Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2021 г. N Ф05-14044/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А41-55081/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Меркурий"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 января 2021 года по делу N А41-55081/20,
по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Меркурий"
к Главному управлению государственного административно-техническому надзору Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Меркурий" (далее - МБУ "Меркурий", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области ТО N 18 (далее - заинтересованное лицо, Госадмтехнадзор Московской области) об отмене постановления от 13.08.2020 N 18/1182/125 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04 мая 2016 года N 37/2016-03 (далее - КоАП МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 января 2021 года по делу N А41-55081/20 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, МБУ "Меркурий" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2020 года Госадмтехнадзором Московской области на основании информационного письма от 23.07.2020, в порядке проведения наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, в присутствии свидетеля с применением фотосъемки проведен осмотр прилегающей территории к дому N 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области: ненадлежащее содержание тротуаров у дома 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) от 25.08.2020 N 18/1182/125 (т. 1 л. д. 30 - 31).
12 августа 2020 года территориальным отделом N 18 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области в отношении МБУ "Меркурий" составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что по адресу Московская область, г.о. Воскресенск, п. Белоозерский, ул. 60 лет Октября, д.3, имеются в наличии разрушения и выбоины на пешеходном тротуаре глубиной от 3 до 10 см., общей площадью до 15 м2. Ответственным за содержание пешеходных тротуаров является МБУ "Меркурий" (т. 1 л. д. 57).
За данное административное правонарушение предусмотрена ответственность частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя МБУ "Меркурий".
13 августа 2020 года территориальным отделом N 18 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области в отношении МБУ "Меркурий" рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, вынесено постановление об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 15 000 рублей (т. 1 л. д. 59).
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя юридического лица.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы МБУ "Меркурий" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-03 ненадлежащее состояние или содержание дорог, улиц, других площадей и территорий, обочин дорог, кюветов и иных элементов дорог, полосы отвода, подъездных путей, тротуаров, внутриквартальных и внутридворовых проездов, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, выраженное в отсутствии проведения необходимого ремонта, поврежденном или загрязненном состоянии бортового (бордюрного) камня, отсутствии твердого покрытия подъездных путей к складам, автостоянкам, объектам торговли и снабжения, строительным и контейнерным площадкам и другим местам погрузки-разгрузки и производства работ в границах закрепленных земельных участков, если это установлено требованиями нормативных правовых актов Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, технической документацией по объекту влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 15 000 до 30 000 рублей.
Согласно Закону Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области":
- юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области (часть 10 статьи 56);
- улицы и дороги включают в себя следующие элементы благоустройства: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства) (часть 2 статьи 8);
- обязанность по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких
домов, - на эксплуатирующие организации (пункт "л" часть 1 статья 68);
- собственники (правообладатели) зданий, помещений в них, строений, сооружений, земельных участков участвуют в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 69)..
Минимальный перечень видов работ по содержанию прилегающих территорий включает в себя:
- содержание зеленых насаждений, покос газонов и иной травянистой растительности;
- содержание малых архитектурных форм, уличного коммунально-бытового оборудования;
- очистка территорий от загрязнений;
- содержание покрытия дорожек пешеходных коммуникаций.
В соответствии с требованиями Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области":
- "дворовая территория" - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории, многоквартирных домов размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования;
- "объекты благоустройства" - территории муниципальных образований, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории муниципальных образований, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципальных образований;
- "благоустройство" - комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области;
- "элементы объекта благоустройства" - конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением;
- "содержание объекта благоустройства" - обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном: и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
- "развитие объекта благоустройства" - осуществление работ, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих элементов или объектов благоустройства.
- "твердое покрытие" - дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов, монолитное или сборное, выполняемое из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п.
- "пешеходные коммуникации" - тротуары, аллеи, дорожки, обеспечивающие безопасное передвижение пешеходов, освещенные, обособленные от проезжей части и обустроенные с учетом: особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
- "эксплуатирующая организация" - специализированная организация, ответственная за состояние, содержание и эксплуатацию здания, строения, сооружения и (или) оказывающая услуги, связанные с управлением многоквартирным домом (статья 4).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 "элементами благоустройства в целях настоящего Закона являются в том числе улично-дорожная сеть".
Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением "Администрация муниципального образования "Городское поселение Белоозерский" Воскресенского муниципального района Московской области (далее - ссудодатель) и МБУ "Меркурий" (далее - ссудополучатель) заключен договор от 02.12.2019 N 1/20-БМ безвозмездного пользования муниципальным имуществом (далее - договор), а также дополнительное соглашение от 31.12.2019 N 1 (далее - дополнительное соглашение) (т. 1 л. д. 8-10).
Согласно договору, а также дополнительному соглашению на ссудополучателя возложены обязанности по поддержанию полученного имущества в исправном состоянии включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также нести все расходы на его содержание. Срок действия соглашений с 02.12.2019 по 01.12.2024.
В приложении N 2 к дополнительному соглашению безвозмездного пользования муниципальным имуществом в разделе тротуары, парковки вдоль внутриквартального дорог пункта 2 указан тротуар вдоль ул. 60 лет Октября поселок Белоозерский Воскресенского района Московской области.
Наличие выявленных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе актом осмотра территории (объекта) от 25.08.2020 N 18/1182/125 с приложенной к нему фото-таблицей (т. 1 л. д. 30 - 31).
Согласно пункту 33 статьи 5 ЗК РФ землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области" юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Пересечение границ благоустройства (уборки) не допускается за исключением случаев установления общих смежных границ благоустройства (уборки) территорий.
Согласно пункту "е" части 1 статьи 68 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области" обязанность по уборке и содержанию территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц и прилегающей территории на расстоянии 5 метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, - на собственника, владельца или пользователя указанной территории.
Пунктом "л" части 1 статьи 68 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области" предусмотрено, что обязанность по уборке и содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, - на эксплуатирующие организации.
Согласно договору земельный участок, где располагается пешеходная зона (тротуар) относятся к придомовой территории многоквартирного дома 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября.
На момент выяснения всех обстоятельств по делу об административном правонарушении МБУ "Меркурий" заявок на ремонт пешеходной зоны (тротуара) расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября, д. 3 предоставлено не было.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации установлена ответственность, но не были предприняты все необходимые меры для их соблюдения.
Таким образом, у МБУ "Меркурий" имелась возможность для содержания тротуара у дома 3 по адресу: Московская область, Воскресенский район, пгт. Белоозерский, ул. 60 лет Октября в надлежащем состоянии, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных нормативных правовых актов.
Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба. Административная ответственность в данном случае наступает за само совершение противоправных деяний, а не за причинение какого-либо вреда.
Применение конкретной меры ответственности определяется с учетом принципа справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и других обстоятельств.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения правонарушения, выразившейся в ненадлежащем содержании тротуаров, подтверждается представленными в материалы дела актом осмотра территории от 25.08.2020 N 18/1182/125, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении.
В части 1 статьи 6.7 КоАП МО за вменяемое правонарушение предусмотрена возможность назначения наказания в виде наложения административного штрафа от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с обжалуемым постановлением от 13.08.2020 N 18/1182/125 в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.
Из обжалуемого постановления следует, что по делу об административном правонарушении МБУ "Меркурий" привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в наименьшем размере, предусмотренном санкцией статьи, в сумме 15 000 руб.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Возможность назначения административного наказания в виде предупреждения в настоящем случае отсутствовала, поскольку отсутствие тротуара создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, в том числе, и пешеходам, перемещающимся в непосредственной близости от него.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 января 2021 года по делу N А41-55081/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55081/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24257/2021
29.10.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55081/20
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14044/2021
02.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1020/2021
12.01.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55081/20