Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2021 г. N Ф03-2834/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
03 марта 2021 г. |
А73-16919/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 15.01.2020 по делу N А04-16919/2020 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о незаконности постановления управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) от 16.10.2020 N ТБ-ЖТ-16/10/2020/88БЛГ, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 15.01.2021 по делу N А04-16919/2020 в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 15.01.2021 по делу N А04-16919/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнения к ней, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, железнодорожные станции, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (подпункты 5 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Должностными лицами управления с 21.09.2020 по 02.10.2020 на основании распоряжения от 20.08.2020 N 398-р проведена проверка на предмет соблюдения ОАО "РЖД" требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожной станции Березовский-Восточный, расположенной по адресу: 676850, Амурская область, Ивановский район, с. Березовка, ул. Вокзальная, д. 1
В ходе проверки установлено неисполнение ОАО "РЖД" требований по обеспечению транспортной безопасности, а также требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 (далее - требования).
Так, в нарушение подпункта 3 пункта 5 требований ОАО "РЖД" не были образованы (сформированы) и (или) не привлечены для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также на нарушения внутриобъектного и пропускного режимов;
Также ОАО "РЖД" в нарушение подпункта 23 пункта 5 требований не были выделены и не оборудованы в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для размещения работников подразделений транспортной безопасности.
В нарушение подпункта 24 пункта 5 требований ОАО "РЖД" не было обеспечено в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры предоставление отдельных помещений и (или) участков помещений на объектах транспортной инфраструктуры для проведения досмотра физических лиц.
ОАО "РЖД" в нарушение подпункта 25 пункта 5 требований не выделены и не оборудованы в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного или группы объектов транспортной инфраструктуры.
В нарушение подпункта 26 пункта 5 требований ОАО "РЖД" пункты управления обеспечением транспортной безопасности не оснащены необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
ОАО "РЖД" также в нарушение подпункта 32 пункта 5 требований не организован пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материально-технических объектов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также порядок их применения, уничтожения и допуска владельцев с учетом Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры.
В нарушение подпункта 37 пункта 5 требований не осуществлялось воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры.
ОАО "РЖД" не осуществляется воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в том числе без наличия действительных пропусков и иных разрешений установленных видов, что является нарушением подпункта 38 пункта 5 требований.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.10.2020.
Государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления в присутствии представителей ОАО "РЖД" составлен протокол от 12.10.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом управления в присутствии представителя общества, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ с привлечением к ответственности в виде штрафа 50 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
ОАО "РЖД" о незаконности постановления управления, обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Довод жалобы о том, что в соответствии с приказом Минтранса России от 28.08.2020 N 331 железнодорожная станция Березовский-Восточный является промежуточной со средним пассажиропотоком менее 50 чел/ч в течении года (0 чел/ч) и категорированию не подлежит, отклоняется, поскольку железнодорожная станция Березовский-Восточный внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта за N ЖСТ 601429 от 28.11.2014 и ей присвоена вторая категория.
Отклоняются доводы жалобы о том, что оспариваемое постановление было вынесено управлением 16.10.2020, когда ему было известно об изменениях согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 об утверждении новых требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Постановление управления вынесено 16.10.2020, а требования N 1633 вступили в законную силу с 24.10.2020, таким образом, данные обстоятельства возникли после вынесения постановления и совершения административного правонарушения. На момент вынесения постановления не было оснований для дополнительной оценки уязвимости железнодорожной станции.
Довод жалобы о том, что внеплановая документарная проверка железнодорожные станции Березовский-Восточный проводилась после установления Правительством Российской Федерации ограничений для проверок не обоснован. Режим введения мер в связи с распространением коронавирусной инфекции в рассматриваемом случае не является обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения ОАО "РЖД" от ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.
Довод жалобы о том, что распоряжение управления издано исключительно в целях проведения плановых осмотров на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил при осуществлении пассажирских перевозок отклоняется. В рамках соглашения Федеральной службы в сфере транспорта с Роспотребнадзором от 22.05.2020 по предупреждению распространения COVID-19, а также на основании распоряжения врио начальника управления от 29.06.2020 N 334-р, задания от 29.06.2020 N 222, на территории железнодорожной станции Березовский - Восточный, с целью контроля за соблюдением объектами железнодорожного транспорта обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологических мер, необходимых для осуществления безопасных железнодорожных перевозок и поэтапного снятия ограничений в условиях коронавирусной инфекции, был проведен плановый (рейдовый) осмотр объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Березовский - Восточный Белогорского центра организации работы железнодорожных станций. При проведении этих мероприятий, помимо выявленных нарушений обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологических мер, у проверяющих появились основания полагать, что на железнодорожной станции Березовский - Восточный Белогорского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения дирекции управления движением на Восточном полигоне -структурного филиала ОАО "РЖД", не соблюдаются требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880, федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в том числе, посредством систематического наблюдения за исполнением субъектами надзора требований в области транспортной безопасности, анализа и прогнозирования исполнения требований в области транспортной безопасности.
Критерии, установленные приказом Минтранса Российской Федерации от 21.02.2011 N 62 устанавливают, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры второй категории может повлечь при совершении акта незаконного вмешательства: причинение вреда здоровью или гибели людей в количестве до 50 человек; возможный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде от 50 млн. до 100 млн. рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12. 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 294-ФЗ.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Для подтверждения информации о фактах нарушения нормативных актов в области обеспечения транспортной безопасности было подготовлено мотивированное представление от 19.08.2020 N 133 "О проведении внеплановой документарной проверки железнодорожной станции Березовский - Восточный Белогорского центра организации работы железнодорожных станций ОАО "РЖД".
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ проведение органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановой проверки (т.е. не вошедшей в единый реестр проверок и проводимой только в четко определенных законом случаях) возможно только после согласования такой проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц.
Довод жалобы о том, что Законом N 294-ФЗ проведение внеплановых осмотров не предусмотрено отклоняется, поскольку подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в 2020 при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
В адрес Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры было направлено заявление управления от 20.08.2020 о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры на проведение внеплановой документарной проверки ОАО "РЖД".
Решением заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора от 24.08.2020 N 23-29-2020 согласовано проведение внеплановой документарной проверки ОАО "РЖД".
Согласовав проведение внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "РЖД", Восточно-Сибирская транспортная прокуратура признала законность и обоснованность ее проведения.
Между тем сведения о проведении в ходе настоящей внеплановой документарной проверки рейдовых осмотров либо иных рейдовых мероприятий в материалах дела отсутствуют. Действия управления по проведению рейдовых мероприятий до настоящей внеплановой документарной проверки не могут указывать на незаконность оспариваемого постановления.
Неполучение ОАО "РЖД" мотивированного представления не может быть отнесено к существенным нарушениям требований Закона N 294-ФЗ, в соответствии с частью 2 статьи 20 указанного Закона.
Состав административного правонарушения общества подтверждается материалами административного дела.
Вина ОАО "РЖД" выражается в пренебрежительном отношении к требованиям законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности в виде неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности. Не представлено доказательств обстоятельств, находящихся вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Исследовав фактические обстоятельства дела, суд правильно не усмотрел исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным, равно как и для применения ст.4.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15.01.2021 по делу N А04-16919/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16919/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги" Забайкальская железная дорога, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор