г. Хабаровск |
|
03 марта 2021 г. |
А73-15511/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ж.В. Жолондзь
рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспром ДВ"
на решение от 28 декабря 2020 года
по делу N А73-15511/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Леспром ДВ"
о взыскании 600 000 рублей
установил: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Леспром ДВ" о взыскании неустойки в размере 600 000 рублей за нарушение срока разработки и представления проекта освоения лесов на основании подпункта "б" пункта 14 договоров аренды лесного участка от 25 мая 2017 года N 2935/2017 и N 2936/2017, начисленной за июнь, июль 2019 года.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда в виде резолютивной части от 11 декабря 2020 года исковое требование удовлетворено.
28 декабря 2020 года судом изготовлено мотивированное решение.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование указано, что аналогичные исковые требования ранее были предметом исследования суда, получили надлежащую оценку делу N А73-15381/2019, в связи с этим ответчиком было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, которое не принято во внимание суда первой инстанции при принятии судебного акта. Считает, что у суда первой инстанции имелись основания для перехода к рассмотрении дела по общим правилам искового производства с целью выяснения и исследования дополнительных обстоятельств. Оснований для наложения штрафных санкций не имеется, поскольку при заключении договоров аренды лесных участков представлены устаревшие лесоустроительные материалы, в результате возникла необходимость проведения новых лесоустроительных работ и подготовки проектов освоения лесов.
Ответчик также ходатайствует об уменьшении размера неустойки в связи с ее явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
Стороны извещены о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Истец в отзыве заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
На основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
25 мая 2017 года между Управлением лесами Правительства Хабаровского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Леспром ДВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 2935/2017, на основании которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 52 893,6 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, Сукпайское лесничество, Сукпайское участковое лесничество, с кадастровым номером 27:08:0000000:1971, определенный в пункте 2 настоящего договора (пункт 1).
25 мая 2017 года между Управлением лесами Правительства Хабаровского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Леспром ДВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 2936/2017, на основании которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 59 208,9 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, Нанайский муниципальный район, Мухенское лесничество, с кадастровым номером 27:00:0000000:176, определенный в пункте 2 настоящего договора (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 договоров лесные участки передаются в целях использования лесов для заготовки древесины.
Пунктом 24 установлен срок действия договоров - с момента государственной регистрации 49 лет. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующим штампом.
Лесные участки переданы арендатору по актам приема-передачи от 14 июня 2017 года.
Согласно подпункту а) пункта 11 договоров арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
В соответствии с абзацем вторым подпункта г) пункта 12 договоров в обязанности арендатора входит, в том числе, не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Ответственность арендатора за нарушение срока разработки и представления в Управление лесами проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного подпунктом г) пункта 12 договоров, или использование лесного участка без проекта освоения лесов, установлена подпунктом б) пункта 14 договоров в виде неустойки в размере 150 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Срок действия проектов освоения лесов, утвержденных Управлением лесами от 11 августа 2017 года N 682п и от 14 августа 2017 года N 690п, истек 31 декабря 2018 года.
Установив, что проекты освоения лесов представлены арендатором на государственную экспертизу 16 августа 2019 года, истец начислил неустойку за июнь, июль 2019 года, направил ответчику претензии от 21 июля 2020 года исх. N 02-30/11059, N 02-30/11052 с требованием ее оплатить.
Претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
На территории Хабаровского края органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, в настоящее время является Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
Согласно пункту 3.8 Положения о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года N 162-пр, Комитет осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным Правительством края до передачи Управлению полномочий на заключение таких договоров, в том числе заключает соглашения об изменении и расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса, предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, требования о досрочном внесении арендной платы, предложения о досрочном расторжении договоров, подает соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми правами истца, ответчика и третьего лица.
В силу статьи 74 Лесного кодекса Российская Федерация заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российская Федерация имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 2 статьи 64 Лесного кодекса Российская Федерация уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российская Федерация предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 88 Лесного кодекса Российская Федерация состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российская Федерация проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 26 сентября 2016 года N 496 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (Порядок N 496).
Согласно пункты 3, 7 Порядка N 496 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренным проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Законом не предусмотрена возможность использования арендатором лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, следовательно, арендатор обязан был разработать проект освоения лесов и представить его арендодателю для проведения государственной экспертизы.
Договорами установлен срок исполнения арендатором возложенной на него обязанности - в течение шести месяцев со дня заключения договоров и не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов.
Срок действия проектов освоения лесов, утвержденных Управлением лесами от 11 августа 2017 года N 682п и от 14 августа 2017 года N 690п, истек 31 декабря 2018 года. Последний срок предоставления проекта освоения лесов на новый срок в соответствии с условиями договоров - 30 июня 2018 года. Проекты освоения лесов представлены арендатором на государственную экспертизу 16 августа 2019 года, то есть в нарушением установленного договорами срока.
Учитывая установленный факт нарушения ответчиком условий договоров, привлечение ответчика к ответственности в форме неустойки является обоснованным.
По расчету истца неустойка за период с июня 2019 года по июль 2019 года составила 600 000 рублей (150 000 рублей х 2 месяца) по каждому из договоров.
Расчет произведен в соответствии с условиями договоров, апелляционным судом проверен и признан верным.
Рассмотрев довод апелляционной жалобы о несоразмерности неустойки и об уменьшении ее размера по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает его несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Заявление о применении судом положений указанной статьи Кодекса может быть сделано ответчиком на любой стадии рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции до удаления суда в совещательную комнату.
В соответствии с пунктом 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным условием для уменьшения неустойки, подлежащей взысканию с нарушившего обязательство лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является наличие обоснованного заявления такого лица об уменьшении ее размера, сделанного при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Ответчик является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Следовательно, рассматривать вопрос об уменьшении размера договорной неустойки суд вправе только при наличии заявления ответчика об уменьшении ее размера.
Согласно материалам дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не заявлял о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах правовых оснований для рассмотрения заявления ответчика о снижении неустойки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении аналогичных исковых требований по делу N А73-15381/2019 отклоняется апелляционным судом, поскольку по данному делу рассматривалось требование истца к ответчику о взыскании неустойки за иной период, а именно с 1 июля 2018 года по 31 мая 2019 года.
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для перехода к рассмотрении дела по общим правилам искового производства с целью выяснения и исследования дополнительных обстоятельств признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела, в том числе, по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Таким образом, по формальным признакам настоящее дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, и в силу приведенной нормы подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства независимо от волеизъявления сторон.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в том числе по ходатайству одной из сторон, придет к выводу о необходимости выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания. Вопросы, связанные с переходом к рассмотрению дела по общим правилам искового производства являются прерогативой суда и непосредственно связаны с оценкой представленных в дело доказательств, в том числе на предмет их достаточности.
В соответствии с абзацем шестым пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18 апреля 2017 года "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств суд вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Приведенных оснований для рассмотрения настоящего дела по общим правилам искового производства судом не установлено.
Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не препятствовало представлению ответчиком дополнительных доказательств в обоснование своей позиции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 декабря 2020 года по делу N А73-15511/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15511/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "Леспром ДВ"