Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 июля 2021 г. N Ф05-8048/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А40-154162/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифоровой Г.М. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Спектр"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-154162/20,
принятое судьей Вагановой Е.А., в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ООО "Спектр"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве об оспаривании постановления от 06.08.2020 по делу об административном правонарушении N 077/04/14.32-9858/2020.
Определением от 25.09.2020 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 г. в удовлетворении требований ООО "Спектр" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Решением Управления от 27.12.2019 по результатам рассмотрения дела N 1-11-2038/77-18 ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Спектр" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии" (далее - Участники торгов) признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на 19 аукционах с реестровыми N N 0373200086717000417, 0148300040717000048, 084830006271700630, 848322262717000610,0848300062717000611.0848300062717000615.0373200086717000933.0848300062717000938.0848300062717001422,0848300062717001423.0848300062717001424.084830062717001425.0848300062717001434.0848300062717001426.0848300062717001435,0848300062718000142.0373200032218000305,0373200032218000306.0373200032218000307
Впоследствии УФАС по Москве в отношении заявителя вынесено постановление от 06.08.2020 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением ответчика, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренного частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ основания для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, а также надлежащих доказательств наличия объективной стороны вменяемого правонарушения в действиях Общества. В связи с чем, суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.
Объективную сторону, образует, в том числе, заключение хозяйствующим субъектом соглашения, которое одновременно ограничивает конкуренцию и является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).
На основании пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольным органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, указанных в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в названной норме последствиям.
Доказывание наличия антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Таким образом, доказыванию подлежит установление факта достижения хозяйствующими субъектами договоренности в устной форме, в соответствии с которой совершаются обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели - поддержание цены на торгах.
Материалами дела подтверждается использование хозяйствующими субъектами - конкурентами ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Спектр" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии" в том или ином составе при участии в поименованных выше аукционах единой инфраструктуры. Указанные лица, подав по одному или двум ценовым предложениям в аукционах, впоследствии отказывались от конкурентной борьбы друг с другом. В результате таких согласованных действий цены снижение по аукционам составило от 0,5 % до 5 % от начальной.
Судом первой инстанции верно сделан вывод, который сводится к тому, что использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Примером тому служит поведение указанных лиц в иных аукционах, где действительно производилась конкурентная борьба с иными участниками, не входящими в группу поименованную выше. Анализ поведения указанных лиц в таких аукционах проведен антимонопольным органом, представлен в материалы дела.
Следовательно, такие действия ООО "Дорстрой", ООО "Ситигрупп", ООО "Спектр" и ООО "Инновационные Дорожные Технологии" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Полученные в ходе рассмотрения дела доказательства являются достаточными для вывода о наличии между указанными лицами антиконкурентной договоренности в устной форме (картеля).
При таких обстоятельствах указанные действия этих лиц свидетельствуют о наличии в их действиях нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к угрозе и ограничению конкуренции путем поддержания цен на торгах в рамках электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу изложенного, в действиях Общества установлены все элементы состава вмененного правонарушения, в том числе субъективная сторона (статья 2.1 КоАП РФ).
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного, в связи с чем суд правомерно не усмотрел исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и вины в его совершении.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но они не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-154162/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154162/2020
Истец: ООО "СПЕКТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8048/2021
03.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74669/20
07.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56367/20
27.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-154162/20