г. Москва |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А41-44710/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "Тандер" (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549) - Кочеткова О.В. представитель по доверенности от 24.09.2020 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (ИНН: 5029036866, ОГРН: 1055005107387) - Екатеринчева Н.И. представитель по доверенности от 11.01.2021 года, Иванова А.П. представитель по доверенности от 11.01.2021 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2020 по делу N А41-44710/20 по заявлению Акционерного общества "Тандер" к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области о признании незаконным и отмене Распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене Распоряжения (приказа) органа государственного контроля от 10.06.2020 N 07-3372-п вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены (л.д.71-74 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 10.06.2020 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области издано распоряжение (приказ) N 07-3372-п о проведении плановой выездной проверки в отношении АО "Тандер" по месту осуществления деятельности: Московская область, г. Королев, ул. Циолковского, д. 23, мкр. Первомайский, ул. Чапаева, 1Б, г. Щелково, ул. Талсинская, 24Б, ул. Фряновское шоссе, д. 64, корп. 1, ул. Комсомольская, д. 5, г. Фрязино, проспект Мира, д. 5, Станционная, д. 7.
Согласно пункту 6 указанная проверка проводится с целью: исполнения плана проведения плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Московской области на 2020 года, который размещена в сети Интернет, проверочный лист (список основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки, с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) торговли утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 года N 860.
Пунктом 8 распоряжения установлены сроки проведения проверки - не более 20 дней; к проведению проверки необходимо приступить с 01.07.2020, и окончить не позднее 28.07.2020.
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением, в обосновании заявленных требований указывает, что в нарушении установленных ограничений (60 дней) на проведение плановых проверок, Распотребнадзором в 2020 году были проведены плановые проверки по представительствам общества, где общий срок составил 251 день, в связи с чем настоящее распоряжение вынесено с нарушением пункта 5 статьи 15 Закона N 294-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения незаконным и его отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 названной статьи.
Согласно части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Такой перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности").
В соответствии с пунктом 20 Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьей 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Шестидесятидневный срок устанавливает общую продолжительность проверки юридического лица (в том числе его филиалов), однократно и комплексно проводимой не чаще чем один раз в три года (иной срок, установленный в соответствии с требованиями части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что АО "Тандер" осуществляет торговлю пищевыми продуктами, производство пищевой продукции (кулинарные цеха), производственные объекты общества отнесены к категории чрезвычайно высокого риска, поэтому проведение плановых проверок один раз в год является правомерным.
В течение 2020 года в отношении АО "Тандер" неоднократно проводились проверки его филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации, общий срок проведения которых превысил 251 рабочих дней, а именно:
- в Курганской области (филиал в г. Курган Курганской области, адрес: г. Курган, ул. Свердлова, 1А), основание распоряжение N 413-р от 06.02.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Пензенской области (филиал в г. Пенза Пензенской области, адрес: г. Пенза, ул. проспект Строителей, 63), основание распоряжение N 301/ТР от 02.03.2020, срок проверки: 11 рабочих дней;
- в Пензенской области, основание распоряжение N 75/ТР от 16.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Республике Башкортостан (филиал в г. Стерлитамак Республика Башкортостан, адрес: г. Стерлитамак, ул. проспект Ленина, 55), основание распоряжение N 206 от 15.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Республике Башкортостан, основание распоряжение N 428 от 24.02.2020, срок проверки: 20 рабочих дней.
Решением от 10.03.2020 N 1 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан был продлен срок плановой выездной проверки на срок 20 рабочих дней; Всего срок проверки в Республике Башкортостан составил: 40 рабочих дней. - в Смоленской области (филиал в г. Смоленск Смоленской области, адрес: г. Смоленск, ул. Рыленкова, 72), основание распоряжение N 04-168/А от 02.03.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Челябинской области (филиал в г. Челябинск Челябинской области, адрес: г. Челябинск, ул. Л. Чайкиной, 11), основание распоряжение N 98/04 от 17.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
Распоряжением от 28.02.2020 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области был продлен срок плановой выездной проверки на срок 20 рабочих дней.
Всего срок проверки в Челябинской области составил: 40 рабочих дней.
- в Смоленской области, основание распоряжение N 04-168 от 17.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Чувашской Республики (филиал в г. Чебоксары Чувашской республики, адрес: г. Чебоксары, ул. Гражданская, 77), основание распоряжение N 44 от 27.02.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Орловской области (филиал в г. Орел Орловской области, адрес: г. Орел, ул. Металлургов, 17Б), основание распоряжение N 159 от 22.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
- в Белгородской области (филиал в г. Белгород Белгородской области, адрес: г. Белгород, ул. Губкина, 27), основание распоряжение N 122 от 23.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней;
Распоряжением N 231 от 20.02.2020 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области был продлен срок плановой выездной проверки на срок 20 рабочих дней;
Всего срок проверки в Белгородской области составил: 40 рабочих дней. - в Псковской области (филиал в г. Псков псковской области, адрес: г. Псков, проспект рижский, 57), основание распоряжение N 21/2 от 22.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней.
Распоряжением от 20.02.2020 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области был продлен срок плановой выездной проверки на срок 20 рабочих дней.
Всего срок проверки в Псковской области составил: 40 рабочих дней. - в Орловской области, основание распоряжение N 159 от 22.01.2020, срок проверки: 20 рабочих дней.
Итого общий срок проверок в отношении филиалов АО "Тандер" составил: 251 рабочий день
Из материалов дела следует, что период предшествующий проведению проверки, в отношении общества в течение 2020 года неоднократно проводились проверки его филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации, общий срок проведения которых превысил 60 рабочих дней.
Таким образом, планируемая проверка Управлением в период с 01.07.2020 по 28.07.2020 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 10.06.2020 N 6420-20, является незаконной, поскольку противоречит требованиям Закона N 294-ФЗ.
Доводы Управления Роспотребнадзора по МО о том, что в части 14 статьи 13 Закона N 294-ФЗ речь идет о сроке проверки, а не проверок, и вывод, который делает Управление Роспотребнадзора по МО: "срок проведения плановых проверок в отношении АО "Тандер" каждым отдельным территориальным органом Роспотребнадзора не может превышать 60 рабочих дней", отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540, предусмотренные статьей 9 Закона N 294-ФЗ сроки, устанавливающие регулярность проводимых плановых проверок, необходимо исчислять с момента учреждения юридического лица, а не с даты создания его филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений, ограничение в шестьдесят рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
В части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ закреплено правило установления срока проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Данная редакция части 4 статьи 13 Закона (с указанием на общий срок проведения проверки) была уточнена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Учитывая, что одной из основных целей принятия Закона N 294-ФЗ является усовершенствование существующей системы государственного контроля и снижения административной нагрузки на бизнес, в Законе был установлен предельный период проверки: для юридического лица - 20 рабочих дней, а для юридического лица с филиалами - 60 рабочих дней.
Ограничение в 60 рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2020 года по делу N А41-44710/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44710/2020
Истец: АО "ТАНДЕР"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ