г. Тула |
|
2 марта 2021 г. |
Дело N А62-1711/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (Смоленская область, Смоленский район, дер. Богородицкое, ОГРН 1056735021694, ИНН 6714026220) - Барсуковой Е.Н. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заявителя - акционерного общества "Смолстром-сервис" (г. Смоленск, ОГРН 1026701439907, ИНН 6731028404), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Газпром газораспределение Смоленск" (г. Смоленск, ОГРН 1026701455329, ИНН 6731011930), общества с ограниченной ответственностью "Газтехмонтаж" (г. Смоленск, ОГРН 1026701432548, ИНН 6731031573), общества с ограниченной ответственностью "Управдом-Сервис" (г. Смоленск, ОГРН 1126733003066, ИНН 6732052223), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, ОГРН 1117746644400, ИНН 7703750144), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Смолстром-сервис" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.09.2020 по делу N А62-1711/2020 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Смолстром-сервис" (далее - АО "Смолстром-сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области к администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность Козинского сельского поселения газовых сетей и оборудования в микрорайонах Новосельцы и Алтуховка Смоленского района Смоленской области, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
АО "Смолстром-сервис" неоднократно уточняло и дополняло заявленные требования и в результате просит:
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность газовых сетей и оборудования к многоквартирным домам N 1 (N 12-а по Генплану), N 2 (N 12 по Генплану), N 4 (N 11 по Генплану) и N 10 (N 8 по Генплану) по ул. Юбилейной в микрорайоне Новосельцы, к многоквартирным домам N 1 (N 4 по Генплану) по ул. Светлая и N 1 (N 6 по Генплану) по ул. 70-лет Победы в микрорайоне Алтуховка, а также наружных сетей газоснабжения водозабора микрорайона Алтуховка Смоленского района Смоленской области,
- возложить на администрацию обязанность принять указанные объекты в муниципальную собственность Козинского сельского поселения и организовать проведение их технического обслуживания в соответствии с календарным планом-графиком технического обслуживания на 2020 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Газпром газораспределение Смоленск" (далее - АО "Газпром газораспределение Смоленск"), общество с ограниченной ответственностью "Газтехмонтаж" (далее - ООО "Газтехмонтаж"), общество с ограниченной ответственностью "Управдом-Сервис" (далее - "Управдом-Сервис"), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление Росреестра по Смоленской области), межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - МТУ Ростехнадзора).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "Смолстром-сервис" обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
АО "Газпром газораспределение Смоленск" в отзыве поддержало жалобу заявителя.
Управление Росреестра по Смоленской области в отзыве указало на отсутствие заинтересованности по делу.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, АО "Смолстром-сервис" на основании разрешений на строительство, выданных администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - администрация Смоленского района), являлось застройщиком многоквартирных домов в микрорайоне Новосельцы:
- N 1 по ул. Юбилейной (N 12-а по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-210 от 11.06.2014 сроком действия 12 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 67-RU67518000-79-2015 от 29.09.2015),
- N 2 по ул. Юбилейной (N 12 по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-17 от 01.02.2012 сроком действия 25 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67518000-85 от 26.12.2012),
- N 4 по ул. Юбилейной (N 11 по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-18 от 01.02.2012 сроком действия 25 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67518000-13 от 26.02.2014),
- N 10 по ул. Юбилейной (N 8 по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-258 от 30.10.2013 сроком действия 22,7 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 67-RU67518000-92-2015 от 26.11.2015),
и многоквартирных домов в микрорайоне Алтуховка:
- N 1 по ул. Светлая (N 4 по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-293 от 28.07.2014 сроком действия 17,8 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 67-RU67518000-14-2016 от 23.03.2016),
- N 2 по ул. Светлая (N 5 по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-481-2015 от 08.12.2015 сроком действия до 23.06.2017; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 67-RU67518000-16-2017 от 29.03.2017),
- N 1 по ул. 70-лет Победы (N 6 по Генплану; разрешение на строительство N RU 67518000-120 от 08.07.2013 сроком действия 41 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67518000-48 от 26.06.2015),
- N 1 по ул. Дружбы (N 7 по Генплану; разрешение на строительство N 67-RU67518000-191-2017 от 18.04.2017 сроком действия 06.01.2018; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 67-RU67518000-90-2017 от 27.12.2017),
а также водозаборного сооружения по объекту "Микрорайон "Алтуховка" (разрешение на строительство N RU 67518000-162 от 23.05.2014 сроком действия 10 мес.; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67518000-14 от 04.03.2015).
Генеральным подрядчиком ООО "Газтехмонтаж" по заказу ЗАО "Смолстром-Сервис" (в настоящее время - АО "Смолстром-сервис") согласно разработанным ЗАО "Стройиндустрия" проектам систем газоснабжения осуществлено строительство:
- подземного газопровода среднего давления с ПГБ-50Н к 2-секционному жилому дому N 12 (по генплану) со встроенными помещениями общественного назначения у д. Новосельцы Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 2), длиной 244,7 м, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.09.2012;
- подземного газопровода низкого давления от существующего ПГБ50Н-ЭК к 4-секционному жилому дому N 11 (по генплану) с помещениями общественного назначения и 2-секционному жилому дому N 12 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Новосельцы Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 4, 2), длиной 439,2 м (53,5 м диаметром 225; 0,5 м диаметром 160; 42,7 м диаметром 110; 234,5 м диаметром 90, 108 м диаметром 63), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 11.12.2012;
- подземного газопровода среднего давления от ГРП-1 до водозабора в д. Алтуховка Смоленского района Смоленской области, длиной 1549,7 м, что подтверждается копией акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 07.10.2014;
- подземного газопровода низкого давления к 10-этажному жилому дому N 8 (по генплану) в д. Новосельцы Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 10), длиной 188,6 м (72,5 м диаметром 160; 64,5 м диаметром 110; 51,6 м диаметром 63), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 25.02.2015;
- подземного газопровода низкого давления к 6-секционному 10- этажному жилому дому N 6 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Алтуховка Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Алтуховка, ул. 70 лет Победы, д. 1), длиной 303,1 м (103,5 м диаметром 225; 63,5 м диаметром 160; 92,1 м диаметром 110; 44,0 м диаметром 63), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 31.03.2015;
- подземного газопровода низкого давления к 6-секционному 10-этажному жилому дому N 6 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Алтуховка Смоленского района Смоленской области (2-я очередь) (нынешний адрес: д. Алтуховка, ул. 70 лет Победы, д. 1), длиной 161,5 м (55,6 м диаметром 160; 54,3 м диаметром 110; 51,6 м диаметром 63), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 31.03.2015;
- подземного газопровода низкого давления от ПГБ-100Н-2 к 10-этажному жилому дому N 12-а (по генплану) в д. Новосельцы Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 1), длиной 139,2 м (56,5 м диаметром 225; 2,5 м диаметром 160; 45,8 м диаметром 110; 34,4 м диаметром 63), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 14.09.2015;
- подземного газопровода среднего давления с ГРПШ-15-2Н-У1 к 10-этажному жилому дому N 4 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Алтуховка Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Алтуховка, ул. Светлая, д. 1), длиной 97,3 м диаметром 110, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 21.03.2016;
- подземного газопровода низкого давления от ГРПШ-15-2Н-У1 к 10- этажному жилому дому N 4 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Алтуховка Смоленского района Смоленской области (нынешний адрес: д. Алтуховка, ул. Светлая, д. 1), длиной 204,6 м (156,0 м диаметром 160; 6,6 м диаметром 110; 27,6 м диаметром 90; 14,4 м диаметром 63), что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 21.03.2016.
Управление построенными многоквартирными домами в д. Алтуховка осуществляет созданное заявителем ООО "Управдомсервис".
Работы по техническому обслуживанию газовых сетей и оборудования в микрорайонах Новосельцы и Алтуховка выполняют АО "Газпром газораспределение Смоленск" и ООО "Газтехмонтаж", имеющие соответствующие лицензии (договор от 26.01.2015 N 24 между ЗАО "Смолстром-Сервис" и ООО "Газтехмонтаж", договор от 08.04.2019 N 209/13/12А между ООО "Управдом-сервис" и АО "Газпром газораспределение Смоленск", договор от 01.07.2019 N 209-609/13/12Б между ООО "Управдом-сервис" и АО "Газпром газораспределение Смоленск", договор от 01.02.2020 N 209-609/13/14 между ООО "Управдом-сервис" и АО "Газпром газораспределение Смоленск").
АО "Смолстром-сервис" неоднократно обращалось в администрацию Смоленского района, администрацию Козинского сельского поселения с заявлениями (от 21.02.2017 исх. N 35/01, от 10.05.2017 исх. N 89/01, от 08.08.2017 исх. N 111/01) о принятии в муниципальную собственность (сельского поселения) на основании пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества наружных сетей газо-теплоснабжения и канализации многоквартирных домов N 1 (N 12-а по Генплану), N 2 (N 12 по Генплану), N 4 (N 11 по Генплану) и N 10 (N 8 по Генплану) по ул. Юбилейной в микрорайоне Новосельцы, многоквартирных домов N 1 (N 4 по Генплану) и N 2 (N 5 по Генплану) по ул. Светлая, многоквартирного дома N 1 (N 6 по Генплану) по ул. 70-лет Победы и многоквартирного дома N 1 (N 7 по Генплану) по ул. Дружбы в микрорайоне Алтуховка, не вошедших в состав общего имущества собственников помещений в данных домах, а также наружных сетей газоснабжения водозабора микрорайона Алтуховка Смоленского района Смоленской области, канализационного коллектора и коллектора ливневой канализации в микрорайоне Новосельцы.
Администрацией Смоленского района обществу было сообщено (ответы от 16.08.2018 N 2104, от 17.08.2018 N 10967), что решение вопросов по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов наружных сетей к многоквартирным домам NN 1, 2, 4, 10 по ул. Юбилейной в д. Новосельцы, NN 1, 2 по ул. Светлой, N 1 по ул. 70-лет Победы и N 1 по ул. Дружбы в д. Алтуховка находится в компетенции администрации Козинского сельского поселения.
Ответ на обращения общества из администрации Козинского сельского поселения не поступил.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Смолстром-сервис" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
АО "Смолстром-сервис" указывает на то, что после передачи дольщикам помещений в построенных им домах обязанность общества по содержанию этих домов, а также инженерных коммуникаций, обеспечивающих подачу коммунальных ресурсов в дома, прекратилась. Спорные объекты газоснабжения и газораспределения не вошли в состав общедомового имущества, то есть фактически являются бесхозяйными и с неизбежностью должны поступить в собственность муниципального образования, в компетенцию которого входит организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Уклонение администрации от принятия этих объектов нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку оно вынуждено нести незапланированные расходы по содержанию объектов.
Администрация, возражая против заявления, отмечает, что местное самоуправление обладает самостоятельностью в решении вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, и, соответственно, на нее не может быть возложена обязанность принятия в муниципальную собственность инженерных коммуникаций, не включенных в состав общедомового имущества, тем более что спорные объекты газоснабжения и газораспределения построены за счет средств дольщиков и застройщика, то есть являются частной собственностью.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "О долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства обязательства застройщика считаются исполненными.
Инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в границах земельного участка, на котором расположен дом, поступает в собственность лиц, которым принадлежат помещения в данном доме (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом, как указано в статье 8.1 названного Закона, полномочия органов местного самоуправления в вопросах организации газоснабжения ограничиваются подготовкой населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, согласованием схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Действующее законодательство определяет также ряд случаев, когда орган местного самоуправления обязан принять в муниципальную собственность сети инженерно-технического обеспечения, в том числе объекты газоснабжения и газораспределения.
В частности, если органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или предоставлен земельный участок для комплексного освоения территории и в соответствующем договоре, заключенном с победителем аукциона, предусмотрено обязательство последнего осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной, коммунально-бытовой, транспортной инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной (осваиваемой) территории, и передать их в собственность муниципального образования (часть 1, пункты 1, 2 части 4 статьи 46.2, пункт 2 части 6 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В отдельных случаях это носит рекомендательный характер.
Так, в части 3 пункта 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, органам местного самоуправления (органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Москвы и Санкт-Петербурга) рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную (государственную) собственность.
Согласно статье 225 ГК РФ имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которое собственник отказался, признается бесхозяйным. Оно принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.
Таким образом, к компетенции органа местного самоуправления, уполномоченного на управление и распоряжение муниципальной собственностью, отнесено обращение с соответствующим заявлением о постановке выявленного бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и последующее, по истечении не менее одного года со дня постановки указанного имущества на учет, принятие его в муниципальную собственность на основании решения суда.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), соответствие этих актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие у органа или лица надлежащих полномочий, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Частью 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, апелляционная коллегия соглашается со следующими выводами суда области.
Обществом не представлено доказательств нарушения администрацией его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые нормы, обязывающие орган местного самоуправления принять от застройщика газовые коммуникации, не вошедшие в состав общедомового имущества, отсутствуют.
Договор, содержащий указанную обязанность, между заявителем как лицом, получившим разрешение на строительство, и администрацией не заключался.
Застройщик не относится также к числу лиц, имеющих право требовать от органа местного самоуправления осуществления им полномочий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
Следовательно, как верно заключил суд первой инстанции, обращение АО "Смолстром-сервис" с письмом к органу местного самоуправления не свидетельствует об обязанности последнего принять в муниципальную собственность участок инженерных сетей газоснабжения и газораспределения и организовать проведение их технического обслуживания.
При этом суд по праву отклонил ссылку заявителя на пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Указанная правовая норма определяет порядок передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности (в том числе коммунальной инфраструктуры - приложение N 2 к данному Постановлению), и не регулирует вопросы перехода в собственность муниципальных образований имущества, созданного за счет средств граждан и организаций - участников долевого строительства.
Кроме того, из положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 не следует, что оно распространяет действие на объекты недвижимости, которые будут созданы в будущем, в период после 1991 года.
Данное Постановление определило критерии разграничения государственной собственности в отношении объектов, существовавших на момент его принятия, и не распространяется на объекты, созданные после 1991 года.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на часть 3 статьи 7 Закона N 69-ФЗ, согласно которой организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку наличие или отсутствие у АО "Смолстром-сервис" статуса специализированной организации не является правоопределяющим условием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по принятию в муниципальную собственность газовых сетей и оборудования.
На основании изложенного суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судебная коллегия также считает, что заявленные требования не могут быть удовлетворены еще и потому, что характеристики газовых сетей, о передаче в муниципальную собственность которых просит АО "Смолстром-сервис" (согласно досудебным письмам в администрацию и поданному в арбитражный суд заявлению об оспаривании бездействия администрации), не соотносятся с характеристиками газовых сетей, указанными в имеющихся в материалах дела актах приемки законченных строительством объектов газораспределительной системы и приложениях к ним.
Так, например, в письмах в администрацию и заявлении в суд относительно дома N 2 по ул. Юбилейная в микрорайоне Новосельцы (N 12 по ГП) обществом указано следующее: наружные сети газоснабжения: низкое давление: труба п/э 1 диам. - 225 мм, длина - 67,9 п/м; 1 диам. - 125 мм, длина - 41,9 п/м, 1 диам. - 90 мм, длина - 54,5 п/м; 1 диам. - 63 мм, длина - 84,1 п/м; среднее давление: труба п/э 1 диам. - 225 мм, длина - 185,5 п/м; 1 диам. - 160 мм, длина - 0,5 п/м; 1 диам. - 110 мм, длина - 56,0 п/м; 1 диам. - 63 мм, длина - 2,7 п/м. Пункт газорегуляторный блочный с регулятором давления РДН-50Н ПГБ-50-Н-ЭК.
При этом согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 26.09.2012 с приложениями (т. 1 л.д. 36-40) генеральным подрядчиком ООО "Гахтехмонтаж" предъявлен к приемке законченный строительством объект - система газоснабжения двухсекционного жилого дома N 12 (по генплану) со встроенными помещениями общественного назначения у деревни Новосельцы Смоленского района. Подземный газопровод среднего давления с ПГБ-50Н к двухсекционному жилому дому N 12 (по генплану) со встроенными помещениями общественного назначения у деревни Новосельцы Смоленского района.
На законченном строительством объекте - система газоснабжения двухсекционного жилого дома N 12 (по генплану) со встроенными помещениями общественного назначения у деревни Новосельцы Смоленского района; подземный газопровод среднего давления с ПГБ-50Н к двухсекционному жилому дому N 12 (по генплану) со встроенными помещениями общественного назначения у деревни Новосельцы Смоленского района субподрядной организацией ООО "Газтехмонтаж" выполнены следующие работы: подземный газопровод среднего давления из полиэтиленовых труб ПЭ100 d225x20,5 l=185,5 м; ПЭ100 d160x14,6 l=0,5 м; ПЭ100 d110x10,0 l=56,0 м; ПЭ 100 d63x5,8 l=2,7 м; из стальных труб d159х3,5 l=0,5 м; надземный газопровод среднего давления из стальных труб d57х3,5 l=1,8 м; кран шаровой dy50 - 1 шт.; ПГБ-50Н - 1 шт. Общая длина газопровода L=247,0 м.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 18.12.2012 с приложениями (т. 1 л.д. 43-45) генеральным подрядчиком ООО "Газтехмонтаж" предъявлен к приемке законченный строительством объект - система газоснабжения четырехсекционного жилого дома N 11 (по генплану) с помещениями общественного назначения и четырехсекционного жилого дома N 12 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Новосельцы Смоленского района. Подземный газопровод низкого давления к четырехсекционному жилому дому N 11 (по генплану) с помещениями общественного назначения и четырехсекционному жилому дому N 12 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Новосельцы Смоленского района.
На законченном строительством объекте - система газоснабжения четырехсекционного жилого дома N 11 (по генплану) с помещениями общественного назначения и четырехсекционного жилого дома N 12 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Новосельцы Смоленского района; подземный газопровод низкого давления к четырехсекционному жилому дому N 11 (по генплану) с помещениями общественного назначения и четырехсекционному жилому дому N 12 (по генплану) с помещениями общественного назначения в д. Новосельцы Смоленского района субподрядной организацией ООО "Газтехмонтаж" выполнены следующие работы: подземный газопровод низкого давления из полиэтиленовых труб ПЭ80 d90x5,2 l=240,5 м; d110x6,3 l=41,5 м; ПЭ80 d160x9,1 l=0,5 м; ПЭ80 d225x20,5 l=53,5 м; ПЭ80 d63x3,6 l=90,5 м; надземный газопровод низкого давления из стальных труб d57x3,5 l=14,5 м; кран dy50 - 16 шт.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде заявителю было предложено пояснить, каким образом им определены величины газовых сетей, которые он указал в письмах в администрацию и поданном в суд заявлении.
В письменных пояснениях по делу от 11.02.2021 АО "Смолстром-сервис" указало, что, так как предметом заявленных требований являются сети, входящие в газораспределительную систему, то их характеристики должны соответствовать данным из актов приемки законченных строительством объектов.
Между тем, исходя из вышеизложенного суд апелляционной инстанции такого соответствия не усматривает.
Далее, заявитель в тех же пояснениях сообщил, что при обращении к ответчику о передаче сетей он исходил из проектных величин, а не фактических, связи с чем и появились расхождения по их протяженности. По мнению заявителя, данный факт не препятствует принятию газовых сетей в муниципальную собственность, так как между ним, администрацией и АО "Газпром газораспределение Смоленск", обслуживающим данные сети, отсутствует спор по идентификации сетей.
Таким образом, учитывая, что АО "Смолстром-сервис" подтверждено наличие вышеназванных несоответствий, судебная коллегия приходит к выводу о том, что газовые сети, характеристики которых приведены в письмах в администрацию и заявлении в суд, при надлежащих замерах могут фактически входить в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Согласно положениям пунктов 4 и 5 части 2 статьи 125 и части 1 статьи 168 АПК РФ рассмотрение дела в арбитражном суде происходит, исходя из предмета и основания, заявленных в иске.
Часть 1 статьи 49 АПК РФ предоставляет только истцу (заявителю) право путем подачи ходатайства изменить предмет или основание иска.
Процессуальное законодательство не содержит норм, позволяющих суду по собственной инициативе изменять предмет или основание заявленных требований.
Предметом настоящего заявления (содержанием материально-правового требования) является требование о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность газовых сетей, характеристики которых указаны АО "Смолстром-сервис" в поданном в суд заявлении. Оснований считать, что оспариваемое бездействие допущено администрацией в отношении газовых сетей с иными характеристиками (протяженность и прочее) у суда апелляционной инстанции не имеется, тем более, что общество и не обращалось в администрацию с заявлением о принятии в муниципальную собственность газовых сетей с такими (иными) характеристиками.
Принимая во внимание, что спор не может быть рассмотрен судом по измененному по собственной инициативе предмету, которое обществом не заявлялось, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Фактические обстоятельства дела установлены судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
АО "Смолстром-сервис" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 11.09.2020 N 3831.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.09.2020 по делу N А62-1711/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Смолстром-сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.09.2020 N 3831.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1711/2020
Истец: АО "СМОЛСТРОМ-СЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЗИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСК", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ , ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, МТУ Ростехнадзора, ОАО "Смоленскоблгаз", ООО "ГАЗТЕХМОНТАЖ", ООО "УПРАВДОМ-СЕРВИС", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, "Ростехнадзор"