город Томск |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А27-20693/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (07АП-290/2021) на решение от 09.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 20693/2020 (судья Верховых Е.В.) по заявлению Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333, г. Кемерово) к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478, г. Кемерово) о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 42:24:0000000:760, изложенного в письме от 04.08.2020 N 10-6-08/90.
Решением от 09.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что ввиду особого порядка, в данном случае не подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления земельных участков в аренду; земельный участок под теплосетевым комплексом N 2 может быть предоставлен на основании сервитута, что прямо исключает возможность его предоставления в аренду.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не согласилось с доводами апеллянта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились. От общества представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2- 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит сооружение с кадастровым номером 42:24:0000000:878 "Теплосетевой комплекс N 2" протяженностью 7 137 м, 1959 года постройки.
Право собственности заявителя зарегистрировано 12.09.2017.
Для размещения наземных частей данного сооружения между заявителем и Комитетом 17.07.2017 заключен договор аренды N 16-07-Э/17 сроком до 30.06.2020.
По договору в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101002:24192 площадью 456 кв.м, вид разрешенного использования "занятый объектом инженерной инфраструктуры" (далее - земельный участок).
18.06.2020 общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, решением от 04.08.2020 N 10-6-08/90 обществу отказано в предоставлении земельного участка в аренду.
Посчитав нарушенными свои законные права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество вправе использовать земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды, оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.2 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Пунктом 2 поименованной статьи регламентированы случаи предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Кодекса.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нормы пункта 4 статьи 39.16, пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ являются специальными по отношению к общей норме подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку при общем правиле о возможности предоставления земельных участков в аренду без торгов, закрепляют запрет на предоставление в аренду тех из них, которые расположены под объектами, размещение которых возможно на ином праве.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Как верно отметил суд первой инстанции, переоформление арендных отношений на публичный сервитут в переходный период является правом, а не обязанностью арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ЗаконN 137-ФЗ) юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения указанных объектов предусмотрены Положением, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.07.2015 N 213, и предполагают плату за размещение.
В силу пункта 1 статьи 39.23 ЗК РФ размещение, в том числе, линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В оспариваемом отказе от 04.08.2020 N 10-6-08/90 Комитет исходил из наличия у заявителя права на предоставление земельного участка по всем указанным основаниям, кроме права аренды.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при выборе варианта оформления публичного сервитута он оформляется в целом на земельный участок (участки) на котором находится сооружение, а не на ранее арендованные вымежеванные исключительно под сооружения земельные участки. При этом последние могут быть перераспределены с землями и (или) земельными участками или объединены с земельными участками в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 3.6 Закона 137-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель имеет право оформить публичный сервитут для размещения принадлежащего ему на праве собственности объекта - тепловых сетей, предназначенных для теплоснабжения в г. Кемерово. Право собственности на объект возникло до 01.09.2018. Следовательно, к спорным правоотношениям применима статья 3.6 Закона N 137-ФЗ.
С учетом того, что заявитель вправе использовать земельный участок для размещения объекта в переходный период на праве аренды, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя.
Отклоняя доводы Комитета о недостаточной обоснованности нарушения экономических интересов заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что об их нарушении свидетельствует сам факт отказа в реализации предоставленного заявителю права. При этом оценка экономической целесообразности сделанного заявителем выбора (на каком праве оформить земельный участок) не входит в компетенцию Комитета.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.12.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20693/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20693/2020
Истец: ОАО Кузбасское энергетики и электрофикации
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса