Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2021 г. N Ф05-13648/21 настоящее постановление оставлено без изменения
2 марта 2021 г. |
дело N А40-14071/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Бодровой Е.В., Тетюка В.И.,
при ведении протокола помощником судьи Саргуне М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2020 г. (резолютивная часть от 03.12.2020 г.) по делу N А40-14071/20
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) к ПАО "КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (ОГРН 1024500521682)
третьи лица: АО "Вологодский оптико-механический завод", АО "НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЭЛИНС",
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кривошеина М.А. доверенность от 20.11.2020
от ответчика: не явился извещен,
от третьего лица: 1) не явился извещен; 2) не явился извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило ПАО "КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (далее - ответчик, исполнитель) иск о взыскании по государственному контракту N 1719187412822412241015403 от 23.05.2017 неустойки в размере 468 991 583 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 03.12.2020 г., изготовленным в полном объеме 08.12.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, неявившиеся Ответчик и третьи лица уведомлены о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 3 л.д. 131).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации и ПАО "Курганмашзавод" заключен государственный контракт N 1719187412822412241015403 от 23 мая 2017 г. на изготовление и поставку боевой машины пехоты БМП -3 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2019 годах.
Согласно п. 2.1 контракта поставщик обязуется в установленный контрактом срок изготовить и поставить заказчику товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем ее передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом.
Срок поставки товара в 2018 году (115 единиц) - до 10 ноября 2018 г., то есть по 9 ноября 2018 года включительно (подпункт 3.2.2 контракта).
Датой поставки товара является дата подписания грузополучателем акта приема - передачи товара по форме, установленной приложением N 2 к контракту (пункт 7.7 контракта).
В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки (пункт 11.2 контракта).
Цена контракта составляет 20 977 566 292,32 руб. (п. 4.1 контракта).
Срок исполнения обязательств по контракту в 2018 году составляет 536 дней (с 23 мая 2017 г. по 9 ноября 2018 г.)
Поставщиком часть товара по контракту поставлена в срок на сумму 6 147 792 913,68 руб., что подтверждается актами приема - передачи товара N 053-25(0)-42, N 053-25(0)-43 и N 053-25(0)-1, подписанными грузополучателем 5 июня 2018 г.; N 053- 25(0)-66, подписанным грузополучателем 31 августа 2018 г.; N 053-25(0)-87, подписанным грузополучателем 22 октября 2018 г. и N 053-25(0)-98, подписанным грузополучателем 31 октября 2018 г.
При этом, поставщиком часть товара поставлена с просрочкой, что подтверждается актом приема - передачи товара N 053-25(0)-126, подписанным грузополучателем 21 декабря 2018 г.
Просрочка поставки товара составляет 42 дня (за период с 10 ноября 2018 г. по 21 декабря 2018 г.)
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Так, согласно пункту 3.2.2 указанного контракта ответчик (головной исполнитель) (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 21.03.2018 г.) обязан осуществить отгрузку товара грузополучателям в количестве 115 ед. в срок до 10.11.2018 года.
В установленные государственным контрактом сроки товар не был поставлен, в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
В соответствии с подпунктом 4.1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ государственном оборонном заказе", кооперацией головного исполнителя признается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
В рамках кооперации головного исполнителя ПАО "Курганмашзавод" заключил с АО "Вологодский оптико-механический завод" (далее - АО "ВОМЗ", соисполнитель) договор поставки продукции от 28.02.2017 г., в целях исполнения государственного контракта N "1719187412822412241015403 от 23.05.2017 г.
АО "ВОМЗ" включен в ведомость покупных изделий конструкторской документации, согласованной Государственным заказчиком - Министерством обороны РФ, в связи с чем, единственным поставщиком, что подтверждается справкой АО "СКБМ" (разработчик конструкторской документации) исх. СКБМ-209-2018 от 23.11.2018 г.
АО "Вологодский оптико-механический завод" в соответствии с указанным договором поставляет на ПАО "Курганмашзавод" тепловизионную камеру, в состав которой входят комплектующие иностранного производителя.
В свою очередь, тепловизионная входит в состав товара изготавливаемого ПАО "Курганмашзавод" для нужд истца дарственному контракту.
АО "Вологодский оптико-механический завод" при участии гос. посредника АО "Рособоронэкспорт" закупает указанные комплектующие импортного производства у энного производителя фирмы "Thales LAS France SAS" (Франция).
На совместном заседании представителей АО "ВОМЗ", АО "Рособоронэкспорт" и фирмы "Thales LAS France SAS", что следует из рабочего протокола от 27.09.2018 г., было установлено, что межведомственная государственная комиссия Франции до настоящего времени рассматривает вопрос о возможности и согласовании поставки изделий в РФ и задерживает выдачу разрешительной документации на неопределенный срок.
В связи с этим, фирма "Thales LAS France SAS" не может поставить комплектующие изделия в РФ.
Фирма "Thales LAS France SAS" сообщает, что документы все еще находятся на рассмотрении межведомственной государственной комиссии Франции, которая задерживает рассмотрение вопроса на неопределенный срок.
04.10.2018 г. АО "Рособоронэкспорт" уведомило письмом исх. N Р7802 1-595 АО "Вологодский оптико-механический завод" оптико-механический завод" о невозможности поставки комплектов камер со сороны фирмы "Thales LAS France SAS".
Согласно сведениям АО "Рособоронэкспорт", задержка поставки со стороны иностранного производителя фирмы "Thales LAS France SAS" обусловлена действиями межведомственной государственной комиссии Франции по длительному рассмотрению вопроса о согласовании поставки изделий в РФ.
Таким образом, АО "Вологодский оптико-механический завод" не смогло осуществить поставку изделий по договору поставки от 28.02.2017 г., необходимых ПАО "Курганмашзавод" для исполнения Государственного контракта. Отсутствие экспортных лицензий, повлекло невозможность поставки комплектующих изделий, необходимых для изготовления и поставки товара по Государственному контракту, со стороны иностранного производителя - фирмы "Thales LAS France SAS" (Франция).
АО "Вологодский оптико-механический завод" уведомило письмом N 530/2005 от 22.11.2018 г. ПАО "Курганмашзавод" о невозможности исполнения обязательств по договору поставки от 28.02.2017 г., в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы, вызванных не поставкой комплектующих изделий фирмой "Thales LAS France SAS".
Государственным контрактом определен конкретный товар и его тактикотехнические характеристики, которые не могут быть изменены Головным исполнителем.
Составной частью товара (комплектующими изделиями) тепловизионной камеры потея сборочные комплекты камер фирмы "Thales LAS France SAS" (Франция), применение которых утверждено Министерством Обороны РФ и обязательно для поставщика.
Отсутствие необходимых изделий (производителя фирмы "Thales LAS France SAS") для изготовления и поставки продукции приводят к невозможности исполнения обязательств АО "Вологодский оптико-механический завод" как соисполнителя (субпоставщика), в рамках производственной кооперации, поставке продукции, необходимой для изготовления товара по Государственному контракту.
Указанные обстоятельства вызваны произошедшими межгосударственными политическими событиями и введенными против России ограничительными и секторальными санкциями, которые непосредственно повлияли на возможность исполнения обязательств ПАО "Курганмашзавод" перед Министерством Обороны РФ по Государственному контракту.
Особое внимание к экспорту в Российскую Федерацию продукции двойного назначения обусловлено введением Европейским Союзом, США против России ограничительных и секторальных санкций.
Ограничительные и секторальные санкции были последовательно введены США и Евросоюзом, Австралией, Новой Зеландией и Канадой против России, начиная с середины рта 2014 года, после общекрымского референдума о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации, военных действий на востоке Украины, в Донецкой и Луганской республиках, авиакатастрофы Boeing 777 малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines.
Евросоюз (далее - ЕС) последовательно ввел в отношении России три пакета дикций: персональные, секторальные и так называемый крымский санкционный пакет.
Хронология событий: 6 марта 2014 г. на экстренном саммите ЕС было принято решение о том, что "в случае отсутствия разрядки напряженности в Крыму" Евросоюз будет применять "меры давления на Россию".
Тогда же было объявлено, что запланированы три этапа санкций. Первым этапом стали принятые в тот же день решения об отмене июньского саммита Россия - ЕС, приостановке переговоров о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве.
ЕС пообещал, что на втором этапе против России будут введены "адресные меры в отношении лиц, ответственных за эскалацию ситуации в Крыму", а на третьем - секторальные санкции, то есть ограничительные меры торгового, финансового и военного характера.
17 марта 2014 г. ЕС начал применять санкции, относящиеся ко второму этапу.
Был опубликован список из 21 физического лица, которым запретили въезд в страны ЕС, а их банковские активы в странах ЕС (если таковые есть) заморозили.
21 марта 2014 г. Евросоюз расширил черный список в связи с "дальнейшей эскалацией украинского кризиса".
28 апреля 2014 г. ЕС расширил санкционный список на 15 человек, среди них лидеры ополчения юго-востоке Украины.
12 мая 2014 г. в список были включены 13 человек, представители России и Украины, а также две крымские компании - "Черноморнефтегаз" и Феодосийская нефтебаза.
12 июля 2014 г. Евросоюз опубликовал новый список, в который вошли 11 человек, представители Донецкой и Луганской народных республик.
24 июля 2014 г. в черный список ЕС внесено еще 15 человек. Также в список были включены 18 компаний и организаций, в том числе, санаторий "Нижняя Ореанда", завод шампанских вин "Новый свет", "Керченская паромная переправа", а также администрации Донецкой и Луганской народных республик.
29 июля 2014 г. Европейский союз расширил санкции на 8 физических лиц и 3 компании. Список физических лиц был опубликован 30 июля, вступил в силу 31 июля.
31 июля 2014 г. были объявлены секторальные санкции (третий этап санкций), 1 августа они вступили в силу. Секторальные санкции включают эмбарго на поставки вооружений в Россию и вывоз из России оружия и "связанных с ним материалов", запрет на ввоз в РФ "товаров и технологий двойного назначения", а также предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности. Срок их действия - 12 месяцев (с возможностью пересмотра через три месяца).
12 сентября 2014 г. в черный список были внесены 24 физических лица, а также приняты секторальные санкции в отношении 20 российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур.
В том числе, был введен запрет на долговое финансирование трех топливно-энергетических компаний ("Роснефть", "Транснефть", "Газпром нефть") и трех крупнейших оборонных концернов ("Уралвагонзавод", "Оборонпром" и Объединенная авиастроительная корпорация), введены ограничения на торги их облигациями, имеющими к обращения свыше 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг.
Девяти Российским оборонным концернам запрещены поставки европейских технологий двойного значения. Установлены ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг пяти российским банкам - Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, ВЭБ и Россельхозбанку. Запрещены операции с новыми облигациями и другими ценными бумагами, имеющими срок обращения более 30 дней. Ограничено сотрудничество с РФ в сфере услуг по глубоководной разработке месторождений и добыче нефти.
29 ноября 2014 г. ЕС расширил черный список на 13 политиков и пять общественных движений ДНР и ЛНР с общей формулировкой "за участие в выборах 2 ноября", признанных обществом незаконными.
19 декабря 2014 г. вступили в силу новые санкции в отношении Крыма. Они включают запрет на туризм, инвестиции и торговлю, приобретение недвижимости, строительство инфраструктуры и оказание туристических услуг. Кроме того, введены ограничения на экспорт товаров и технологий для энергетического сектора, транспорта и телекоммуникаций, разведки и добычи углеводородов и минералов. Круизным судам, надлежащим европейским компаниям или ходящим под флагом Евросоюза, запрещено Заходить в семь крымских портов (Севастополь, Керчь, Ялту, Феодосию, Евпаторию, Черноморск и Камыш-Бурун).
29 января 2015 г. Совет ЕС на уровне министров иностранных дел продлил на полгода санкции в отношении физических и юридических лиц РФ и ополченцев на Украине, срок я которых истекает в марте 2015 г. Они вступают в силу 14 марта и будут действовать до 15 сентября 2015 г.
9 февраля 2015 г. Совет ЕС на уровне министров иностранных дел принял решение дополнительно включить в черный список 19 физических лиц (пятерых россиян и 14 представителей ЛНР и ДНР), а также девять организаций Донбасса. Вступление санкций в силу отложено на неделю из-за предстоящего саммита "нормандской четверки" в Минске (встреча президентов РФ, Франции. Украины и канцлера Германии 11 февраля).
Несмотря на успешные переговоры, итогом которых стало подписание контактной группой комплекса мер по реализации минских соглашений" (предусматривают прекращение огня в зоне боевых действий на Донбассе и отвод тяжелой техники обеими сторонами конфликта), санкции вступили в силу 16 февраля, так ЕС, несмотря на мирные соглашения по Украине, подписанные в Минске, расширил санкционный список на 19 физических и 9 юридических) которых 5 граждане России.
13 марта 2015 г. Совет Евросоюза принял решение о продление санкций в отношении России до 15 сентября 2015 года. Постановление вступает в силу 14 марта.
22 июня 2015 г. Европейские санкции против России были продлены до 31 января 2016 года.
14 сентября 2015 г. Евросоюз решил продлить санкции против граждан России до 15 марта 2016 года.
15 сентября 2016 г. власти Евросоюза в очередной раз продлили санкции против 146 граждан и 37 юридических лиц России и Украины,
18 июня 2017 г. Евросоюз официально продлил на полгода экономические санкции против России "из-за недостаточного выполнения ею Минских соглашений".
4 августа 2017 г. Евросоюз расширил список антироссийских санкций из-за скандала с поставками турбин Siemens в Крым. В список лиц, подпадающих под ограничительные были добавлены три российских гражданина и три компании.
Черный список Евросоюза включает 146 человек и 37 юридических лиц. Секторальные санкции действуют в отношении 20 российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур.
Первоначально индивидуальные ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц вводились на шесть месяцев, санкции против Крыма и секторальные санкции - на 12 месяцев.
Индивидуальные санкции неоднократно продлевались, последний раз 10 марта 2016 г. (до 15 сентября 2016 г.); санкции в отношении Крыма были продлены 19 июня 2015 г. (до 23 июня 2016 г.); секторальные санкции продлевались дважды - 22 июня 2015 г. (до 31 января и 21 декабря 2015 г. (до 31 июля 2016 г.) и 1 июля 2016 г. (до 31 января 2017 г.).
13 марта 2018 г. Совет ЕС принял решение продлить срок действия заморозки активов 150 физических и 38 юридических лиц, которых власти ЕС обвиняют в причастности к нарушению суверенитета и территориальной целостности Украины до 15 сентября 2018 года.
Санкции регулярно продлеваются Европейским Союзом и действуют по настоящее время.
29 июня 2018 г. Главы государств и правительств стран Евросоюза на саммите в Брюсселе приняли политическое решение продлить экономические санкции против России полгода до конца 2018 г.
5 июля 2018 года Совет ЕС продлил экономические санкции, нацеленные на специфические сектора российской экономики, до 31 января 2019 года.
В соответствии с Регламентом Совета ЕС N 833/2014 от 31 июля 2014 г. членам Европейского Содружества предписывается применять ограничения на экспорт определенных товаров двойного назначения и технологий, товаров для военных нужд.
Выдавая экспортные лицензии на группы товаров двойного назначения, орган, осуществляющий функции экспортного контроля стран ЕС проверяет: обязательства, вытекающие из режимов нераспространения оружия и соглашений по экспортному контролю; обязательства, вытекающие из санкций, наложенных Советом ЕС; учитывает сражения национальной внешней политики и политики национальной безопасности; проверяет достоверность сведений о конечном потребителе.
Орган, осуществляющий функции экспортного контроля принимает решение о доставлении или отказе в предоставлении экспортной лицензии с учетом всех имеющихся сведений о предназначении продукции.
При принятии решения также учитываются как надежность экспортера, так и сведения о компании - конечном получателе продукции.
Орган, осуществляющий функции экспортного контроля принимает такое решение только после политических консультаций с компетентными органами ЕС. В таком случае, срок прохождения процедуры получения экспортной лицензии может многократно превышать расчётный срок.
Из-за особого внимания к экспорту в Российскую Федерацию товаров и проверки их назначения, компетентный орган государственной власти межведомственная государственная комиссия Франции задерживает выдачу разрешительных документов на поставку комплектующих изделий "Thales LAS France SAS" в РФ.
Таким образом, ПАО "Курганмашзавод" лишено возможности исполнить обязательства по Государственному контракту по изготовлению и поставке Товара в согласованные сроки Государственному заказчику в силу причин, независящих поставщика и вне сферы его контроля, т.е. вследствие непреодолимой силы.
Указанные выше обстоятельства являются общеизвестными, опубликованы в печатных изданиях и интернет-версиях ведущих средств массовой информации России и странных СМИ, и не подлежат доказыванию, согласно законодательству Российской Федерации.
Данные обстоятельства повлияли на исполнение как договора поставки продукции от 28.02.2017 г. между ПАО "Курганмашзавод" и АО "Вологодский - механический завод", так и самого контракта.
Согласно ст. 79 "Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах народной купли-продажи товаров" (заключена в г. Вене 11.04.1980 г.), вступила в силу для Франции с 01.01.1988 г., вступила в силу для России 01.09.1991 г.: сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избегания или преодоления этого препятствия или его последствий; если неисполнение стороной своего обязательства вызвано неисполнением третьим лицом, привлеченным ею для исполнения всего или части договора, эта сторона освобождается от ответственности только в том случае, если: она освобождается от ответственности на основании предыдущего пункта; и привлеченное ею лицо также было бы освобождено от ответственности, если бы положения указанного пункта были применены в отношении этого лица.
Таким образом, форс-мажор на стороне субпоставщика является форс-мажором по основному контракту.
П.3 ст.401 Гражданского кодекса РФ сторона освобождается от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Согласно ст. 416 ГК РФ, невозможность исполнения наступает только тогда, когда обстоятельство, препятствующее исполнению обязательства, находится вне сферы ответственности сторон.
Таким образом, по смыслу законодательства в ситуации невозможности исполнения обязательства должна исключаться гражданско-правовая ответственность субъектов.
П. 5.1. договора поставки от 28.02.2017 г. между ПАО "Курганмашзавод" и АО "Вологодский - механический завод" предусматривает, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.
Согласно п. 13.1 Государственного контракта предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (форсмажора). К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые стороны не могут оказать влияния и за возникновение которых не несут ответственности.
Подпунктом "н" п.3 ст. 15 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской грации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности, в том е обычаи морского порта.
23.11.2018 г. ответчик обратился с заявлением исх. 053-29(2)-2851 в Уральскую торгово-промышленную палату на освидетельствование обстоятельств непреодолимой силы, связанные с невозможностью исполнения Государственного контракта в установленные сроки.
28.11.2018 г. Уральская торгово-промышленная палата констатировала наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), что подтверждается выданным заключением N 5806-1/1682.
Согласно заключения УТПП, форс-мажор на стороне зарубежного производителя фирмы "Thales LAS France SAS", вызванный действиями государственного органа-межведомственной государственной комиссии Франции, является форс-мажором для поставщика по Государственному контракту с Министерством оборы РФ.
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) - действия государственных Франции возникли после заключения Государственного контракта N 1719187412822412241015403 от 23.05.2017 г. между ОАО "Курганмашзавод" и МО РФ.
Данные обстоятельства являются непредвиденными, чрезвычайными и непредотвратимыми. Обстоятельства непреодолимой силы (форм-мажора) действуют в и в настоящее время. Сроки исполнения ПАО "Куршанмашзавод" обязательств по государственному контракту N 1719187412822412241015403 от 23.05.2017 г. перед МО РФ сдвигаются на период действия форс-мажорных обстоятельств, с учетом производственного осла, утвержденного на ПАО "Курганмашзавод" не менее 7,5 месяцев.
28.11.2018 г. во исполнение п.13.2 Государственного контракта ПАО "Куршанмашзавод" уведомило МО РФ о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, возникших при исполнении контракта на поставку для нужд МО РФ в 2018 году боевых машин пехоты БМП-3 исх. 053-29(2)-2897.
В ответ истец 07.12.2018 г. уведомил ответчика исх. N 235/3/2/16893 о том, что в соответствии с решением заместителя Министра обороны Российской Федерации А.Ю. Криворучко от 06.12.2018 г., на основании п.3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 13.1 Контракта ПАО "Курганмашзавод" освобождается от ответственности за неисполнение обязательств (просрочка изготовления и поставки товара).
Кроме того, истцом неверно произведён расчет неустойки.
Согласно пункту 3.2.2 указанного контракта ответчик (головной исполнитель) (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 21.03.2018 г.) обязан в 2018 г. осуществить отгрузку товара грузополучателям в количестве 115 ед. в срок до 10.11.2018 года. на общую сумму 8 034 047 557,65 руб.
Истец не оспаривает факт своевременной поставки 100 изделий в 2018 г. на сумму 6 147 792 913,68 руб.
Просрочка поставки допущена в отношении 15 изделий, поставленных 21 декабря 2018 г.
В исковом заявлении истцом период просрочки определен 42 дня (за период с 10 ноября 2018 по 21 декабря 2018 г.).
По мнению истца, если поставка товара должна быть осуществлена до 10.11.2018, то последний срок поставки - 09.11.2018 г.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
10 ноября 2018 (суббота) является выходным не рабочим днем. В связи с чем, последний день срока поставки считается следующий за ним рабочий день, а именно 12 ноября.
При этом, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ).
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (пункт 1 статьи 194 ГК РФ).
Из указанных норм при их буквальном толковании следует, что дата окончания исполнения обязательств включается в установленный по договору или закону срок исполнения. Использование предлога "до" при этом не имеет определяющего значения.
Пунктом 1 статьи 314 ГК РФ установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Таким образом, должник, не исполнивший обязательство по поставке товара, считается просрочившим исполнение обязательства с началом дня (суток), следующего за последним днем срока надлежащего исполнения обязательств.
Начало периода просрочки должно определяться следующим календарным днем по истечении периода для исполнения обязательства и оканчиваться в соответствующий календарный день фактического его исполнения включительно. Данная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2019 N Ф05-18705/2019 по делу N А40-194850/2018 г.
С учетом изложенного, период просрочки исполнения обязательства исчисляется с 13.11.2018, поскольку контрактом определено, что поставка должна быть осуществлена (с учетом выходного дня) до 12.11.2018 г..).
Кроме того, истцом неверно произведен расчет требуемой к оплате неустойки. В соответствии с п. 11.2 Контракта размер неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14 изложена правовая позиция, согласно которой начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом.
Вместе с тем, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции. Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 06.10.2016 N 305-ЭС16-7657 по делу N А40-125377/2015.
Истец для расчета неустойки за несвоевременную поставку изделий в 2018 году в формуле использовал всю сумму контракта (за все три года), неправомерно использовал стоимость изделий, которые несвоевременно поставлены в 2018 г.
Ответчик со своей стороны представляет расчет неустойки по данному контракту: цена контракта (цена изделий к поставке в 2018 г. ) (Ц) - 8 034 047 557,65 руб., стоимость фактически исполненного в срок (В) - 6 147 792 913,68 руб., срок исполнения обязательства по контракту (ДК) - 536 дн., количество дней просрочки (ДП)- 39 дн. (с 13.11.2018 г. по 21.12.2018 г.), ставка ЦБ- 6 %, формула: К= ДП:ДК х 100%, Сцб=К* х Ставка ЦБ, С=Сцб х ДП, П=(Ц-В) х С; расчет:=39:536х100%=7,27%(К*=0,1),=0,01х6%=0,06%;=0,06%х39=0,0234;=(803404755 7,65-6147792913,68х0,0234=44 138 358,67 руб. неустойки.
Итого размер неустойки по контракту составляет 44 138 358,67 руб.
Таким образом методика расчета неустойки, предложенная истцом, не может быть признана обоснованной и правомерной, поскольку была взята вся сумма контракта, а не той части, которая должна быть поставлена в 2018 году.
При заключении государственного контракта п. 11.2 размер взыскиваемой неустойки был определен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом", установлен размер неустойки в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.6 Постановления N1063).
По мнению ответчика такой размер является чрезмерно высоким, так как эквивалентен 30% процентам годовых, что в несколько раз превышает действующую ставку рефинансирования установленную Центральным банком РФ (6 % годовых).
Пунктом 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что основанием для уменьшения неустойки может быть только ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства.
Кроме того ответчик ссылается на то обстоятельство,что взыскание неустойки с ответчика в заявленном истцом размере может привести к нарушению деятельности ответчика, невыплате заработной плате работникам, что может в свою очередь повлечь социальное напряжение и стать неблагоприятной предпосылкой для дальнейшего развития и функционирования ПАО "Курганмашзавод".
Вместе с тем, по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены АО "ВОМЗ" и АО "НТЦ ЭЛИНС".
АО "НТЦ ЭЛИНС" в отзыве подтверждает позицию ответчика об отсутствие вины в несвоевременной поставке продукции, ссылаясь на следующие фактические обстоятельства дела.
На основании решения МО РФ от 19.10.2016 г. N РЗ-19-2016 в соответствии с ТЗ АО "НТЦ ЭЛИНС" в инициативном порядке за счет собственных средств в 2017 г. приступило к разработке рабочей конструкторской документации на камеру тепловизионную (далее КТВ) "Заря".
В соответствии с ТЗ помимо разработки КД АО "НТЦ ЭЛИНС" поручено изготовить опытный образец КТВ и провести его автономные предварительные испытания. По результатам АПИ откорректировать КД и присвоить литеру "О", доработать опытный образец (далее ОО) КТВ до уровня КД литеры "О" и поставить в АО "ВОМЗ" для установки в изделие Б03С03.
Утвердить документацию литеры "01" установленным порядком.
Все указанные работы проводились с целью импортозамещения тепловизионной камеры производства французской фирмы THALES "Catherin FC" и "Catherin ХР".
Выполняемые работы являются крайне инновационными в виду отсутствия, какого-либо аналога изделия производимого на Российском рынке. Ориентировочные сроки окончания ОКР были установлены - 2 квартал 2019 г.
В конце 2017 г. АО "ВОМЗ" обратилось с просьбой о максимальном сокращении сроков выполнения работ по ОКР, так как при заключении государственного контракта N 1719187412822412241015403 от 23.05.17г. ни ПАО "Курганмашзавод", ни АО "ВОМЗ" не могли предположить, что фирма THALES прекратит поставки тепловизионных камер Catherin FC, которые поставлялись в РФ на постоянной и долговременной основе.
Решением N 3/6/155-2017 от 14.11.2017 г. срок завершения ОКР был смещен на 3 квартал 2018 г. Такое существенное сокращение сроков было обусловлено ограничениями на поставку, введенными фирмой THALES и необходимостью выполнения сроков уже заключенного ГОЗ N1719187412822412241015403 от 23.05.17г. Сокращение сроков выполнения ОКР стало возможным благодаря высоким темпам выполнения разработки нашим предприятием и четкой организацией работ со стороны ПАО "Курганмашзавод", как головного исполнителя по государственному контракту по проведению необходимого объема испытаний на БМП-3 в условиях введенных санкций.
Стандартный порядок выполнения ОКР, предусмотренный ГОСТ РВ 15.307- 2002, ГОСТ 20.57.413-1997 включает в себя следующие этапы работ: разработка конструкторской документации; изготовление опытного образца изделия; проведение предварительных испытаний ОО; корректировка конструкторской документации по итогам испытаний (при необходимости); доработка ОО в соответствии с откорректированной документацией; проведение государственных испытаний; проведение межведомственных испытаний (МВИ); оформление акта межведомственной комиссии (МВК); оформление на основании акта МВК решения о присвоении литеры "01" документации.
Далее разрабатывается план мероприятий о постановке на серийное производство изделия.
Основным моментом это плана является проведение квалификационных испытаний изделия.
После окончания квалификационных испытаний изделие может поставляться, как серийное.
Такому порядку должны следовать все предприятия участники ОКР.
Базируясь на опыте АО "НТЦ ЭЛИНС" участия в крупных ОКР на протяжении более 25 лет, стоит отметить, что срок проведения подобного ОКР составляет 2-3 года. Срок проведения квалификационных испытаний у АО "НТЦ ЭЛИНС" составляет в среднем 3 месяца, у АО "ВОМЗ" 3-4 месяца, у ПАО "Курганмашзавод" от 8 месяцев до 1 года.
В связи с чем, в начале выполнения АО "НТЦ ЭЛИНС" ОКР в 4 квартале 2016 г. срок окончания мероприятий по постановке на производство БМП-3 с новым изделием Б03С03 на ПАО "КМЗ" составил бы 4 квартал 2020 г.
В соответствии с решением от 14.11.2017 г. N 3/6/155-2017 Министерством обороны РФ было разрешено осуществлять комплектование БМП-3 изделием Б03С03, в состав которого вошла новая тепловизионная камера "Заря" при исполнении ГК N1719187412822412241015403 от 23.05.17г. до завершения МВИ и без проведения мероприятий по постановке на производство (п.9 Решения).
При этом, ПАО "Курганмашзавод" может производить отгрузку по ГК N 1719187412822412241015403 от 23.05.17г. только после присвоения конструкторской документации изделию камера тепловизионная ТЕЦА.202162.001 ("Заря") литеры "О1" и утверждению изменений в изделии Б03С03 и изменений в БМП-3. (п.11 Решения), и завершения квалификационных испытаний тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001.
Указанное требование сделало изначально невыполнимыми сроки по уже заключенному на тот момент времени ГК N 1719187412822412241015403 от 23.05.17г.
Срок окончания поставок по ГК в 2018 г. - ноябрь. Литера "О1" была присвоена тепловизионной камере "Заря" и изделию Б03С03 24 июля 2018 г. В связи с чем, ПАО "Курганмашзавод" требовался минимум 1 год для начала выполнения серийных поставок.
28 ноября 2018 г. ПАО "Курганмашзавод" обратилось в МО РФ с просьбой об освобождении от ответственности за неисполнение обязательств (несоблюдение сроков) по вышеуказанному ГК.
Решением заместителя МО РФ А.Ю. Криворучко 06.12.2018 г. в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ и п.13.1 заключенного ГК ПАО "Курганмашзавод" был освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по ГК с учетом производственного цикла, утвержденного на ПАО "КМЗ" на срок не менее 7,5 месяцев.
Это решение было доведено до руководства ПАО "КМЗ" и начальника 3949 ВП МО РФ 07.12.2018 г.
По мнению АО "НТЦ ЭЛИНС" в сложившейся ситуации у истца отсутствуют основания для предъявления исковых требований к ПАО "Курганмашзавод".
АО "ВОМЗ" поддержал позицию ответчика, ссылаясь на то, что во исполнение государственного контракта N 1719187412822412241015403 между АО "ВОМЗ" и ПАО "Курганский машиностроительный завод" заключен договор поставки продукции N 1719187412822412241015403 от 28.02.2017 г.
В качестве соисполнителей договора привлечены АО "Мичуринский завод Прогресс", АО "НИТИОМ ВНЦ "ГОИ им. СИ. Вавилова", ЗАО "Ростокс-Н", ООО "ИнтерКом", ООО "Фотекс", ООО "Пирит", ООО "Тидекс" (письмо N 530/964 от 15.2017 г.).
Согласно п.1.1. договора поставщик обязуется изготовить и поставить, а покупатель принять и оплатить продукцию в количестве, ассортименте и на условиях в соответствии со спецификацией, согласованной обеими сторонами (приложение N 1), являющейся приложением к договору и его неотъемлемой частью.
В соответствии со спецификацией (Приложение N 1) по договору поставляется следующая продукция (окончательно разногласия урегулированы письмом АО "ВОМЗ" N 530/1244 от 11.07.2017 г. и письмом ПАО "Курганмашзавод" N 002-9-3548 от 12.07.2017 г.): изделие Б03С03 ИЮМК.201321.010 ТУ (комбинированный прицел-прибор наведения дальномер): 2017 г. - 34 шт., 2018 г. - 118 шт., 2019 г. - 140 шт. Итого - 292 шт.
Изделие 1ПЗ-10 Ю-37.36.016 ТУ (зенитный перископический прицел): 2017 г. - 38 шт., 2018 г. - 114 шт., 2019 г. - 140 шт. Итого-292 шт.
В 2017 году было поставлено 34 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010, что подтверждается счет-фактурами N 9973 от 22.12.2017 г. (14 шт.), N 10091 от 28.12.2017 г.(2 шт.), N 10098 от 28.12.2017 г. (6 шт.), N 10120 от 29.12.2017 г. (5 шт.), N 10123 от 30.12.2017 (7 шт.), и 42 шт. изделия 1ПЗ-10 Ю-37.36.016 ТУ, что подтверждается счет-фактурами N 6486 от 23.08.2017 г.(10 шт.), N 6852 от 05.09.2017 г. (5 шт.), N 7227 от 14.09.2017 (7 шт.), N 9973 от 22.12.2017 г. (7 шт.), N 10091 от 28.12.2017 г. (9 шт.), 10095 от 28.12.2017 г.(2 шт.), N 10117 от 29.12.2017 г. (2 шт.).
В связи с неопределенностью поставки сборочных комплектов камер CatherineFC, Catherine-XP (Thales, Франция) в 2018 г. (письмо АО "Рособоронэкспорт" N Р7802/1-595 от 14.10.2018 г., Рабочий протокол по итогам переговоров представителей фирмы "Талес ЛАС Франс", АО "Рособоронэкспорт" и АО "ВОМЗ" от 27.09.2018 г.) в целях своевременного выполнения ГОЗ и во исполнение решения N 3/6/155-2017 г. от 14.11.2017 г., утвержденного Министерством обороны РФ, на АО "ВОМЗ" проведены работы по замене в изделии Б03С03 ИЮМК.201321.010 ТУ импортной тепловизионной камеры Catherine-FC (Thales,Франция) на отечественный аналог - камеру тепловизионную ТЕЦА.202162.001, изготовленную на АО "НТЦ ЭЛИНС", путем разработки варианта исполнения изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010- 02.
В соответствии с дополнительным соглашением N 7 к Договору от 08.06.2018 г. и дополнительным соглашением N 5 к договору от 22.06.2018 г. допускается использование тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001 производства АО "НТЦ ЭЛИНС" с изменением варианта исполнения изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010 на - Б03С03 ИЮМК.201321.010-02.
Дополнительным соглашением N 7 от 12.09.2018 г. установлен порядок изготовления, испытаний и поставки изделий ППНД ИЮМК.201321.010-02, в количестве 26 шт., подлежащих поставке в 2018 г. без тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001 с последующей стыковкой в составе объекта. При получении тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001 поставщик своими силами и за свой счет осуществляет допоставку и установку в ранее направленные изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02 с проведением проверок на территории покупателя.
30.10.2018 г. Министерством обороны РФ утвержден комплексный график мероприятий по постановке на производство изделия - тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001 в АО "ВОМЗ".
Дополнительным соглашением N 9 от 21.11.2018 г. установлен порядок изготовления, испытаний и поставки изделий ППНД ИЮМК.201321.010-02, в количестве 37 шт., подлежащих к поставке в 1 квартале 2019 г. без тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001 с последующей стыковкой в составе объекта.
Письмом N 530/2005 от 22.11.2018 г. АО "ВОМЗ" уведомило ПАО "Курганмашзавод" о невозможности получить разрешение от французской администрации по поставке комплектующих Catherine-FC (Thales, Франция) в Россию и постановке на производство изделия - камера тепловизионная ТЕЦА.202162.001 в 2018 г.
Таким образом, во исполнение решения Министерства обороны РФ в импортозамещения и в целях своевременного выполнения обязательств по договору в предмет договора включено изделие Б03С03 ИЮМК.201321.010-02.
В соответствии с уточненной спецификацией (приложение N 1 к дополнительному соглашению N 14 к договору от 20.12.2019 г.): в 2017 г. осуществляется поставка 34 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010 и 42 шт. изделия 1ПЗ-10 Ю-37.36.016 ТУ;
В 2018 г. - 118 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02 и 194 шт. изделия 1ПЗ-10 Ю-37.36.016 ТУ;
В 2019 г. - 121 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02 и 56 шт. изделия 1ПЗ10 Ю-37.36.016 ТУ;
Февраль 2020 г. - 19 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02.
В 2018 году было поставлено 118 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02, что подтверждается счет-фактурами 194 шт. изделия 1ПЗ-10 Ю-37.36.016 ТУ, что также подтверждается счет-фактурами.
В 2019 году было поставлено 129 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02, что подтверждается счет-фактурами 56 шт. изделия 1ПЗ-10 Ю-37.36.016 ТУ, что также подтверждается счет-фактурами.
В 2019 году было поставлено 11 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02, что подтверждается счет-фактурами.
Итого, по договору поставлено 292 шт. изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010/Б03С03 ИЮМК.201321.010-02 и 292 шт. изделия 1ПЗ-10 Ю37.36.016 ТУ.
Срок действия договора - до 31.12.2020 г. (в редакции дополнительного соглашения N 13 от 12.12.2019 г.)
На основании вышеизложенного, АО "ВОМЗ" выполнило свои обязательства по поставке ТМЦ в сроки и в полном объёме в соответствии с условиями договора и дополнительными соглашениями к нему. В связи с чем, что основания для предъявления регрессных требований у ПАО "Курганмашзавод" к АО "ВОМЗ" отсутствуют.
Кроме того, поставка сборочных комплектов камер Catherine-FC, Catherine-XP осуществлялась посредством договора комиссии между АО "ВОМЗ" и ОАО "Рособоронэкспорт" в рамках оглашения, заключенного ОАО "Рособоронэкспорт" с компанией "Талес ЛАС Франс".
В 2018 году проводились трехсторонние переговоры между представителями компаний "Талес", АО "Рособоронэкспорт" и АО "ВОМЗ". В соответствии с протоколом от 27.09.2018 г. сторонами согласован новый график поставки тепловизионных камер Catherine-XP.
Также АО "Рособоронэкспорт" письмом от 04.10.2018 г. уведомило о рассмотрении французской стороной вопроса о поставке камер в Россию до конца 2018 года.
Таким образом, вопрос о поставке камер в 2018 году оставался открытым.
При этом, учитывая сложившуюся ситуацию, и в целях недопущения срыва поставки продукции по государственному оборонному заказу, АО "ВОМЗ" письмом от 22.11.2018 г уведомило ОАО "Курганмашзавод" об обстоятельствах непреодолимой силы.
Одновременно в целях безусловного исполнения государственного оборонного заказа, АО "ВОМЗ" инициированы мероприятия по замене запрещенных импортных комплектующих отечественными аналогами. При этом, замена импортных комплектующих на иную аналогичную (взаимозаменяемую) осложнена следующими обстоятельствами.
Альтернативный поставщик комплектующих - АО "НТЦ ЭЛИНС" - был согласован Министерством обороны в ноябре 2017 года. В соответствии с решением N 3/6/155-2017 г. от 14.11.2017 г., утвержденным Министерством обороны РФ, АО "ВОМЗ" поручено проведение работ по введению в изделие Б03С03 ИЮМК.201321.010 ТУ камеры тепловизионной ТЕЦА.202162.001, изготовленной АО "НТЦ ЭЛИНС", как допустимую замену импортной тепловизионной камеры CatherineFC (Thales, Франция).
Процесс замены камеры Catherine-FC на отечественный аналог - тепловизионную камеру ТЕЦА.202162.001 - это длительная процедура, включающая подготовку документации, проведение испытаний, приемку продукции Министерством обороны РФ.
При этом, комплексный график мероприятий по постановке на производство изделия - тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001 в АО "ВОМЗ" - утвержден Министерством обороны РФ только 30.10.2018 г. (приложение N 15 к объяснениям АО "ВОМЗ" от 03.08.2020 г. N 637/175).
Само изделие Б03С03 ИЮМК.201321.010-02 (с камерой ТЕЦА.202162.001) в 2018 году еще проходило типовые испытания.
Решением Минобороны РФ N 3/6/155-2017 г. от 14.11.2017 г. предусмотрено, что приемку и отгрузку изделия Б03С03 ИЮМК.201321.010-02 необходимо осуществлять до окончания предварительных испытаний, утверждения изменений в конструкторскую документацию и погашения предварительного извещения с простановкой в особых отметках паспорта ссылки на данное решение.
В связи с этим, дополнительным соглашением N 4 от 08.08.2018 г., N 5 от 22.06.2018 г. к договору в спецификацию введено изделие Б03С03 ИЮМК.201321. 010- 2 в количестве 55 шт., подлежащих к поставке в 2018 г.
Дополнительными соглашениями N 7 от 12.09.2018 г. и N 9 от 21.11.2018 г. установлен порядок изготовления, испытаний и поставки изделий ППНД ИЮМК.201321. 010-2, в количестве 26 шт., подлежащих к поставке в 2018 г., и 37 шт. в 1 квартале 2019 г. без тепловизионной камеры ТЕЦА.202162.001.
В соответствии с условиями дополнительных соглашений поставщик изготавливает проводит предусмотренные техническими условиями испытания продукции с использованием технологических тепловизионных камер. При получении положительных результатов испытаний изделий поставщик осуществляет отстыковку технологических тепловизионных камер с установкой технологических заглушек и осуществляет поставку продукции покупателю с сопроводительными письмами, подписанными поставщиком и 2008 ВП Министерства обороны РФ о положительных результатах цеховых, предъявительских и приемо-сдаточных испытаний. После изготовления и приемки камер ТЕЦА.202162.001 поставщик своими силами и за свой счет осуществляет их допоставку и установку в ранее направленные изделия с проведением проверок на территории покупателя.
При получении сведений о положительных результатах проверок в составе объекта 2008 ВП Министерства обороны РФ осуществляет приемку продукции с оформлением паспортов, после чего данные паспорта направляются покупателю.
Вышеизложенные обстоятельства полностью подтверждают факт, что АО "ВОМЗ" совместно с ПАО "Курганский машиностроительный завод" добросовестно использовали все имеющиеся возможности для безусловного выполнения обязательств по государственному оборонному заказу.
В результате предпринимаемых действий была произведена замена камеры Catherine-FC на тепловизионную камеру ТЕЦА.202162.001, что привело к увеличению срока поставки комплектующих изделий по договору, причиной которого являются обстоятельства независящие от воли участников договорных обязательств.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2020 г. (резолютивная часть от 03.12.2020 г.) по делу N А40-14071/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14071/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ПАО "КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Третье лицо: АО "ВОЛОГОДСКИЙ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"