Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июня 2021 г. N Ф04-3231/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А81-4799/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11361/2020) общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2020 по делу N А81-4799/2020 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" (ИНН 8911010671, ОГРН 1168901054266, 629840, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пос. Пурпе, ул. Школьная, 18) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8911006266, ОГРН 1048900853517, 629851, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Тарко-Сале, ул. 50 лет Ямала, д. 7) о признании недействительным решения от 07.02.2020 N 133 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Эннс Марина Васильевна по доверенности от 23.12.2020 N 2.2-12/14124 сроком действия по 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" (далее - ООО "РЖК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N 3 по ЯНАО) о признании недействительным решения от 07.02.2020 N 133 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее также УСН) за 2018 год в размере 605 405 руб., начисленной суммы пени и налоговых санкций. Общество также заявляло о применении смягчающих вину обстоятельств, просило снизить размер санкций, примененных оспариваемым решением налогового органа, в десять раз.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2020 по делу N А81-4799/2020 требования удовлетворены частично, решение МИФНС России N 3 по ЯНАО от 07.02.2020 N 133 признано недействительным в части начисленных налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере, превышающем 147 356 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции посчитал законным и обоснованным решение инспекции от 07.02.2020 N 133 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2018 год в размере 605 405 руб., вместе с тем пришел к выводу о наличии смягчающих обстоятельств и снижению штрафа в четыре раза.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РЖК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции не исследовал движение денежных средств, поступивших на расчетный счет общества. По утверждению апеллянта, на расчетный счет общества поступило 51 048 494 руб. 22 коп. денежных средств, из которых 39 701 215 руб. 47 коп. являются доходами и подлежат налогообложению при применении УСН с объектом налогообложения "доходы", а 11 347 278 руб. 75 коп. денежных средств доходами не являются и не подлежат налогообложению при применении УСН: субсидия на содержание незаселенной жилой площади в размере 9 137 403 руб. 75 коп., возврат обеспечения заявки в размере 17 231 руб., возврат задатка в размере 235 800 руб., заем от ООО "Сибирские ключи" в размере 200 000 руб., кредит в размере 1 683 000 руб., возврат подотчета в размере 73 844 руб. По данным налогоплательщика доходы, подлежащие налогообложению, составили 39 701 215 руб. 47 коп., что составляет недоимку в размере 2 350 339 руб., в связи с чем налогоплательщик не согласен с размером недоимки по УСН в сумме 605 405 руб. (2 955 744 руб. - 2 350 399 руб.).
Кроме того, по мнению подателя жалобы, субсидии, предоставленные на основании соглашений от 25.12.2018 N 426/18-р, от 23.07.2018 N 245/18-р, от 27.11.2018 N 380/18-р, являются целевыми и не подлежат включению в налогооблагаемый доход, поскольку при их получении не возникает выгоды, за счет субсидий производится возмещение понесенных расходов.
В письменном отзыве инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 22.12.2020 Восьмой арбитражный апелляционный суд рассмотрение апелляционной жалобы отложил на 26.01.2021, обязал инспекцию и общество представить реестр платежей, которые были включены налоговым органом в налоговую базу, по группам плательщиков с указанием номера платежного документа, даты, размера платежа, итоговой суммы, обязал инспекцию представить письменные пояснения, содержащие анализ свода поступлений денежных средств на расчетный счет общества за 2018 год, приложенного ООО "РЖК" к заявлению в суд первой инстанции.
Судья Шиндлер Н.А., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 22.01.2021 апелляционного суда заменена на судью Рыжикова О.Ю. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
26.01.2021 от инспекции поступил реестр платежей, которые включены в налоговую базу, анализ свода поступлений денежных средств.
Определением от 26.01.2021 Восьмой арбитражный апелляционный суд рассмотрение апелляционной жалобы отложил на 25.02.2021, обязал общество представить письменные пояснения с отражением своей позиции относительно дополнений, представленных инспекцией.
Судья Иванова Н.Е., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 19.02.2021 апелляционного суда заменена на судью Шиндлер Н.А. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 АПК РФ проведено с самого начала.
25.02.2021 от общества поступили возражения на отзыв налогового органа на апелляционную жалобу.
ООО "РЖК", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции 25.02.2021 представитель МИФНС России N 3 по ЯНАО поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнениях, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее с дополнениями, возражения на отзыв, заслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "РЖК" 15.05.2019 представило в адрес МИФНС России N 3 по ЯНАО первичную налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, объект налогообложения "доходы", в которой заявлена сумма полученных доходов за налоговый период в размере 528 898 руб., сумма налога в размере 31 734 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по УСН за 2018 год, в ходе которой установлено следующее.
При анализе выписок НОВОУРЕНГОЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ N 8369 ПАО СБЕРБАНК (запрос от 13.05.2019 N 4931) по счету 40702810167400002497 за период 01.01.2018 по 31.12.2018 установлено поступление денежных средств в сумме 49 791 305 руб., в том числе, на 01.04.2018 в сумме 12 191 107 руб., на 01.07.2018 в сумме 22 659 537 руб., на 01.10.2018 в сумме 33 516 011 руб., на 01.01.2019 в сумме 49 791 305 руб., от:
- филиала АО "ЕРИЦ ЯНАО" в городе Ноябрьске, ИНН 8901025439, в сумме 35 065 577 руб., перечисление поступивших платежей за оказанные жилищные услуги;
- Управления Жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации г. Ноябрьск, ИНН 8905048846, в сумме 4 002 899 руб., субсидия на содержание общего имущества в муниципальном жилищном фонде (общежитиях), в сумме 480 000 руб. субсидия в целях возмещения затрат по проведению капитального ремонта;
- Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска, ИНН 8905017830, в сумме 9 109 457 руб. за содержание незаселенных жилых площадей;
- прочих контрагентов в сумме 1 133 372 руб. за техобслуживание зданий, жилищные услуги.
Разница между суммой дохода, отраженной в декларации по УСН за 2018 год, и суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет ООО "РЖК", составила 49 262 407 руб. (49 791 305 руб. - 528 898 руб.).
Налоговый орган пришел к выводу о том, что в нарушение статей 346.17, 346.18, 346.21 НК РФ ООО "РЖК" при исчислении УСН занизило сумму доходов от реализации, полученных в 2018 году, что привело к занижению налоговой базы на сумму 49 262 407 руб. (49 791 305 руб. - 528 898 руб.), в том числе, по отчетным периодам на 01.04.2018 в сумме 12 133 696 руб. (12 191 107 руб. - 57411 руб.), на 01.07.2018 в сумме 10 381 962 руб.(10 468 430 руб. - 86 468 руб.), на 01.10.2018 в сумме 10 649 801 руб. (10 856 474 руб. - 206 673 руб.), на 01.01.2019 в сумме 16 096 948 руб. (16 275 294 руб. - 178346 руб.).
В результате занижена сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 2 955 744 руб. (49 262 407 руб. * 6% = 2 955 744 руб.), в том числе:
на 01.04.2018 - 12 133 696 * 6% = 728 021 руб.;
на 01.07.2018 - 10 381 962 * 6% = 622 918 руб.;
на 01.10.2018 - 10 649 801 руб. * 6% = 638 988 руб.;
на 01.01.2019 - 16 096 948 руб. * 6% = 965 817 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16.08.2019 N 1654.
07.02.2020 уполномоченным должностным лицом МИФНС России N 3 по ЯНАО вынесено решение N 133 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "РЖК" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, в виде штрафа в размере 589 422 руб. Указанным решением обществу доначислен и предложен к уплате УСН за 2018 год в размере 2 947 111 руб., а также начислены пени по УСН в размере 655 589 руб. 57 коп.
Не согласившись с выводами, изложенными в решении, ООО "РЖК" обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФНС России по ЯНАО, Управление) с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управление приняло решение от 20.04.2020 N 93, в соответствии с которым апелляционную жалобу ООО "РЖК" на решение МИФНС России N 3 по ЯНАО от 07.02.2020 N 133 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставило без удовлетворения.
ООО "РЖК" полагая, что решение МИФНС России N 3 по ЯНАО от 20.04.2020 N 93 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год в размере 605 405 руб., а также в части начисленной суммы пени и налоговых санкций, недействительно, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
20.08.2020 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенности и порядок уплаты налогов при применении УСН определены главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В пункте 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 статьи 346.14 НК РФ).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.14 НК РФ ООО "РЖК" избрало объект налогообложения по УСН - доходы.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Учитывая, что между налогоплательщиком и налоговым органом имелись разногласия в суммах денежных средств, поступивших на расчетный счет общества, суд апелляционной инстанции определением от 22.12.2020 обязал инспекцию и общество представить реестр платежей, которые были включены налоговым органом в налоговую базу, по группам плательщиков с указанием номера платежного документа, даты, размера платежа, итоговой суммы, обязал инспекцию представить письменные пояснения, содержащие анализ свода поступлений денежных средств на расчетный счет общества за 2018 год, приложенного ООО "РЖК" к заявлению в суд первой инстанции.
Требования определения от 22.12.2020 обществом не исполнены.
От инспекции поступили дополнения от 25.01.2021 с реестром платежей, которые включены в налоговую базу, анализ свода поступлений денежных средств.
Так, МИФНС России N 3 по ЯНАО указано, что на расчетный счет денежные средства поступили от следующих контрагентов:
- филиал АО "ЕРИЦ ЯНАО" в городе Ноябрьске по договору оказания возмездных услуг и выполнения работ от 31.07.2017 N 30/817, ИНН 8901025439, перечисление поступивших платежей за оказанные жилищные услуги в сумме 35 565 209 руб. 10 коп.;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации города Ноябрьска в сумме 4 482 899 руб. - субсидия на содержание общего имущества в муниципальном жилищном фонде (общежитиях) от 01.02.2018 N 3/2018, субсидия в целях возмещения затрат по проведению капитального ремонта по контракту от 06.11.2018 N 44/2018-с КС-3 N 1;
- Департамент имущественных отношений администрации города Ноябрьска, ИНН 8905017830, - по соглашениям за содержание не заселенных жилых площадей в сумме 9 140 508 руб.;
- прочих контрагентов (оплата коммунальных услуг населения, услуги по сбору ТКО, техническое обслуживание зданий) в сумме 628 740 руб.
Иные поступления денежных средств на расчетный счет общества в проверяемом периоде в налоговую базу не включались.
В связи с недостоверным анализом банковской выписки налоговым органом в решении от 07.02.2020 N 133 занижена налоговая база на сумму 49 791 305 руб., фактически подлежащая налогообложению сумма составила 49 817 356 руб. 05 коп. Инспекция проанализировала свод поступлений денежный средств на расчетный счет ООО "РЖК" за 2018 год, в данном своде не отражены все поступления от прочих контрагентов, а также указаны неверные суммы поступлений на расчетный счет.
Апелляционная коллегия учитывает, что к дополнениям от 25.01.2021 приложена таблица с необлагаемыми доходами, в которой отражены суммы доходов, указанных обществом в качестве доходов, не подлежащих налогообложению при применении УСН (возврат обеспечения заявки в размере 45 178 руб., возврат задатка в размере 235 800 руб., заем от ООО "Сибирские ключи" в размере 200 000 руб., кредит в размере 1 683 000 руб.). В анализе свода указано, что операция возврат подотчета в размере 73 844 руб. не найдена.
Приведенные налоговым органом расчеты налогоплательщиком не опровергнуты, контррасчет обществом не представлен (статьи 9, 65 АПК РФ), в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии существенных нарушений в определении МИФНС России N 3 по ЯНАО размера доначисленного налога. По неопровергнутому расчету инспекции фактически подлежащая налогообложению сумма составила 49 817 356 руб. 05 коп., что не нарушает прав налогоплательщика.
Доводы подателя жалобы о том, что субсидии, предоставленные на основании соглашений от 25.12.2018 N 426/18-р, от 23.07.2018 N 245/18-р, от 27.11.2018 N 380/18-р, являются целевыми и не должны учитываться в налогообложении УСН, поскольку при их получении не возникает выгоды, правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
23.07.2018 между муниципальным образованием город Ноябрьск (в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска) (собственник) и ООО "РЖК" (организация) на основании договоров управления многоквартирными домами и договоров управления муниципальным жилищным фондом, в целях оплаты расходов на содержание незаселенных жилых помещений и предоставление коммунальных услуг в отношении незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда подписано соглашение N 245/18-р, предметом которого является определение порядка оплаты расходов собственником на содержание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг в отношении незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Ноябрьск по обязательствам текущего финансового года в пределах финансовых средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Ноябрьск.
27.11.2018 между муниципальным образованием город Ноябрьск (в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска) и ООО "РЖК" подписано соглашение N 380/18-р, пунктом 1.1 которого установлено, что предметом соглашения является определение порядка оплаты расходов собственником на содержание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг в отношении незаселенных жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Ноябрьск по обязательствам текущего финансового года в пределах финансовых средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Ноябрьск.
25.12.2018 между указанными выше лицами также было подписано соглашение N 426/180-р, предметом которого являлось определение порядка оплаты расходов собственником на содержание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг, в отношении незаселенных жилых помещенной муниципального жилищного фонда муниципального образования город Ноябрьск по обязательствам текущего финансового года в пределах финансовых средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Ноябрьск.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашений N 245/18-р, 380/18-р, 426/180-р оплата расходов на содержание незаселенных жилых помещений и предоставление коммунальных услуг в незаселенные жилые помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования город Ноябрьск включает в себя:
- оплату расходов за содержание незаселенных жилых помещений, включающую в себя оплату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, холодное, горячее водоснабжение и отведение сточных вод на общедомовые нужды, а также за освещение помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- оплату расходов за предоставление коммунальных услуг в незаселенные жилые помещения, включающую в себя оплату расходов на отопление незаселенных жилых помещений.
При этом согласно пункту 2.1.2 соглашений оплата расходов за предоставление коммунальных услуг составляет 0 (ноль) руб.
Таким образом, из соглашений, заключенных между Администрацией города Ноябрьск (в лице Департамента имущественных отношении) и ООО "РЖК" от 25.12.2018 N 426/18-р, от 23.07.2018 N 245/18-р, от 27.11.2018 N 380/18-р об оплате расходов на содержание незаселенных жилых помещений и предоставление коммунальных услуг в незаселенные жилые помещения муниципального жилищного фонда, следует, что оплата расходов на содержание незаселенных жилых помещений, включает в себя оплату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, холодное, горячее водоснабжение и отведение сточных вод на общедомовые нужды, а также освещение помещений, входящих состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом пунктом 2.1.2 указанных соглашений установлено, что оплата расходов за предоставление коммунальных услуг составляет - 0 руб.
Таким образом, возмещение коммунальных расходов не было предусмотрено вышеуказанными соглашениями.
Согласно уточненному расчету инспекции за 2018 год на расчетный счет общества по указанным соглашениям перечислено 9 140 508 руб. денежных средств.
Вопреки позиции заявителя, полученные субсидии являются вознаграждением общества за оказанные услуги по содержанию незаселенных квартир муниципального жилищного фонда и должны учитываться при формировании налоговой базы по УСН.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям, не удовлетворяют требованиям подпункта 14 пункта 1 и пункта 2 статьи 251 НК РФ и потому на основании статьи 346.15 Кодекса должны включаться в состав налогооблагаемых доходов.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Общество к некоммерческим организациям не относится, соответственно, положения пункта 2 статьи 251 НК РФ на него не распространяются.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 98), средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку получаемые ей из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств налогоплательщик не обязан отчитываться.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09, бюджетные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), полученного предприятием от своей деятельности, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержится закрытый перечень случаев, к которым названная норма применима, и среди них нет случая, относимого к спорным правоотношениям.
В рассматриваемом случае общество оказывало услуги по управлению многоквартирными домами, поскольку обслуживаемый жилищный фонд не был заселен, муниципальным образованием было принято решение о выделении денежных средств на погашение понесенных обществом расходов. Оплата расходов на содержание незаселенных жилых помещений включает в себя оплату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, освещение помещений, входящих состав общего имущества в многоквартирном доме, при этом оплата расходов за предоставление коммунальных услуг не производилась (пункт 2.1.2 соглашений).
Таким образом, поскольку полученные обществом денежные средства из муниципального бюджета представляют собой компенсацию выпадающих доходов, то они должны быть учтены в составе доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг.
Таким образом, доначисление налога по УСН в размере 2 947 111 руб., соответствующей суммы пени (655 589 руб. 57 коп.) обоснованно и законно.
Процедура и сроки проведения камеральной налоговой проверки и принятия налоговым органом решения соблюдены. Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к статье 112 НК РФ, не установил наличие иных смягчающих ответственность общества обстоятельств, учитывая, что судом первой инстанции снижен размер штрафа в четыре раза, в связи с чем решение налогового органа от 07.02.2020 N 133 признано недействительным в части начисленных налоговых санкций (штрафа) по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере, превышающем 147 356 руб., что налоговым органом не оспаривается и предметом апелляционного обжалования не является (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2020 по делу N А81-4799/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4799/2020
Истец: ООО "Региональная жилищная компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральнйо налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: ООО "Региональная жилищная компания"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15810/2021
18.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3231/2021
02.03.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11361/20
26.08.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4799/20
20.08.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4799/20