Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2021 г. N Ф09-3869/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А60-20571/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца: Питык П.Р., доверенность от 18.12.2020,
от ответчика: Баязитова Р.А., доверенность от 10.09.2020, Сычугов А.А., директор,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "МАГИС-ФАРМ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 октября 2020 года
по делу N А60-20571/2020
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА" (ИНН 6608003655, ОГРН 1026602351049)
к обществу с ограниченной ответственностью "МАГИС-ФАРМ" (ИНН 6659088826, ОГРН 1036603150540) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ЕМУП "Спецавтобаза" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Магис-Фарм" о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 59 192 руб. 73 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом необоснованно отклонены доводы ответчика о том, что договор на обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) заключен на условиях ответчика - по фактическому объему ТКО. Не согласен с расчетом истца, выполненным по нормативу накопления ТКО. Также указывает, что представители ответчика не были приглашены в зал судебного заседания для рассмотрения дела по существу, хотя находились в здании Арбитражного суда Свердловской области.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Протокольным определением апелляционного суда от 26.01.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 24.02.2021.
16.02.2021 от ответчика в суд апелляционной инстанции поступили дополнительные пояснения с приложением расчета ежемесячной стоимости вывоза ТКО, и документов в обоснование расчета (штатное расписание, отчет в ПФР, копии платежных поручений).
Определением от 24.02.2021 в составе суда произведена замена судьи Назаровой В.Ю. на судью Бородулину М.В. на основании ст. 18 АПК РФ.
В судебном заседании 24.02.2021 представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Апелляционным судом удовлетворено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела расчета ежемесячной стоимости вывоза ТКО, и документов в обоснование расчета (штатное расписание, отчет в ПФР, копии платежных поручений) на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, учитывая, что ответчик обосновал невозможность представления данных документов в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории Восточного административного округа Свердловской области, в который входит город Екатеринбург.
ООО "Магис-Фарм" является собственником нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 160 и ул. Таватуйская, 8, в которых расположены аптечные учреждения.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сведения на официальном сайте ЕМУП "Спецавтобаза" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы 07.12.2018.
На основании заявки ответчика от 29.12.2018 между ООО "Магис-Фарм" и ЕМУП "Спецавтобаза" заключен договор N 319462 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург.
Как указывает истец, ЕМУП "Спецавтобаза" в течение расчетных периодов январь - октябрь 2019 года принимало твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оказание услуг ответчику подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг.
Поскольку ответчик оплату услуг произвел не в полном объеме, имеется задолженность в размере 59 192,73 руб., истец, с соблюдением претензионного порядка, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, указывал на то, что оплата должна производиться исходя из фактического объема ТКО, на площадке установлен контейнер объемом 0,66 куб. м.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции признал правильным расчет истца, исходя из того, что согласно п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, применение учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно лишь при раздельном накоплении сортированных отходов. Доказательств соблюдения названных условий в период январь - октябрь 2019 года в материалы дела не представлено. Ответчик подал заявление о перерасчете с приложенными доказательствами оборудования контейнерной площадки лишь 13.11.2019, в связи с чем 11.12.2019 было заключено дополнительное соглашение к договору N 319462 от 29.12.2018. До этого момента площадка отдельным контейнером оборудована не была. Вывоз ТКО производился с учетом нормативов, согласно установленному законодательству. Оснований для перерасчета объемов за период январь - октябрь 2019 года по фактическому объему не имеется.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма Типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 8 (18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Факт оказания в спорный период истцом ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами последним не оспаривается. Между сторонами возникли разногласия относительно подлежащего применению способа расчета объема оказанных услуг.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Пунктом 1 Правил N 505 установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (пункт 7 Правил N 505).
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Кроме того, исходя из п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 следует, что применение учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно лишь при раздельном накоплении сортированных отходов.
Согласно п. 22 Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161, учет ТКО осуществляется для потребителей, относящихся к категориям "многоквартирные дома", "индивидуальные жилые дома", а также являющимися собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме - при условии раздельного накопления ТКО.
Также, в силу п. 28 Методических рекомендаций для осуществления ТКО исходя из емкости и количества контейнеров необходимо: оборудовать контейнерную площадку контейнерами для раздельного накопления ТКО; сведения о контейнерной площадке включить в реестр мест (площадок) накопления ТКО с учетом раздельного накопления ТКО путем направления заявления в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; заключить договор на утилизацию отсортированных из ТКО полезных фракций отходов; согласовать решение об оборудовании контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов с региональным оператором; привести в соответствие по способу учета ТКО условия договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в части осуществления учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО;
Кроме того, согласно п. 29 методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов исходя из фактического количества ТКО, образованных потребителями, являющимися собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, необходимо оборудовать контейнерную площадку многоквартирного дома контейнерами для юридических ли и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в многоквартирном доме. Для учета количества ТКО, образуемых собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, необходимо ограничить возможность складирования ТКО потребителями, проживающими в жилых помещениях многоквартирного дома, т.е. установить закрытый контейнер.
Пунктами 4.1 - 4.5 заключенного между сторонами договора также предусмотрено, что учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров, при наличии условий предусмотренных пунктом 4.2 договора и в порядке, установленном пунктами 4.3, 4.4. договора.
Как следует из материалов дела, ответчик обратился к истцу с заявлением о внесении изменений в договор в части способа учета ТКО, приложив доказательства оборудования контейнерной площадки, 13.11.2019. Изменения в договор внесены дополнительным соглашением от 11.12.2019.
Поскольку доказательства фактического выполнения ответчиком требований о раздельном накоплении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО в спорный период не представлено, истец правомерно осуществил учет ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
В данном случае расчет произведен истцом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, установленных Постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 78-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
В связи с изложенным довод ответчика о том, что начисление должно производится согласно фактически вывозимым объемам, судом правомерно отклонен.
Ссылка ответчика на Приложение N 2 к договору, как устанавливающее способ расчета по объему контейнеров, не может быть принята во внимание, поскольку из данного приложения прямо следует, что изложенные в нем данные носят справочный характер и в расчетах не применяются.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
Пунктами 5 и 6 Правил N 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
Согласно пункту 7 Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
Правилами урегулирован порядок осуществления замеров отходов.
Согласно Правилам, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов определяется расчетным путем на основании фактически произведенных замеров отходов.
Таким образом, возможность осуществления коммерческого учета для юридических лиц исходя из нормативов накопления ТКО возможна в случае установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО в отношении соответствующей категории объектов, на которых такие юридические лица осуществляют деятельность.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в помещениях ответчика расположены аптечные учреждения. Основным видом экономической деятельности ответчика является "Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)", код ОКВЭД 47.73.
Постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 78-ПК нормативы накопления твердых коммунальных отходов для аптек не утверждены.
Истцом при расчете требований применен норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов согласно п. 2.2 Постановления N 78-ПК (расчетная единица - 1 кв. м общей площади, норматив накопления - 0,079 куб. м в месяц).
Исходя из указанного норматива, по мнению истца, в помещениях аптек площадью 146 и 77,4 кв. м, в которых работают 8 сотрудников, образуются твердые коммунальные отходы в объеме 17,649 куб. м в месяц, соответственно, стоимость услуг составляет 12 314 руб. 84 коп. в месяц.
Ответчик, приводя доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях, произвел расчет на основании пункта 1.4 Постановления N 78-ПК (для административных и офисных учреждений), исходя из количества сотрудников и норматива накопления 0,122 куб. м в месяц на 1 сотрудника.
В части применения тарифа на услуги истца разногласий не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, а также представленный им расчет, произведенный на основании пункта 1.4 Постановления N 78-ПК, исходя из следующего.
Деятельность аптек является лицензируемой; образующиеся в рамках основной деятельности аптек, отходы вывозятся и утилизируются на основании договоров со специализированными организациями, что в рамках лицензируемого вида деятельности является обязательным, в частности в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Согласно пункту 3.8 указанных СанПиН транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Учитывая, что истцом вывозятся только образующиеся в деятельности аптек исключительно твердые коммунальные отходы, соответствующие административным, офисным учреждениям (п. 1.4 Постановления N 78-ПК), иные образующиеся в деятельности аптек отходы вывозятся специализированными организациями, соответственно суд апелляционной инстанции полагает, что при расчете суммы долга подлежит применению норматив для административных, офисных учреждений: расчетная единица - сотрудник, норматив накопления - 0,976 куб. м в месяц (на 8 сотрудников), что существенно ниже примененных истцом нормативов и соответствует обстоятельствам дела.
Приведенный ответчиком в апелляционной жалобе расчет судом проверен, является арифметически правильным, в связи с чем стоимость услуг, оказанных истцом в спорный период, составляет 4 308 руб. 22 коп.
Поскольку ответчиком за спорный период произвел оплату в размере 21 612 руб. 86 коп., оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2020 года по делу N А60-20571/2020 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Магис-Фарм" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20571/2020
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ООО МАГИС-ФАРМ