г. Москва |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А40-155407/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС РОССИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-155407/20
по заявлению ООО "РЕМДОРСТРОЙ"
к ФНС России
третье лицо: ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании незаконными действий (бездействия)
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РЕМДОРСТРОЙ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) ФНС России (далее - ответчик, налоговый орган) по невключению ООО "РЕМДОРСТРОЙ" в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малого предприятия, об обязании включить сведений об ООО "РЕМДОРСТРОЙ" в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малого предприятия.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального права.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "РЕМДОРСТРОЙ" ежегодно представлял в ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) сведения о среднесписочной численности сотрудников по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 г.г. в указанные периоды среднесписочная численность сотрудников варьировалась с 9 до 22 человек.
В связи с ошибочным указанием в сведениях о среднесписочной численности сотрудников в 2015 г. по состоянию на 01.01.2016 значения - 220, вместо - 22, Общество было внесено Инспекцией, ФНС России в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) не как малое, а как среднее предприятие.
Как указывает заявитель, Общество по факту никогда не являлось средним предприятием, исходя из критериев, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи.
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей.
Единый реестр впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона N209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506).
Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.
В письме ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено данной статьей.
При этом положения указанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016 (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании единого реестра в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы). При этом потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае, когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (пункты 9 - 11 части 3 статья 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Регламент).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Регламента настоящий Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр МСП) при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в Реестре МСП или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в Реестре МСП (далее - сообщение).
Формирование и направление сообщения осуществляется с использованием функции "Вас нет в реестре или данные некорректны?" сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", размещенного на сайте ФНС России. Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля. Сформированное заявителем сообщение поступает в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - регистрирующий орган) и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - налоговый орган) (пункт 1.4. Регламента). Обработка поступившего в регистрирующий орган сообщения осуществляется структурными подразделениями, в функционал которых входят вопросы ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и внесения исправлений в указанные реестры, а также информационных технологий (при необходимости) (пункт 2.1 Регламента).
В случае выявления в ЕГРЮЛ/ЕГРИП ошибки, допущенной регистрирующим органом при государственной регистрации, приведшей к отсутствию сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестре МСП, следует внести в ЕГРЮЛ/ЕГРИП соответствующую корректирующую запись и в течение следующего рабочего дня убедиться в актуализации сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в Информационно-аналитической подсистеме (далее - ИАП) (пункт 2.2.1 Регламента).
При невозможности устранения некорректного отражения сведений в Реестре МСП и (или) причин, препятствующих подъему сведений на федеральный уровень, налоговому органу необходимо: направить сообщение (с использованием программного обеспечения, обеспечивающего формирование Реестра МСП) на обработку в УФНС России не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока, указанного в пункте 1.8 настоящего Регламента; направить заявку на Сайт технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, проконтролировать ее исполнение (пункт 3.2.2 Регламента).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 настоящего Регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или камерального контроля (налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также информационных технологий (при необходимости).
Согласно пункту 4.2 Регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 настоящего Регламента, УФНС России вносит сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Реестр МСП. То есть, предусмотрен порядок внесения принудительного включения юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в случае допущения ошибки при вводе данных в соответствующие информационные базы и сервисы, фактически внесение, обработку и проверку данных, выполняет налоговый орган по месту нахождения юридического лица, а также направление заявок на исправление некорректной информации и контроль выполнения таких заявок посредством Сайта технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" и передачу сведений на федеральный уровень.
Как следует из фактических обстоятельств дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "РЕМДОРСТРОЙ" изначально внесено в реестр СМП в качестве среднего предприятия на основании сведений о среднесписочной численности за 2015 год. Средняя численность предприятия за 2015 год составляла по данным представленных организацией сведений 220 человек. Как указывает организация, в данных сведениях допущена ошибка. Вместо 22 человек организацией указано 220 человек.
Из представленной в дальнейшем Заявителем отчетности (сведений о среднесписочной численности и деклараций по УСН) за 2016-2019 г.г. следует, что: за 2016 год численность в организации составляла 9 человек и Обществом получен доход в сумме 30 752 338 руб., что соответствует понятию "микропредприятие";
за 2017 год численность в организации составляла 9 человек и Обществом получен доход в сумме 30 393 558 руб., что также соответствует понятию "микропредприятие":
за 2018 год численность в организации составляла 17 человек и Обществом получен доход в сумме 47 392 189 руб., что соответствует понятию "малое предприятие"
за 2019 год численность в организации составляла 17 человек и Обществом получен доход в сумме 47 582 724 руб., что соответствует понятию "малое предприятие"
Из материалов дела следует, что ООО "РЕМДОРСТРОЙ" обращалось в налоговый орган с заявлениями о наличии ошибок в сведениях, использованных при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается письмом от 02.07.2020 N 14, а также интернет-обращением от 23.04.2019 г.
Таким образом, Общество при формировании Единого реестра изначально подлежало включению в качестве субъекта малого предпринимательства как малое предприятие.
По состоянию на дату рассмотрения дела ООО "РЕМДОРСТРОЙ" также не было включено в реестр в качестве субъекта малого предпринимательства и числится в реестре в качестве субъекта среднего предпринимательства как среднее предприятие, а не малое. Отсутствие соответствующей записи в реестре в качестве субъекта малого предпринимательства не позволяет Обществу участвовать в торгах для таких субъектов, пользоваться льготами, предоставляемым таким лицам, а также получать финансовую поддержку в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в качестве субъекта малого предпринимательства.
При изложенных обстоятельствах, выявленные ошибки, послужившие основанием для отнесения Общества к иной категории субъектов предпринимательства, могут быть исправлены на основании уточненных сведений и документов налогового органа.
Следовательно, в данном случае имеется совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконными действий (бездействий) налогового органа.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд считает необходимым обязать ФНС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО "РЕМДОРСТРОЙ" в установленном законом порядке и сроки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам ответчика при указанные в отзыве, направлены на переоценку выводов суда, однако не опровергают их, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание как основания для отмены решения суда.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2020 по делу N А40-155407/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155407/2020
Истец: ООО "РЕМДОРСТРОЙ"
Ответчик: ФНС РОССИИ
Третье лицо: Инспекция ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области