г. Москва |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А41-60909/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от АО "Торговый дом "Перекресток" - представитель не явился, извещено;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 ноября 2020 года по делу N А41-60909/20
по заявлению акционерного общества "Торговый дом "Перекресток"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" (далее - АО "Торговый дом "Перекресток", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Московской области) об оспаривании предписания от 27.08.2020 N 3/890-07.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2020 года по делу N А41-60909/20 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 209-211).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 03.08.2020 по 27.08.2020 в отношении АО "Торговый дом "Перекресток", расположенного по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Бирлово поле, д 1, на основании распоряжения от 23.07.2020 N 03-2443-п проведена плановая выездная проверка Управлением Роспотребнадзора по Московской области.
По результатам проверки административным органом выдало обществу предписание от 27.08.2020 об устранении нарушений обязательных требований следующего содержания: "обеспечить соблюдение требований к процессам хранения и реализации масла растительного с соблюдением светового режима согласно условиям хранения, заявленным изготовления" (т. 1 л. д. 10-11).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "Торговый дом "Перекресток" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 названной статьи.
В силу части 9.3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Такой перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности").
В соответствии с пунктом 20 Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из предусмотренных статьей 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Шестидесятидневный срок устанавливает общую продолжительность проверки юридического лица (в том числе его филиалов), однократно и комплексно проводимой не чаще чем один раз в три года (иной срок, установленный в соответствии с требованиями части 9.3 статьи 9 Закона N 294 ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (в части превышения установленных сроков проведения проверок).
АО "Торговый дом "Перекресток" осуществляет торговлю пищевыми продуктами, производство пищевой продукции (кулинарные цеха), производственные объекты общества отнесены к категории чрезвычайно высокого риска, поэтому проведение плановых проверок один раз в год является правомерным.
Как следует из материалов дела, что в течение 2020 года в отношении общества неоднократно проводились проверки, а именно:
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Новогородской области N 1465 от 24/12/2019 в период с 01.01.2020 по 11.02.2020, 5 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области N 2574 от 24.12.2019 в период с 20.01.2020 по 14.02.2020, 11 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 253 от 21.02.2020 в период с 02.03.2020 по 07.05.2020, 30 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Белгородской области N 235 от 21.02.2020 в период с 02.03.2020 по 27.03.2020, 17 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Липецкой области N 136/03-3 от 02.03.2020 в период с 30.03.2020 по 27.03.2020, 14 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю N 538 от 20.04.2020 в период с 30.04.2020 по 02.06.2020, 20 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по республике Башкортостан N 1134 от 28.04.2020 в период с 12.05.2020 по 08.06.2020, 8 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области N 000552-рп от 07.05.2020 в период с 18.05.2020 по 15.06.2020, 20 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю N 260р-12-2020 от 19.05.2020 в период с 25.05.2020 по 22.06.2020, 10 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 15-6320-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 4 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 10-4485-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 3 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 09-4147-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 4 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 08-3594-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 3 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 05-2934-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 5 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 02-2018-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 8 рабочих дней;
- на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Московской области N 01-2000-п от 23.07.2020 в период с 03.08.2020 по 28.08.2020, 3 рабочих дней.
Таким образом, планируемая проверка на основании распоряжения от 23.07.2020 N 03- 2443-п, является незаконной в силу требований Закона N 294-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540, предусмотренные статьей 9 Закона N 294-ФЗ сроки, устанавливающие регулярность проводимых плановых проверок, необходимо исчислять с момента учреждения юридического лица, а не с даты создания его филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений, Ограничение в шестьдесят рабочих дней распространяется в целом на юридическое лицо, включая филиалы, представительства и обособленные подразделения, а не на определенную территорию деятельности юридического лица.
В силу части 1, пунктов 1, 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 9, пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 названного Закона, относится к грубым нарушениям порядка организации и проведения проверок, влекущим недействительность результатов проверки.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2020 года по делу N А41-60909/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60909/2020
Истец: АО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПЕРЕКРЕСТОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ