г. Чита |
|
2 марта 2021 г. |
Дело N А19-14224/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска Андаева И.Е. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БратскМанСервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-14224/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БратскМанСервис" (ОГРН 1163850073705, ИНН 381145696, далее - ООО "БратскМанСервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244, далее - инспекция, ИФНС, налоговый орган) о признании незаконными сообщения от 18.05.2020 N 10153 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 N 576 (апрель 2020), сообщения от 29.06.2020 б/н об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 N 576 (май 2020); об обязании произвести выплату ООО "БратскМанСервис" субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 N 576 за апрель, май 2020 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-14224/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции, что отрасль, в которой ведется деятельность истца по состоянию на 01.03.2020 ("Торговля прочими автотранспортными средствами (код по ОКВЭД 45.19)), не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434. Полагает, что заявленные требования являлись обоснованными, поскольку истцом в качестве основного вида деятельности осуществляется продажа транспортных средств по подгруппе ОКВЭД 45.19.2, а именно розничная торговля прочими автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями и прицепами) в специализированных магазинах. Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неправильном применении норм права.
Инспекция в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.01.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ООО "БратскМанСервис" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "БратскМанСервис" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлениями о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска по результатам рассмотрения заявлений ООО "БратскМанСервис" о предоставлении субсидии, сформировало сообщения от 18.05.2020, от 29.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 по тому основанию, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Заявитель, полагая данные сообщения незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидий в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 26.06.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень).
Основные виды экономической деятельности классифицируются на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД 2).
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577 "Об утвержденном перечне пострадавших отраслей" каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2.
В ОКВЭД 2 отражены:
классы (XX);
подклассы (ХХ.Х);
группы (ХХ.ХХ);
подгруппы (ХХ.ХХ.Х);
виды (ХХ.ХХ.ХХ).
В случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
На основании данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом деятельности ООО "БратскМанСервис" по состоянию на 01.03.2020 является "Торговля прочими автотранспортными средствами" (код по ОКВЭД 45.19).
Код ОКВЭД 45.19 является группой, входящей в класс по ОКВЭД 45, которые не включены в Перечень.
В Перечне приведена только подгруппа Код ОКВЭД 45.19.2.
В соответствии с Кодом ОКВЭД группа 45.19. Торговля прочими автотранспортными средствами включает:
- оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами, такими как: грузовики, прицепы и полуприцепы, транспортные средства для кемпингов, включая жилые прицепы и дома на колесах. Эта группировка также включает:
- оптовую и розничную торговлю внедорожниками (массой более 3,5 т).
ОКВЭД 2, в числе прочих, предусмотрены:
Код ОКВЭД 45.19.1 Торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских,
Код ОКВЭД 45.19.2 Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах,
Код ОКВЭД 45.19.3 Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая.
Согласно абзацу двенадцатому статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов не отнесена в целях настоящей главы к данному виду предпринимательской деятельности (розничной торговле).
В силу статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
На основании ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) оптовая торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Заявитель жалобы указал суду первой инстанции, что имеет право на предоставление субсидии в соответствии с Постановлением N 576, поскольку фактически основным видом деятельности ООО "БратскМанСервис" по состоянию на 01.03.2020 является "Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах" (код ОКВЭД 45.19.2), а не та деятельность, которая указана в ЕГРЮЛ - "Торговля прочими автотранспортными средствами" (код по ОКВЭД 45.19), в обоснование чего сослался на дилерский контракт от 27.09.2016 N MAN DC270916/ BMS, заключенный между ООО "МАН Трак энд Бас РУС" (импортер) и ООО "БратскМанСервис" (дилер), предметом которого является продажа транспортных средств MAN в пределах территории Российской Федерации.
Параграфом 1 (Определения) дилерского контракта предусмотрено, что транспортные средства MAN - это грузовые автомобили, выпускаемые под торговой маркой MAN и автобусы, выпускаемые под торговой маркой MAN и Neoplan. Ассортимент автомобилей, перечисленных в Приложении 2, исключен.
В пункте 3 параграфа 4 (обязанности дилера) определено, что дилер обязан продавать транспортные средства MAN конечным покупателям на территории РФ. Дилер обязан продавать транспортные средства MAN только конечным покупателям, которые имеют зарегистрированный офис или адрес местонахождения в пределах территории.
Таким образом, предметом дилерского договора является продажа не любых транспортных средств, а только грузовых автомобилей и автобусов.
Дополнительно заявитель представил суду данные регистров бухгалтерского учета (расшифровка строки 90.1 (выручка) бухгалтерской отчетности), договор купли продажи от 28.11.2019 N 17/19, заключенный ООО "БратскМанСервис" (продавец) с Егоровым В.В. (покупатель) о продаже полуприцепа-сортиментовоза.
В соответствии с представленным регистром бухгалтерского учета основной доход организации формируется за счет продажи автотранспорта (69,3% за 2019 год и 72,08% за 1 квартал 2020 года). Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что торговля автотранспортными средствами осуществляется обществом через специализированные магазины, заявитель полагает, что основным видом его деятельности является именно розничная торговля автотранспортными средствами через специализированные магазины.
Суд первой инстанции учел, что основную долю выручки общества составляют поступления от продажи автотранспортных средств, вместе с тем правомерно не усмотрев, что данная продажа относится к розничной.
Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ).
В отличие от договора розничной купли-продажи по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
Пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 8 разъяснено, что квалифицируя правоотношения при реализации товаров, необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).
В этой связи к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами, как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. не для последующей реализации или использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами на основе договоров поставки либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности.
В отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки не носит признаков публичности, указанных в статье 426 ГК РФ, и заключается на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 28.11.2019 N 17/19 продавец передает в собственность покупателя один полуприцеп-сортиментовоз 981301стоимостью 2 170 000 руб., однако его условия не отвечают признакам договора розничной купли-продажи, поскольку реализован был полуприцеп (грузовая платформа). В договоре предусмотрены доарбитражный порядок урегулирования споров и разногласий, подсудность споров Арбитражному суду Иркутской области в соответствии с нормами АПК РФ. Предмет дилерского контракта от 27.09.2016 N MAN DC270916/ BMS, заключенного между ООО "МАН Трак энд Бас РУС" (импортер) и ООО "БратскМанСервис" (дилер), также свидетельствует об отсутствии розничной торговли автотранспортными средствами.
Следовательно, реализация автотранспортных средств покупателям осуществляется заявителем не для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В данном случае положениями абзаца 12 статьи 346.27 НК РФ, устанавливающими значение понятия розничной торговли с учетом цели конечного потребления, специально предусмотрено, что реализация таких транспортных средств, как грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы и автобусы любых типов в силу лишь их специфики не относится к розничной торговле.
Судом также установлено, что общество в спорные периоды не применяло систему налогообложения в виде ЕНВД.
Таким образом, доказательств того, что в спорный период основным видом экономической деятельности общества являлась "Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах" (Код ОКВЭД 45.19.2), заявителем не представлено.
Поскольку отрасль, в которой ведется деятельность ООО "БратскМанСервис" по состоянию на 01.03.2020 ("Торговля прочими автотранспортными средствами" (код по ОКВЭД 45.19)), не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434,отказы налогового органа в предоставлении субсидий за апрель 2020 года и май 2020 года в соответствии с Постановлением N 576 являются правомерными, соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2020 года по делу N А19-14224/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14224/2020
Истец: ООО "БратскМанСервис"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска