г. Самара |
|
04 марта 2021 г. |
Дело N А65-25284/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Татнефтьавиасервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2020 года по делу N А65-25284/2020 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Татнефтьавиасервис", Лаишевский район, Международного аэропорта "Казань" (ОГРН 1141690000187, ИНН 1624446535)
к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, г.Москва (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539)
об обжаловании постановления Федеральной антимонопольной службы России по делу об административном нарушении от 07.10.2020 г. N 03/04/19.8.1-22/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефтьавиасервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (далее - ответчик, антимонопольный орган) с заявлением об обжаловании постановления Федеральной антимонопольной службы России по делу об административном нарушении от 07.10.2020 г. N 03/04/19.8.1-22/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2020 года по делу N А65-25284/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить в полном объеме.
В суд от заявителя поступили письменные пояснения по апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении N 03/04/19.8.1-22.2020 от 06.10.2020 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 названного Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу положений части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений или в предоставлений заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федераций; неопубликовании сведений или в опубликований заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации; нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Приказом ФСТ России от 24.06.2011 N 314-т ООО "Татнефтьавиасервис" включено в Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, утвержденный Приказом ФАС России от 08.09.2017 N1189/17.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Стандарты), приказом ФСТ России от 19.04.2011 N 159-т "Об утверждении форм и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также правил заполнения этих форм" (далее - Приказ N 159-т) утверждены формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере услуг аэропортов, а также правила заполнения указанных форм.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09,2010 N 764 (далее - Правила N 764), Федеральной антимонопольной службой осуществляется контроль по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях в пределах установленных полномочий антимонопольного органа.
Пунктом 4 Правил N 764 установлено, что контроль осуществляется в отношении:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации, избранного субъектом регулирования;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации;
д) порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации;
е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм;
ж) достоверности раскрытой информации;
з) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 3 Стандартов, информация раскрывается субъектами естественных монополий путем:
а) размещения на официальном сайте субъекта естественной монополии и(или) на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации (далее -официальный сайт);
б) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, распространяемых в субъектах Российской Федерации, на территории которых субъекты естественных монополий осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) предоставления на безвозмездной основе информации на основании письменных запросов потребителей работ (услуг) субъектов естественных монополий,
В соответствии с пунктом 7 Стандартов, субъекты естественных монополий в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации (внесения изменений в нее) в официальных печатных изданиях и (или) размещения информации на официальном сайте сообщают в орган государственной власти, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и Федеральную антимонопольную службу о раскрытии информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса официального сайта.
В порядке осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, руководствуясь подпунктом "а" пункта 7 Правил N 764, и на основании Стандартов, ФАС России был проведен осмотр официального сайта ООО "Татнефтьавиасервис".
В соответствии с пунктом 4 Стандартов, подлежащая раскрытию информация, размещаемая субъектом естественной монополии на официальном сайте, должна быть доступна для неограниченного круга лиц в течении 5 лет.
В ходе проведения административного расследования, зафиксированного актом осмотра официального интернет-сайта ООО "Татнефтьавиасервис" от 20.07.2020, выявлено отсутствие размещенной информации, предусмотренной подпунктами "б", "г", "д", "е" и "ж" пункта 9 Стандартов, а именно:
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий в сфере выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг);
- о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым работам (услугам), о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
- об условиях, на которых осуществляется выполнение (оказание)регулируемых работ (услуг);
-об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации;
- о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг).
На официальном сайте ООО "Татнефтьавиасервис" отсутствует раскрытие информации по следующим формам:
1) форма N 2 о раскрытии информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий в сфере выполнения (оказания) регулируемых работ (услуг) в аэропортах.
Сведения, указанные в форме N 2, раскрываются за отчетный период (текущий год), а также за прогнозируемый период (2 последующих года).
Указанная форма заполняется субъектами естественных монополий в сфере услуг аэропортов ежегодно на основании годовой бухгалтерской отчетности и отчета о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта, а также по данным внутреннего учета доходов и расходов.
Помимо этого, субъектами естественных монополий ежегодно раскрываются сведения о годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и приложения к нему, отчет о финансовых результатах).
Вышеуказанная информация, в том числе в соответствии с указанной формой, раскрывается не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.
На основании постановления Правительства от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" сроки сдачи отчетности перенесены на 12.06.2020. Соответственно бухгалтерскую (финансовую) отчетность и сведения по Форме N 2 за 2019 г. ООО "Татнефтьавиасервис" должно было разместить (опубликовать) не позднее 12.06.2020 г.
2) Форма N 3-б о содержании инвестиционной программы субъектов естественных монополий;
3) Форма N 3-в о сумме запланированных инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы субъектов естественных монополий.
Сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 приложения N 1 к Приказу N 159-т, подлежат раскрытию ежегодно в течение 10 рабочих дней с момента утверждения инвестиционной программы на очередной год.
Выявлено, что по состоянию на 20.07.2020 ООО "Татнефтьавиасервис" не размещало информацию за период с 2015 г. по настоящее время. Таким образом, ООО "Татнефтьавиасервис" нарушило установленные Стандарты раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Пунктом 6 Правил N 764 установлено, что нарушение установленных стандартов раскрытия информации, форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами регулирования, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения является ООО "Татнефтьавиасервис" (адрес: 42017, Республика Татарстан, Лаишевский район. Международный аэропорт "Казань"; ИНН 1624446535; КПП 162401001; ОГРН 1141690000187, дата регистрации юридического лица - 09.01.2014).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО "Татнефтьавиасервис" имелась возможность не совершать указанного деяния, однако Заявитель этого не сделал, тем самым виновно совершив административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Доказательства исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушений, а также объективных причин, делающих невозможным раскрытие информации в соответствии с действующим законодательством, ООО "Татнефтьавиасервис" не представлены.
Факт совершения правонарушения заявитель не оспаривает.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в части признания совершенного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, явилось размещение ООО "Татнефтьавиасервис" информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктом 9 Стандартов раскрытия информации и приказом ФАС России N 790/16, до вынесения постановления ФАС России по делу N 03/04/19.8.1-22/2020 об административном правонарушении.
Доводы о малозначительности и отсутствии реального ущерба рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку длительный характер неисполнения существующей обязанности по раскрытию информации в условиях внедрения информационных технологий, являющихся основой цифровой экономики не относится к малозначительным, поскольку формирование цифровой экономики находится в центре внимания развития современного российского государства, и является вопросом национальной безопасности, в силу чего, назначенная мера ответственности, соразмерна степени тяжести административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении N 03/04/19.8.1-22/2020 в отношении ООО "Татнефтьавиасервис", не установлено.
Согласно части 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы заявителя отклоняются.
Наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения подтверждено материалами дела.
Доводы заявителя рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Ссылки в апелляционной жалобе на регулярное направление информации в ФАС России, в УФАС по РТ, на представление финансовой отчетности в налоговые органы, не свидетельствую об отсутствии обязанности по выполнению требований порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, а также не опровергают факта отсутствия размещенной информации, предусмотренной подпунктами "б", "г", "д", "е" и "ж" пункта 9 Стандартов, выявленного в результате осмотра официального интернет-сайта ООО "Татнефтьавиасервис" 20.07.2020.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2020 года по делу N А65-25284/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25284/2020
Истец: ООО "Татнефтьавиасервис", Лаишевский район, Международный аэропорт "Казань"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, г.Москва
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд