не определено), площадью застройки - 91,2 кв.м., степень готовности - 48 % (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:93) (т.1 л.д. 23); (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294 (т.4 л.д. 20-33);
- объекта незавершенного строительства (назначение не определено), площадью застройки - 101 кв.м., степень готовности - 71 % (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:94) (т.1 л.д. 24);
- нежилое здание - беседка, площадью - 26,7 кв.м., этажность - 1 (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:85) (т.1 л.д. 25); (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU74526000-79) (т.3 л.д. 64-81);
- нежилое здание - баня, площадью - 38,8 кв.м., этажность 1 (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:78) (т.1 л.д. 26); (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU74526000-77) (т.3 л.д. 144-162);
- нежилое здание - дом для отдыха, площадью - 128,8 кв.м., этажность - 2 (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:77) (т.1 л.д. 27); (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU74526000-75) (т.3 л.д. 120-143);
- нежилое здание - домик для отдыха, площадью - 60,2 кв.м., этажность - 1 (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:86) (т.1 л.д. 28); (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU74526000-76) (т.3 л.д. 82-100);
- нежилое здание - беседка, площадью - 29 кв.м., этажность - 1 (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:81) (т.1 л.д. 29); (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU74526000-78) (т.3 л.д. 102-119);
- сооружение - ограждение, протяженностью - 764 м., (кадастровый номер объекта 74:23:0303001:75) (т.1 л.д. 30), (разрешение на строительство от 14.09.2013 N RU74526000-294, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU74526000-80) (т.4 л.д. 1-19);.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2016 по делу А76-7840/2015 признан недействительным (ничтожным) договор N 157 от 25.05.2012 аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером 74:23:0303001:66, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль - Миасс, примерно в 2700 м. от ориентира по направлению на северо-восток, для размещения объектов рекреационного назначения, общей площадью 111726 кв.м., заключенный между Управлением по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района и ООО "Кедр".
Из обстоятельств, установленных названным судебным актом следует, что распоряжением Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района от 19.10.2011 N 933 утверждена схема расположения на кадастровой карте земельного участка с кадастровым номером 74:23:03003001:66, находящегося по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, 2700 м на северо-восток от автодороги Чебаркуль-Миасс, из земель особо охраняемых территорий и объектов, для размещения объектов рекреационного назначения, общей площадью 111 726 кв.м.
15.11.2011 в газете "Южноуралец" N 132 опубликовано извещение о выполнении кадастровой работы по уточнению местоположения границы земельного участка в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, 2700 м на северо-восток от автодороги Чебаркуль-Миасс.
19.04.2012 в газете "Южноуралец" N 45-46/1 опубликован протокол N 2 комиссии по земельным отношениям Чебаркульского муниципального района от 27.03.2012, согласно которому удовлетоврено заявление ООО "Кедр" о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Чебаркульский район, ориентир автодорога Чебаркуль-Миасс, примерно в 2 700 м от ориентира по направлению на северо-восток, площадью 111 726 кв.м., для размещения объектов рекреационного назначения, сроком на 20 лет.
На основании постановления Администрации Чебаркульского муниципального района от 25.05.2012 N 496 между Управлением по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кедр" (арендатор) подписан договор N 157 аренды земельного участка от 25.05.2012, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером 74:23:0303001:66.
Как следует из письма ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 22.10.2014 N 10395, в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:23:0000000:106, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, площадью 415220000 кв.м., правообладатель - Российская Федерация, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о границах внесены в ГКН 15.12.2011 в качестве справочной информации по материалам Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. В результате сопоставления сведений ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:23:0303001:66 со сведениями ГФД о границах Чебаркульского полигона N 86727 выявлено, что указанный земельный участок расположен в границах Чебаркульского полигона N 86727.
Согласно кадастровому паспорту от 20.01.2012 N 7400/101/12-7364 земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:66 полностью входит в зону: "Чебаркульский полигон N 86727, 74.23.2.4, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Государственного акта на право пользования землёй от 02.09.1980 N 240417.
Из кадастрового паспорта от 17.06.2014 N 7400/101/14-442449 усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:66 входит также в зону границ прибрежной защитной полосы озера Большой Кисегач и в зону границ водоохраной зоны озера Большой Кисегач.
Факт вхождения земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66 в границы земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 подтверждает заключение кадастрового инженера ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Борчаниновой Е.В., выполненное в рамках технического задания N 286 в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106.
В целях определения фактических координат и идентификации границ земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, а также в целях установления факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66 на границы земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, при рассмотрении дела N А76-7840/2015 была проведена землеустроительная экспертиза, ходе проведения которой эксперты пришли к следующим выводам:
- определить координаты границы земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 по представленному в материалы дела Государственному Акту на пользование землей А-1 N 240417 от 02.09.1980, выданному военной части N 86727 не представляется возможным, так как граница земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Экспертами идентифицирована вся западная граница земель из Государственного Акта по отношению к местоположению земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66, фактически данная граница проходит по береговой линии озера Большой Кисегач, западнее земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66.
Также эксперты пришли к выводу, что не представляется возможным определить наложение границ земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66 на границы земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 по данным, указанным в представленных документах, так как граница земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом, земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:66 образован полностью из земель Чебаркульского полигона N 86727, расположенных в Чебаркульском муниципальном районе, и, полностью накладывается на земли Чебаркульского полигона. Площадь наложения равна площади земельного участка кадастровым номером 74:23:0303001:66 и составляет 111726 кв.м.
По сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106 по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, является собственностью Российской Федерации и предоставлен Федеральному государственному казенному учреждению "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе проведения осмотра земельного участка, расположенного в границах выделов N 1, 2 квартала N 183 Челябинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, комиссией, в состав которой входили старший помощник военного прокурора Чебаркульского гарнизона, главный лесничий Челябинского лесничества Минобороны России, техник и юрисконсульт, выявлены признаки самовольного занятия земельного участка площадью 5,26 га с целью возведения построек (строительства) без специальных разрешений от Министерства обороны России. На земельном участке обнаружены следующие строения и сооружения:
- ограждение протяженностью 764 м, из них 20 м представлено железными воротами и капитальным забором из природного камня, остальная часть - забором из железного прута;
-нежилое здание - беседка, площадью 29 кв.м., фундамент отделка из природного камня, стены - деревянный сруб, крыша четырехскатная из ондулина;
- нежилое здание - беседка, площадью 26.7 кв.м., фундамент отделка из природного камня, стены - деревянный сруб, крыша двухскатная из ондулина;
- нежилое здание - баня, площадью 38,8 кв.м., фундамент отделка из природного камня, стены - деревянный сруб, крыша двухскатная из ондулина;
- нежилое здание - домик для отдыха, площадью 60,2 кв.м., фундамент отделка из природного камня, стены - деревянный сруб, крыша двухскатная из профнастила;
- нежилое здание - домик для отдыха, площадью 128,8 кв.м., двухэтажное, фундамент отделка из природного камня, стены - деревянный сруб, крыша двухскатная из ондулина;
- два объекта незавершенного строительства, площадью 91,2 кв.м. и 101 кв.м. соответственно, фундамент отделка из природного камня, стены - деревянный сруб, крыша двухскатная.
Согласно сведениям из ЕГРН указанные строения и сооружения принадлежат на праве собственности ООО "Кедр".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу А76-17942/2016 от 07.12.2016 было отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Кедр" к ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 74:23:03003001:66, принадлежащим ООО "Кедр" на праве аренды и земельным участком с кадастровым номером 74:23:0000000:106, расположенном по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, площадью 415220000 кв.м., в соответствии с межевым планом N 7419 111/11-298.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу А76-27567/2017 было отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Кедр" к ФГКУ "УЛХиП" о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:23:03003001:66 в границах земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 общей площадью 41 522 га.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу А40-225059/2018 от 11.01.2019 было отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Кедр" к Министерству Обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66 в аренду Заявителю, обязании Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66 в аренду заявителю, обязании Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации направить заявителю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области по делу А76-51510/2019 от 14.09.2020 было отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Кедр" к Федеральному государственному казённому учреждению "Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, совпадающей с земельным участком с кадастром номером 74:123:0303001:66.
Указав на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий на формирование, постановку на кадастровый учет и распоряжение спорным земельным участком, а также на выдачу разрешений на строительство объектов в его границах и разрешений на ввод этих объектов в эксплуатацию, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд с настоящими требованиями.
При их рассмотрении суд первой инстанции, основываясь на обстоятельствах, установленных вступившими в законную силу судебными актами и правовыми нормами, регулирующими перевод земельных участков из одной категории в другую, счел такие действия не могли быть совершены органом местного самоуправления, не имевших полномочий на распоряжение землями обороны. Исходя из вхождения земельного участка с кадастровым номером 74:123:0303001:66 в земельный участок с кадастром номером 74:23:0000000:106, который является собственностью Российской Федерации, орган кадастрового учета должен был обнаружить наложение границ земельных участков и отказать в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:123:0303001:66. Ввиду отсутствия у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению земельным участком, выдача им разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости признано не соответствующим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, судом отказано в удовлетворении требований в части погашения записи в ЕГРН, заявленных по настоящему делу в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебными актами по делу N А76-7840/2015 установлены не подлежащие повторному доказыванию обстоятельства того, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:0303001:66 образован полностью из земель Чебаркульского полигона N 86727, следовательно, из земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем у Управления по земельно-имущественным отношениям отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Утверждение апеллянта о том, решением Исполнительного комитета Чебаркульского городского Совета трудящихся от 15.09.1970 N 306-10 земельный участок площадью 2,5 га в лесах Чебаркульского военного лесничества на берегу озера Большой Кисегач был передан Чебаркульскому городскому отделу народного образования противоречит приведенным выше обстоятельствам и подлежит отклонению в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив установленные вступившими в законную силу судебными актами обстоятельства применительно к заявленным по настоящему делу требованиям о недействительности ненормативных правовых актов и действий органов местного самоуправления по утверждению схемы расположения спорного земельного участка и изменению его категории из земель обороны на земли особо охраняемых территорий и объектов, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период осуществления оспариваемых действий, здания оспариваемого ненормативного акта), землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регламентирован статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 указанной статьи, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" N 172-ФЗ от 21.12.2004 г., действовавший с период принятия оспариваемого распоряжения и предполагал предоставление лицом, заинтересованным в переводе земель из одной категории в другую, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (п. п. 5 п. 4 названного закона)
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом, в силу части 2 указанной статьи, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Совокупность вышеприведенных норм, позволяет сделать вывод о том, что осуществление перевода земель из одной категории в другую, а также для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, осуществляются органом, обладающим полномочиями по распоряжению таким земельным участком.
Учитывая, что такие действия осуществлены органом местного самоуправления в отношении части земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 из земель обороны, который находится в собственности Российской Федерации, действия по его переводу в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, а также издание распоряжения Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского муниципального района N 933 от 19.10.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий", не соответствуют приведенным выше правовым нормам и нарушают вещные права обладателя права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
По аналогичным основаниям судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66, у которого не имелось оснований для осуществления кадастрового учета при наличии в государственном кадастре недвижимости записи об исходном земельном участке и наложении границ земельных участков. Доводов в названной части подателями апелляционных жалоб не приведено.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на основании соответствующего заявления к которому прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; проект работ по сносу или демонтажу объекта); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (части 4,7,9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу условий части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, связанных с неправомерностью изменения категории земельного участка и недействительности договора аренды земельного участка, заключенного с ООО "Кедр", у Администрации отсутствовали основания для выдачи обществу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию поименованных в заявлении объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 74:23:0303001:66 в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного законодательства.
То обстоятельство, что на момент выдачи разрешений договор аренды земельного участка не был признан недействительным, не может служить основанием, исключающим удовлетворение заявленных требований.
Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в действовавшей на момент заключения администрацией и обществом договора аренды земельного участка редакции, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения.
С учетом названного, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Федеральным государственным казенным учреждением "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации требования.
Нарушений норм процессуального права, связанных с рассмотрением ходатайства Управления по земельно-имущественным отношениям о приостановлении производства по настоящему делу, по причине подачи искового заявления в Арбитражный суд Челябинской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, производство по которому возбуждено в рамках дела N А76-47502/2020, судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что указанное ходатайство было сдано в Арбитражный суд Челябинской области через ящик для корреспонденции 14.12.2020 в 14 часов 3 минуты (т.8 л.д. 114). При этом, в соответствии с протоколом судебного заседания, оно было закрыто после объявления резолютивной части решения в 12 часов 30 минут (т.8 л.д. 95). Указанное исключало объективную возможность рассмотрения ходатайства в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения ходатайства Управления по земельно-имущественным отношениям о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А76-47502/2020 у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективной предпосылкой применения названной нормы является наличие случая, когда данное решение будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по настоящему делу.
Вместе с тем, признание отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 в рамках инициированного Управления по земельно-имущественным отношениям спора, само по себе не исключит сделанных при рассмотрении дела N А76-7840/2015 выводов о недействительности договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:23:0303001:66.
Тем более, что аналогичное требование по искам иных заинтересованным лиц было разрешено в рамках дел N А76-27567/2017 и А76-51510/2019.
В части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность арбитражного суда отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 50% от размера государственной пошлины.
Обществом "Кедр" произведена оплата государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 30.12.2020 N 61 в сумме 3 000 руб.
В силу подпунктов 3 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, оплаченная обществом "Кедр" платежным поручением от 30.12.2020 N 61 на сумму 3 000 руб. государственная пошлина, подлежит возврату из федерального бюджета в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 по делу N А76-31657/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления по земельно-имущественным отношениям Администрации Чебаркульского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью "Кедр" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 30.12.2020 N 61.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.