Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2021 г. N Ф02-2103/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А78-1686/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Каминского В.Л., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации" и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07.12.2020 по делу N А78-1686/2020 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) о взыскании задолженности, с участием в деле третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" (ОГРН 1097536000539, ИНН 7536098880), федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1102724005647, ИНН 2722097242),
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Лапердиной О.В., представителя по доверенности от 09.01.2021 N 4,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за тепловую энергию по государственному контракту N02008555 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 09.01.2019 в размере 1 262 310 рублей 91 копейка за июль 2019 года.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29.11.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 31.01.2020, 22.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Фаворит", федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела истец заявил отказ от исковых требований к ФГБУ "ЦЖКУ", просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Минобороны России, ФГКУ "Сибирское ТУИО", а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарно с Российской Федерации в лице Минобороны Российской Федерации, задолженность за поставленную тепловую энергию на объект по адресу: г. Чита, ул. Кастринская, 3б сумме 17 718 рублей 69 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены. С ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца взыскано 17 718 руб. 69 коп. основного долга. Производство по делу в части требований к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации прекращено.
Не согласившись с указанным решением, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, обратились с апелляционными жалобами в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которых просят принятый по делу судебный акт отменить.
В обоснование своей апелляционной жалобы ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации указывает, что в силу действующих норм жилищного законодательства обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нанимателях. Являясь лишь титульным владельцем спорных объектов, то есть в силу закона, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России владеет спорными объектами, но не является их собственником и правом распоряжаться имуществом и тем более, производить оплату расходов по содержанию нежилых помещений и коммунальных услуг, не правомочно. Учреждению полномочия по оплате расходов по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг не переданы.
Министерство обороны Российской Федерации в своей апелляционной жалобе указывает, что обязанным лицом по оплате задолженности является управляющая компания ООО УК "Фаворит".
От истца поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором заявитель просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела и установлено судом 09.01.2019 между ПАО "ТГК-14" и ФГБУ "ЦЖКУ" (с разногласиями) был подписан государственный контракт N 02008555 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде.
Согласно условиям данного контракта, ПАО "ТГК-14" приняло на себя обязательства по поставке тепловой энергии (п. 1.1, 2.1.1 контракта), а ответчик принял обязательства оплачивать тепловую энергию (п. 2.3.1, 4.1 контракта).
Одним из объектов поставки тепловой энергии по данному договору теплоснабжения являлось общежитие по адресу: г. Чита, ул. Кастринская, 3б.
Дополнительным соглашением N 17 к договору управления N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 из перечня объектов, переданного на управление учреждению, помещение общежития исключено.
31.07.2019 истец выставил для оплаты счет-фактуру за период июль 2019 года на общую сумму 1 262 310 рублей 91 копейки.
В процессе рассмотрения дела истец произвел перерасчет начислений за июль 2019 года до 1 259 651 рубля 81 копейки.
Обязательства ответчика-1 на сумму 1 242 561 рубль 99 копеек прекращены с учетом сложившейся переплаты за 2018 год на основании письма от 13.12.2019.
Неоплаченная задолженность в размере 17 718,69 руб. составляет плату за услуги по отоплению и горячему водоснабжению по общежитию по адресу г. Чита ул. Кастринская, 3б.
Ссылаясь не ненадлежащее исполнение обязательств по оплате задолженности за тепловую энергию, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Довод ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о том, что у него отсутствует обязанность по содержанию объекта по адресу: г. Чита, улица Кастринская дом 3, корпус "Б" судом не принимается.
Как следует из материалов дела собственником спорного объекта является Министерство обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" расторгли договор управлении объектом по адресу: г. Чита, ул. Кастринская дом 3 корпус "б", данный объект на праве оперативного управления был передан ФГКУ "СибТУИО".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Абзацем 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В материалы дела представлены сведения о регистрации права оперативного управления на общежитие по адресу: Кастринская, 3б за ФГКУ "СибТУИО".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что ФГКУ "СибТУИО", как лицо, которому названное помещение передано в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов и оплате коммунальных услуг.
В этой связи доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что обязанным лицом по оплате задолженности является управляющая компания подлежат отклонению.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к учреждению, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Объем тепловой энергии, поставленной на нужды отопления спорного помещения произведен из расчета площади помещения (496,8 кв.м.).
Согласно уточненному расчету истца, задолженность по объекту - г. Чита, ул. Кастринская, 3Б составила 17 718,69 руб.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции признал его верным.
Доказательств оплаты задолженности ответчиками не представлено.
В связи с чем, требования истца о взыскании стоимости поставленной тепловой энергии являются законными и обоснованными.
Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Поскольку собственником имущества является Министерство обороны Российской Федерации, то его привлечение в качестве субсидиарного должника обоснованно и соответствует положениям гражданского законодательства.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07.12.2020 по делу N А78-1686/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1686/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "Фаворит", Территориальный орган восточного регионального управления жилищного обеспечения 4 Отдел г.Чита ФГКУ "Востокрегионжилье", ФГКУ "Востокрегионжилье", ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ