город Воронеж |
|
2 марта 2021 г. |
Дело N А36-4473/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 марта 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Совета депутатов городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суд Липецкой области от 30.11.2020 по делу N А36-4473/2020, по заявлению Совета депутатов городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации, г. Елец Липецкой области о признании недействительным решения заместителя управляющего Государственным учреждением - Липецким региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Перова Н.В. от 27.04.2020 года N61 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации (далее - Совет депутатов г.Елец, страхователь, заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ЛРО ФСС, заинтересованное лицо) признании недействительным решения заместителя управляющего Государственным учреждением - Липецким региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Перова Н.В. от 27.04.2020 N 61 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (заявлении N 89 от 05.06.2020).
Решением от 30.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ЛРО ФСС обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что на денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку и компенсации оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, выплачиваемые государственным и муниципальным служащим, не распространяется действие статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Совет депутатов в отзыве на апелляционную жалобы высказал свои правовые возражения.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании решения ЛРО ФСС от 25.02.2020 N н/с в отношении Совет депутатов г.Елец проведена выездная документальная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 гг.
Решением от 27.04.2020 N 61 н/с страхователь привлечен к ответственности за совершение законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в отдельных случаях в 2017-2019 годах страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислялись страхователем в нарушение ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ).
Занижение базы произошло в результате исключения из облагаемой базы сумм выплат компенсаций работникам за неиспользованную санаторно-курортную путевку в 2017-2019 годах в сумме 721 580,50 руб., и компенсаций оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно в сумме 52 857,24, выплачиваемых муниципальным служащим на основании ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", закона Липецкой области от 02.07.2007 N 68-03 "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области" и ст. 5.2. Положения "О муниципальной службе в городском округе город Елец".
На основании вышеуказанного решения страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ в сумме 1 548,88 рублей, штраф в размере 309,78 рублей, пени в размере - 118,49 рублей.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Апелляционный суд полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) гласит, что обязательное социальное страхование это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В порядке пункта 1 статьи 9 Закона N165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в том числе, назначения на должность или утверждения в должности.
Как следует из статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 14.05.2013 N17744/12, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подпункт 1).
База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса (пункт 1 статьи 421 Кодекса).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Одновременно, в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ, равно как и в 422 НК РФ приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Поскольку Закон N 125-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Предусмотренные статьей 129 ТК РФ компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Согласно статье 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (статья 165 ТК РФ).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Закона о муниципальной службе).
В статье 23 Закона о муниципальной службе установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23 Закона о муниципальной службе).
Статьей 7.1 Закона Липецкой области от 02.07.2007 N 68-ОЗ "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области" (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 21.06.2007 N 288-пс) установлено, что муниципальному служащему один раз в год предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку, а также осуществляется оплата проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации при наличии проездных документов в размерах и порядке, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В статье 5.2 Положения "О муниципальной службе в городском округе город Елец", принятом Советом депутатов городского округа город Елец в пределах своей компетенции в соответствии с Законом Липецкой области N 68-03, частью 2 статьи 36 Устава городского округа город Елец разъяснено, что муниципальному служащему городского округа город Елец один раз в год предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию муниципального служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку в размере должностного оклада с установленными ежемесячными выплатами.
Для государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области статьей 7 Закона Липецкой области от 05.01.2000 N 61-03 "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области" установлено, что один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по желанию государственного служащего денежная компенсация за неиспользованную путевку в сумме оклада денежного содержания с учетом надбавок и доплаты.
Размер и порядок выплаты денежной компенсации за неиспользованную путевку депутату, замещающему должность в Совете депутатов городского округа город Елец на постоянной основе, установлены в статье 4 Положения "О некоторых гарантиях депутатам, замещающим должность в Совете депутатов городского округа город Елец на постоянной основе", принятого решением Совета депутатов городского округа город Елец от 16.09.2016 N 384. Согласно указанной статье депутату, замещающему должность в Совете депутатов городского округа город Елец на постоянной основе, один раз в год предоставляется путевка в санаторий или дом отдыха в пределах Российской Федерации или по его желанию денежная компенсация за неиспользованную путевку в размере ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения.
Несмотря на то, что денежная компенсация за неиспользованную путевку муниципальному служащему производится в размере должностного оклада с установленными ежемесячными выплатами, а депутату, замещающему должность в Совете депутатов городского округа город Елец на постоянной основе, в размере ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения, данная компенсация элементом оплаты труда не является. Указанные выплаты производятся вне зависимости от результатов трудовой деятельности, вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения и связаны со статусом лица, как муниципального служащего.
Таким образом, как верно указал суд области, произведенные заявителем выплаты муниципальным служащим и депутатам, замещающим должность на постоянной основе, в виде компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и обратно установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о муниципальной службе, являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 ТК РФ, и не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Доказательства того, что спорные выплаты явились оплатой труда работников, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, заинтересованное лицо не представило.
При таких обстоятельствах, у ЛРО ФСС отсутствовали основания для вывода о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов на суммы компенсационных выплат, а также для доначисления соответствующих сумму недоимок по страховым взносам, пеней и штрафа.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований, заявленных Советом депутатов г. Елец.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ ЛРО ФСС освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.11.2020 по делу N А36-4473/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4473/2020
Истец: Совет депутатов городского округа г. Елец Липецкой области РФ
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ