Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2021 г. N Ф05-13206/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А40-179537/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Л.А.Москвиной, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управлению Росреестра по г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01 декабря 2020 года по делу N А40-179537/20(-121-927)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Управлению Росреестра по г.Москве
о признании
при участии:
от заявителя: |
Дмитриева Е.А. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
Фокина Н.С. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) с требованием о признании незаконным решения от 29.06.2020 N 77/017/252/2019-2697, N 77-0-1-71/3148/2019-8540 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта незавершенного строительства площадью 11703,4 кв.м, степень готовности - 64%, находящегося по адресу: г. Москва, НАО, поселение Сосенское, поселок Коммунарка, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120303:9648, обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта незавершенного строительства площадью 11703,4 кв.м, степень готовности - 64%, находящегося по адресу: г. Москва, НАО, поселение Сосенское, поселок Коммунарка, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120303:9648.
Решением суда от 01.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, отказ в регистрации был правомерен, так как ДГИ не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности в пользу города Москвы.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями от 18.09.2019 N 77/017/252/2019-2697; N 77-0-1-71/3148/2019-8540 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта незавершенного строительства площадью 11703,4 кв.м, степень готовности - 64%, находящегося по адресу: г. Москва, НАО, поселение Сосенское, поселок Коммунарка, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120303:9648.
Решением регистрирующего органа от 29.06.2020 N N 77/017/252/2019-2697; N 77-0-1-71/3148/2019-8540 отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с наличием причин, препятствующих проведению заявленных действий.
В обоснование указанного решения Управлением Росреестра по г. Москве было отказано Департаменту в осуществлении учетно-регистрационных на основании ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, а именно:
- в представленном техническом плане отсутствует формула расчета степени готовности объекта незавершенного строительства;
- несоответствие кадастрового номера, указанного в техническом плане и договоре безвозмездного земельным участком, кадастровому номеру, указанному в разрешении на строительство.
Посчитав указанные решения незаконными и необоснованными, Департамент обжаловал их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявитель представил регистрирующему органу исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в пунктах 1 - 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (пункт 4 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу требований пунктов 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом о недвижимости и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статья 20 Федерального закона N 218-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, строительство объекта - детско-взрослой поликлиники с женской консультацией на 750 посещений в смену по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, пос. Коммунарка - осуществлялось за бюджетные средства субъекта Российской Федерации - города Москвы - в соответствии с Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2015-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30.09.2015 N 630-ПП и государственным контрактом N ОК-08/08/16-2 ГК.
В силу подпункта 16 пункта 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по одной из формул, указанных в подпункте 17 пункта 43 Требований.
Сведения о расчете степени готовности объекта незавершенного строительства содержатся в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана. Включение формулы в технический план Требованиями не предусмотрено.
В отношении несоответствия кадастрового номера, указанного в техническом плане и договоре безвозмездного пользования земельным участком от 29.09.2019 N М-11-610181, кадастровому номеру, указанному в разрешении на строительство, следует отметить, что в разрешении на строительство от 05.04.2016 N 77-245000-012464-2016 указан условный номер земельного участка - 77:77:0103807:11, присвоенный до проведения кадастровых работ по установлению границ участка на местности.
Разрешение на строительство выдавалось в соответствии с градостроительным планом земельного участка и договором безвозмездного пользования земельным участком от 21.03.2016 N М-11-608943 также содержащих условный номер 77:77:0103807:11.
После получения разрешения на строительство, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 77:17:0120303:15034 в соответствии с распоряжением Департамента от 09.03.2017 N 6435Б (копия прилагается) и последующим заключением договора безвозмездного пользования земельным участком от 29.09.2017 N М-11-610181, указанного в техническом плане.
Согласно графической части вышеуказанных документов земельный участок с условным номером 77:77:0103807:11 и земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120303:15034 являются одной и той же территорией, предназначенной для строительства городской поликлиники в рамках государственного контракта N ОК-08/08/16-2 ГК.
Данные разъяснения были направлены Департаментом регистрирующий орган письмом от 27.12.2019 N ДГИ-И-94107/19.
Судом установлено, из материалов дела следует, что регистрирующему органу был предоставлен исчерпывающий перечень документов, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации и необходимый для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий.
Представленные заявителем регистрирующему органу документы отражали информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на недвижимое имущество в ЕГРН.
Поскольку документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона о регистрации, представлены в полном объеме и надлежащем виде, то правовых оснований для отказа Департаменту городского имущества города Москвы в осуществлении регистрации права собственности города Москвы, не имелось.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, признаются апелляционной коллегий несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01 декабря 2020 года по делу N А40-179537/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179537/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ